Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия рентабельности деятельности
1.1 Понятие и экономическая сущность рентабельности производства продукции
.2 Показатели рентабельности деятельности и методика их расчета
1.3 Факторы повышения рентабельности производства растениеводческой продукции
2. Оценка рентабельности деятельности ООО "Рис"
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия)
i - рентабельность каждого вида продукции, (%);
Ці, Сni - соответственно цена и полная себестоимость i-го вида продукции, (руб.);
Сni - полная себестоимость i-го вида продукции, (руб.);
Все чаще применяют показатель рентабельности продаж, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к стоимости реализованной продукции (РП):
(6)
где Rn - рентабельности продаж, (%);
Пр - прибыль от реализации, (руб.);
РП - реализованная продукция, (руб.).
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: размер прибыли и уровень рентабельности при правильном понимании этих категорий отражают воздействие таких факторов, как реальное повышение уровня конкурентоспособности продукции, увеличение объема ее продаж, повышение организационно-технического уровня производства и, как следствие, снижение себестоимости [12, с.189].
Определяющим в содержании понятия "рентабельность производства" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [4, с.73]
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли. [11, 109]
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы - такие. Которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [1, с.142].
Важным условием роста экономической эффективности отраслей растениеводства является повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур и снижение материально-денежных затрат на производство и реализацию продукции. Возможен резерв улучшения факторов первого порядка, как показывает опыт и значительные различия в уровне урожайности между отдельными предприятиями, находятся сравнительно в одинаковых условиях. Это также подтверждает опыт научных учреждений и опытных станций. Все необходимые факторы демонстрирует рисунок 3.
Прежде всего, на благоприятную урожайность растениеводческой продукции существенное влияние имеет фактор расширения посевных площадей. Данный фактор определяется с помощью проведения анализа земельных ресурсов - на сколько эффективно они включены в сельскохозяйственный оборот, потому как многие участки заняты кустарником, залежами, заболоченными землями, дорогами и проездами и др.
Существенным фактором увеличения производства продукции растениеводства является улучшение структуры посевных площадей за счет увеличения доли более урожайных культур в общей площади. Для достижения резерва сначала необходимо разработать оптимальную модель посевов для данного предприятия с учетом всех его возможностей и ограничений. Далее следует сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с той же площади при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов.
Основным резервом увеличения производства растениеводческой продукции является рост урожайности сельскохозяйственных культур. Данный процесс включает в себя: внесения необходимого количества удобрении для достижения запланированного уровня урожайности; повышение окупаемости удобрений; использование высокоурожайных сортов культур, устойчивых к полеганию, болезням и вредителям; недопущения потерь продукции при уборке урожая; улучшение сенокоса и пастбищ и других агротехнических мероприятий. [10, с.34]
Рисунок 3 - Источники факторов увеличения производительности продукции растениеводства
Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.
Общество с ограниченной ответственностью "Рис" было создано и начало свою деятельность с 01 апреля 2006 года. Находится оно на хуторе Ольгинском Абинского района Краснодарского края.
Основной вид деятельности - производство и реализация продукции сельскохозяйственного производства. Предприятие специализируется исключительно на производстве растениеводческой продукции. Основная продукция, предлагаемая ООО "Рис" на рынке - озимая пшеница, озимый ячмень, рис, горох.
С момента создания ООО "Рис" находится на специальном режиме налогообложения - Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН).
Финансовое положение предприятия, в значительной степени, зависит от целесообразности и правильности вложения и использования финансовых ресурсов в активы (имущество предприятия). Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевает постоянные изменения.
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста (уменьшения) всего имущества предприятия и отдельных его видов.
Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов. Структура имущества зависит от специфики деятельности предприятия.
Таблица 1 - Состав и структура имущества ООО "Рис", на конец года
Ці, Сni - соответственно цена и полная себестоимость i-го вида продукции, (руб.);
Сni - полная себестоимость i-го вида продукции, (руб.);
Все чаще применяют показатель рентабельности продаж, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к стоимости реализованной продукции (РП):
(6)
где Rn - рентабельности продаж, (%);
Пр - прибыль от реализации, (руб.);
РП - реализованная продукция, (руб.).
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: размер прибыли и уровень рентабельности при правильном понимании этих категорий отражают воздействие таких факторов, как реальное повышение уровня конкурентоспособности продукции, увеличение объема ее продаж, повышение организационно-технического уровня производства и, как следствие, снижение себестоимости [12, с.189].
1.3 Факторы повышения рентабельности производства растениеводческой продукции
Определяющим в содержании понятия "рентабельность производства" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [4, с.73]
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли. [11, 109]
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы - такие. Которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции [1, с.142].
Важным условием роста экономической эффективности отраслей растениеводства является повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур и снижение материально-денежных затрат на производство и реализацию продукции. Возможен резерв улучшения факторов первого порядка, как показывает опыт и значительные различия в уровне урожайности между отдельными предприятиями, находятся сравнительно в одинаковых условиях. Это также подтверждает опыт научных учреждений и опытных станций. Все необходимые факторы демонстрирует рисунок 3.
Прежде всего, на благоприятную урожайность растениеводческой продукции существенное влияние имеет фактор расширения посевных площадей. Данный фактор определяется с помощью проведения анализа земельных ресурсов - на сколько эффективно они включены в сельскохозяйственный оборот, потому как многие участки заняты кустарником, залежами, заболоченными землями, дорогами и проездами и др.
Существенным фактором увеличения производства продукции растениеводства является улучшение структуры посевных площадей за счет увеличения доли более урожайных культур в общей площади. Для достижения резерва сначала необходимо разработать оптимальную модель посевов для данного предприятия с учетом всех его возможностей и ограничений. Далее следует сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с той же площади при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов.
Основным резервом увеличения производства растениеводческой продукции является рост урожайности сельскохозяйственных культур. Данный процесс включает в себя: внесения необходимого количества удобрении для достижения запланированного уровня урожайности; повышение окупаемости удобрений; использование высокоурожайных сортов культур, устойчивых к полеганию, болезням и вредителям; недопущения потерь продукции при уборке урожая; улучшение сенокоса и пастбищ и других агротехнических мероприятий. [10, с.34]
Рисунок 3 - Источники факторов увеличения производительности продукции растениеводства
Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.
2. Оценка рентабельности деятельности ООО "Рис"
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия)
Общество с ограниченной ответственностью "Рис" было создано и начало свою деятельность с 01 апреля 2006 года. Находится оно на хуторе Ольгинском Абинского района Краснодарского края.
Основной вид деятельности - производство и реализация продукции сельскохозяйственного производства. Предприятие специализируется исключительно на производстве растениеводческой продукции. Основная продукция, предлагаемая ООО "Рис" на рынке - озимая пшеница, озимый ячмень, рис, горох.
С момента создания ООО "Рис" находится на специальном режиме налогообложения - Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН).
Финансовое положение предприятия, в значительной степени, зависит от целесообразности и правильности вложения и использования финансовых ресурсов в активы (имущество предприятия). Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевает постоянные изменения.
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста (уменьшения) всего имущества предприятия и отдельных его видов.
Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов. Структура имущества зависит от специфики деятельности предприятия.
Таблица 1 - Состав и структура имущества ООО "Рис", на конец года
Вид имущества | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Абсолютное отклонение 2013 г. от 2011 г., ± | ||||||||||||||
| Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | Проц. пункт. | ||||||||||
Внеоборотные активы всего | 16401 | 12,5 | 17562 | 10,6 | 34014 | 18,4 | 17613 | 5,9 | ||||||||||
Основные средства | 8964 | 6,8 | 10125 | 6,1 | 15429 | 8,4 | 6465 | 1,6 | ||||||||||
Прочие внеоборотные активы | 7437 | 5,7 | 7437 | 4,5 | 18585 | 10,1 | 11148 | 4,4 | ||||||||||
Оборотные активы всего | 58250 | 44,4 | 65148 | 39,4 | 58334 | 31,6 | 84 | -12,8 | ||||||||||
в том числе: | | | | | | | | | ||||||||||
-запасы | 22931 | 17,4 | 26973 | 16,3 | 19311 | 10,5 | -3620 | -6,9 | ||||||||||
-дебиторская задолженность | 3041 | 2,3 | 2395 | 1,4 | 2553 | 1,3 | -488 | -1 | ||||||||||
-денежные средства | 14278 | 10,9 | 35780 | 21,7 | 36470 | 19,7 | 22192 | 8,8 | ||||||||||
Всего имущества (валюта баланса) | 131302 | 100 | 165420 | 100 | 184696 | 100 | 53394 | 0 |