Файл: Управление инновационным проектом (Теоретические основы инновационного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном обществе темпы экономического роста и уровень развития стран во многом определяется ролью научно-технического прогресса в интеллектуализации производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент – это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления, и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция, выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.

Инновационная деятельность предприятия характеризуется широким распространением концепции проектного управления. Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Так как осуществляемые изменения систем, как правило, носят характер инновационных преобразований, то речь в данном случае идет об инновационных проектах и управлении инновационными проектами.

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов.

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:

  1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
  2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Актуальность выбранной темы, в первую очередь обуславливается тем, что, инновационные проекты, это необходимое условие для развития организации, усовершенствования и увеличения прибыли.

Объектом исследования данной работы являются инновационные проекты.

Глава 1 Теоретические основы инновационного проекта


1.1 Понятие и содержание инновационной деятельности и инновационного менеджмента

Инновационная деятельность— это совокупность процессов, связанных с трансформацией идей в новые или усовершенствованные продукты (услуги), технологические процессы или способы производства. Таким образом, инновационная деятельность радикально изменяет все виды рутинной, консервативной, устоявшейся деятельности в экономике, а также основных механизмов социально-экономического развития общества.

Содержание инновационной деятельности — это создание и распределение новшеств в материально-технической базе предприятий, сферах производства и услуг. Инновационная деятельность — звено интеграции научного и материального производства и реализации технических, организационно-экономических потребностей предприятий и организаций.

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационные процессы, преобразующие научные знания в новые продукты, технологии и услуги, но и значительный комплекс маркетинговой и других видов подготовки производства, организационно-экономических, технологических и управленческих мероприятий, приводящих к инновациям и новым инновационным решениям.

Главная цель инновационной деятельности предприятия (организации) заключается в обеспечении конкурентоспособности и эффективности его функционирования на рынке. Помимо главной цели существуют функциональные (частные) цели:

  • замена устаревших видов продукции (услуг);
  • диверсификация производства, предусматривающая расширение номенклатуры реализуемых видов продукции (услуг);
  • сокращение жизненного цикла (ЖЦ) товаров или услуг;
  • повышение удельного веса инновационной продукции, технологии, менеджмента в общей структуре;
  • завоевание предприятием новых ниш рынка;
  • повышение производительности труда и эффективности производства; сохранение известного имиджа или завоевание имиджа инновационно активной организации (предприятия), высокого места в рейтинге (иерархии в системе топ-менеджмента).

В заключение данного параграфа уточним сущность понятий:

1) “инновация” — это нововведение в области техники, технологии, организации, управления, основанное на использовании достижений НТП, науки и передового производственного опыта, обеспечивающее повышение эффективности производства, качества продукции (услуг) и ее конкурентоспособности;2

2) “инновационно активная организация” — организация, которая в течение трех последних лет имела завершенные инновации.3


Воздействие хозяйственного механизма на инновационную деятельность осуществляется посредством определенных приемов и стратегии управления, называемых в комплексе инновационным менеджментом. Иначе говоря, инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

  1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации, предполагающая проведение организационно-технологического комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи;
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.

В инновационном менеджменте выделяют два уровня:

1) стратегический инновационный менеджмент, направленный на разработку стратегий роста и развития предприятий (организаций), технологических, социальных и организационно-экономических изменений, а также в целом разработку концепций формирования и совершенствования экономических систем;

2) функциональный (оперативный) инновационный менеджмент, направленный на организацию эффективного управления процессами разработки и внедрения новшеств.

Оба уровня, взаимодействуя, дополняют друг друга в едином комплексе управления: стратегический менеджмент сосредоточен на главных проблемах управления, его концептуальных основах; функциональный — на оперативных направлениях деятельности предприятий (организаций), его функциональных подсистем, участников и элементов инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент включает в себя следующие действия:

  • постановка стратегических и оперативных целей;
  • разработка стратегий и стратегических направлений развития;
  • анализ внешней и внутренней среды предприятий (организаций);
  • анализ инфраструктуры предприятий и производств;
  • анализ возможностей (перспектив) развития предприятий (организаций);
  • стратегическое и оперативное планирование;
  • анализ эффективности и путей совершенствования организационных структур управления;
  • анализ технико-технологического и организационно-экономического развития производства;
  • анализ и оценка эффективности инновационных проектов;
  • выбор и разработка инновационных процессов;
  • анализ разработки и внедрения организационно-управленческих решений;
  • изучение рыночной конъюнктуры и проблем диверсификации производства;
  • оценка эффективности инноваций и ИД;
  • анализ стратегии и тактики инновационного маркетинга;
  • формирование и развитие инновационных стратегий на предприятиях;
  • организация управления рисками.

Инновационный менеджмент на предприятиях развивается в последние годы весьма динамично и проявляет свою эффективность в зависимости от гибкости его реакции на изменения неопределенной внешней рыночной среды, влияния НТП на производственно-хозяйственную деятельность, а также под воздействием глобальных процессов мировой экономики. Он использует определенные стандартные способы решения и приемы менеджмента, программы управления инновацией, другие научные методы и подходы, изложенные в последующих материалах данного учебника. Знания и навыки в области инновационного менеджмента позволят будущим специалистам и руководителям предприятий (организаций) эффективно работать в сложные условия х современной инновационно-модернизируемой экономики России.5

1.2 Классификация инновационных проектов

Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Ниже приведена классификация инновационных проектов.

Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:

  • Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля)
  • Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
  • Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
  • Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии).

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.


Виды инновационных проектов по основным типам:

По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:

  • исследовательские;
  • научно-технические;
  • связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
  • проекты системного обновления предприятия.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

  • международные;
  • республиканские;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • отдельного предприятия.

По характеру целей проекта подразделяются на:

  • конечные - отражают цели, решения проблемы в целом;
  • промежуточные.

По периоду реализации подразделяются на:

  • долгосрочные (более 5 лет);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • краткосрочные (1-2 года).

По типу инноваций подразделяются на:

  • новый продукт;
  • новый метод производства;
  • новый рынок;
  • новый источник сырья;
  • новая структура управления.

По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

По типу инноваций, могут быть:

  • ведение нового или усовершенствованного продукта;
  • создание нового рынка;
  • освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;
  • реорганизация структуры управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.