Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Денежная система и ее структурные элементы
1.2 Денежная система и ее типы
1.3 Разновидность денежной системы
ГЛАВА 2. Особенности денежной системы и денежного обращения РФ
2.1 Особенности денежной системы РФ
2.2 Особенности денежного обращения в России
ГЛАВА 3. Перспективы развития денежной системы
3.1 Тенденции развития современной денежной системы
Денежная система рыночного типа
Принципы организации денежной системы
Наименование Порядок Эмиссионный Структура Порядок
денежной обеспечения механизм денежной массы прогнозирования
единицы денежных знаков в обороте и планирование
Механизм Порядок Порядок кассовой денежно- установления дисциплины
Кредитного валютного регулирования курса
Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации денежной системы. Под принципом денежной системы понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.
Принцип централизованного управления денежной системой.
Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственной административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах страны.
Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики, характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления, а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
Принцип прогнозного планирования денежного оборота
Он обозначает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливается не как директивные планы, обязательные для исполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, Министерство финансов страны.
1. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.
Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляции; с другой стороны- расширять денежны1й оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами) устойчивость оборота может быть нарушена и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств.
4. Принцип кредитного характера денежной системы.
В соответствии с этим принципом появления новых денежных знаков в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
5. Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков
В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.
6. Принцип не подчинённости Центрального банка правительству и подотчетности его Парламенту страны
Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией является приоритетной задачей Центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения, стоящие перед Правительством и их задачи, начнут исчерпывать средства Центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время Центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому Центральный банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между Центральным банком и Правительством.
7. Принцип предоставления Правительству денежных средств только в порядке кредитования.
Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что Центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги).
Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных масштабных бюджетов и не давать тем самым стимул к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет Правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных бюджетов.
8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования
Сущность его заключается в том, что Центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.
9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом
Государство через банковскую и финансовую систему налоговые органы должны обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме этого объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации, как наличного, так и безналичного оборотов.
10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны
Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.
3.2. Развитие платежной системы.
Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.
Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.
Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.
Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы. Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, деньги в условиях рыночной экономики осуществляют постоянное движение в сфере обращения, и это движение связанное, прежде всего с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.
Известны различные типы денежных систем. В зависимости от вида денег они подразделяются на системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения. К системам металлического обращения относятся биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях.
Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом, и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золото девизный стандарт. И по каким же принципам строится современная денежная система рыночного типа? Перечислим их:
· Принцип централизованного управления денежной системой.
· Принцип прогнозного планирования денежного оборота.
· Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота
· Принцип кредитного характера денежной эмиссии.
· Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.
· Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.
· Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.
· Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.
· Принцип надзора и контроля над денежным оборотом.
· Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.
ГЛОССАРИЙ
1. Валюта -денежная единица страны, участвующей в международном экономическом обмене и других международных отношениях, связанных с денежными расчетами.
2. Валютная биржа - это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой состоит в предоставлении услуг по организации и проведению торгов, в ходе которых участники заключают сделки с иностранной валютой.
3. Валютный рынок -это вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка.
4. Денежная масса- весь объём выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках.
5. Денежная система - форма организации денежного обращения в стране, т.е. движение денег в наличной и безналичной формах.
6. Деньги - специфический товар (вещь), который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров.
7. Законное средство платежа - денежные знаки, которые в соответствии с законом данного государства являются обязательными к приёму для погашения долга на территории данного государства.
8. Кредитно-депозитные операции - это совокупность краткосрочных (от 1 дня до 1 года) операций по размещению свободных денежных остатков
9. Карта пластиковая - одна из форм безналичных, неденежных расчетов
10. Не ликвидность - неспособность быстро превращаться в наличные деньги или другие платежные средства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
1. Аверченко В.А. К вопросу о безналичном денежном обороте в России. // Банковское дело. - 2002. - № 5.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- С286
3. Бочарова Т.А. Концептуальные основы государственной регуляции организации денежного оборота сектора экономики. //Финансы и кредит. - 2003. -№13
4. Деньги кредит банки: учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. - 3изд., пераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.- С214
5. Косой А.М. Денежная эмиссия: Сущность, свойства и оптимальность. //Деньги и кредит. - 2001. - №5.