Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления коллективом.
1.1 Понятие и признаки коллектива.
1.2 Виды и психологические характеристики коллективов.
1.3 Методы управления коллективом.
Глава 2. Управление женским коллективом.
2.1 Специфика этических норм и принципов в руководстве женским коллективом.
2.2 Профессиональная этика - мода или необходимость.
2.3 Этические критерии оценки деятельности руководителя
2.4 Основные тактики демонстрации статуса
2.5 Этика деловых отношений специфика малого и среднего бизнеса
Введение.
Управление организацией - представляет собой сложную работу, также это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководство должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами. Иначе говоря, руководство достигает целей организации через других людей.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров.
Во-первых, нужны знания для оценивания и совершенствования личности.
Во-вторых, следует иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми.
В-третьих, необходима психолого-педагогическая компетентность, связанная с реализацией функции воспитателя подчиненных.
В-четвертых, нужны знания психологических закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать их.
Способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат - одни из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.
Основой любой организации являются люди, и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей.
Коллектив - группа людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
Несомненно, исследования вопросов совершенствования механизмов эффективного управления коллективами организаций в современных условиях, вооружающих практиков конкретными научно-обоснованными рекомендациями, в том числе по формам и методам взаимодействия субъектов и объектов управления, является весьма важной, своевременной и актуальной задачей. Непрерывное изменение социально-экономической ситуации, особенно в условиях реформирования идеологического и хозяйственного устройства государственной системы, как это имеет место в России, требует постоянного совершенствования методов управления профессиональной деятельностью любого коллектива.
Без решения задачи, повышения эффективности всех ключевых элементов механизма управления, трудно рассчитывать на успех в деятельности любого промышленного предприятия или организации в современных условиях. Именно это обстоятельство делает проблему совершенствования форм и методов формирования механизма управления коллективом весьма актуальной.
Цель данной работы заключается в том, чтобы донести до читателей, что знания об управлении коллективом важны для руководителей, особенно об управлении женским коллективом. Потому что женский коллектив имеет ряд нюансов, которые стоит учесть.
Глава 1. Теоретические основы управления коллективом.
1.1 Понятие и признаки коллектива.
Сегодня люди работают не в одиночку, а в составе группы, всегда выступающей по отношению к другим группам, как единое целое.
Группы бывают реальными и условными, участники которых объединены статистически по какому-то признаку, но в том и другом случае они существуют объективно.
Однако членство в реальной группе не означает, что люди постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу. Главное здесь - включение в определенную систему межличностных отношений.
Такие отношения могут быть взаимоположительными, взаимоотрицательными, или асимметричными. Отношения являются гармоничными или только отрицательные, или только позитивные.
В организации группа может существовать как подразделение, проектная команда, комитет, бригада и проч., выступая при этом в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры.
В соответствии со степенью сплоченности участников выделяют несколько типов групп:
* группа-конгломерат - состоящая из лиц, случайно оказавшихся рядом и не связанных между собой;
* группа-объединение - временное образование для решения конкретных разовых проблем;
* группа-коллектив - чтобы считаться таковым, она должна удовлетворять нескольким признакам.
1. Наличие общей цели у всех ее членов. Как бы эта цель ни формировалась, она всегда будет одной для всех, а не просто одинаковой, схожей. Иначе группа являлась бы объединением. Члены группы не в состоянии исполнять разумную активность, пока отсутствует осмысленная, делимая всеми цель сознание значительности которой для человека является одной из основ коллектива.
2. Психологическое признание членами коллектива друг друга. В базе этого лежат общие интересы, идеалы, взгляды, схожесть или дополняемость нравов и т. п.
3. Психологическое признание делает вероятным практическое взаимодействие людей, направленное на приобретение цели. В результате взаимодействия возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее соучастников в отдельности.. На это есть некоторое количество обстоятельств:
- взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека;
- вследствие неминуемо возникающей специализации труда удается существенно повысить ее производительность;
- в процессе совместной деятельности у участников помимо их воли возникает дух соревнования, мобилизующий скрытые резервы и существенно повышающий интенсивность труда;
- создаются условия успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными участниками.
4. Наличие определенной культуры, представленной общими ценностями, нормами, правилами поведения, традициями, требованиями к физическому и моральному облику участников, символикой и т.п. склонность к поддержании. Традиции бывают в каждом коллективе. В итоге у него создается комплекс представлений о собственной значительности, преимуществе над иными, придающий ему дополнительную силу, устойчивость, единство.
5. Наличие системы общественного контроля, которая дозволяет группе повлиять на участников через присмотр, санкции, одобрения.
6. Наличие довольно верно проявленной структуры:
- функциональная - с учетом производственных задач, выполняемых каждым;
- политическая - исходя из принадлежности к тем или иным группировкам;
- социально-демографической - например, по полу, возрасту, образованию и др.;
- социально-психологической - в соответствии с симпатиями и антипатиями;
- поведенческой, определяемой активностью людей;
- мотивационная - в зависимости от движущих факторов поведения и прочее.
В пределах коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
-дружеская кооперация, взаимопомощь, которые основаны на полном доверии;
-дружеское соперничество в отдельных сферах в рамках позитивного взаимодействия;
-формальное сотрудничество при фактическом нейтралитете;
-соперничество в рамках формального сотрудничества при взаимном не доверии;
-ориентация на индивидуальные цели даже при совместной работе;
-соперничество и негативные отношения друг к другу в рамках общей деятельности и взаимной зависимости.
1.2 Виды и психологические характеристики коллективов.
Рассмотрим классификацию коллективов.
1. По составу коллективы бывают гомогенными и гетерогенными.
Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч., наиболее эффективны при решении трудных творческих проблем. Поэтому сейчас, когда к людям созданием предъявляются разносторонние запросы, желательно, чтоб трудящийся коллектив состоял из непохожих личностей с неоднозначными возможностями. В условиях интенсивной работы с простыми задачами лучше справляются однородные коллективы. Поскольку их члены лучше понимают друг друга, то возможности их взаимного влияния и формирования общности взглядов и позиций здесь выше.
2. По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном желании людей сотрудничать друг с другом. Сила подобных коллективов в том и состоит, что их невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам.
3. По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы.
В формальных связи предписываются заранее, в неформальных складываются спонтанно, сами собой.
Формальный коллектив объединяет людей только как представителей должностей, взаимодействие между которыми изначально предопределено технологией работы.
Однако человек не может обойтись без личных контактов, в том числе и при решении чисто служебных проблем. В результате наряду с формальным возникает неформальный коллектив как система незапрограммированных деловых и эмоциональных отношений.
Как правило, ни один коллектив не может быть или только формальным, или только неформальным, а содержит как те, так и другие элементы. На практике одна часть организации функционирует на базе преимущественно формальных принципов, другая - неформальных. В зависимости от ситуации соотношение формальных и неформальных моментов постоянно колеблется.
4. Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные и постоянные.
5. Важным признаком, в соответствии с которым коллективы могут классифицироваться, является степень свободы, предоставляемая их участникам.
Во-первых, речь идет о свободе включения в коллектив.
Во-вторых, можно говорить о свободе осуществления деятельности в рамках коллектива. Возможность членства во многих группах обусловлена многогранной структурой личности.
6. В соответствии с функциями выделяют инструментальные коллективы, ориентированные на решение определенной задачи, и эмоциональные, целью которых являются удовлетворение личных потребностей и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
Осуществление функций предполагает определенную степень внутреннего разделения труда.
В одних коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность полной взаимозаменяемости работников. В других имеет место специфика отдельных видов труда в пределах одного и того же качества, что уже ограничивает взаимозаменяемость. В третьих имеет место глубокое качественное разделение, вообще исключающее взаимозаменяемость, что затрудняет нормальное функционирование коллектива при болезни или уходе одного из его членов.
7. По размерам коллективы подразделяются на малые и большие.
В малых между всеми участниками существуют постоянные личные контакты. Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее. Число членов малого коллектива, как правило, не превышает 20.
Большие коллективы, где непосредственные связи между людьми практически отсутствуют, называются вторичными. Они формируются обычно по целевому принципу, поэтому основное значение здесь придается не личным качествам участников, а их умению выполнять те или иные функции. Для управления такими коллективами нужны специальные менеджеры.
Если обязанности как исполнителей, так и руководителей четко распределены, то людей здесь можно безболезненно заменять, ибо всегда найдется человек, обладающий нужными знаниями и навыками.
Коллективы различаются между собой психологически, что проявляется в характере их внутреннего климата, состояния и степени сплоченности участников. Рассмотрим эти моменты подробнее.
Психологический климат - это явление, которое отражает состояние внутренних взаимоотношений в коллективе. На него влияют требования администрации, методы руководства, степень совместимости людей и др. О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что хорошее настроение повышает эффективность работы людей примерно в полтора раза.