Файл: Соч 4, 11 кл Я2 Задания суммативного оценивания за 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЧ 4, 11 кл Я2
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русский язык и литература»
Слушание [5]
Задание. Прослушайте отрывок из книги Ч. Айтматова «И дольше века длится день» и отметьте один правильный ответ: А, В, С или D. К тексту есть и вопросы, требующие краткого ответа.
Транскрипт
Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище Ана- Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири – куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина. Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца. «Вспомни, как тебя зовут, – умоляла мать. – Твоё имя Жоламан».
Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел – для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.
Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить
его бежать. Озираясь, искала...
Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана- Бейит – Материнским упокоем...
-
Кто стирал память пленных, пытая их?-
Жуаньжуаны B. манкурт
-
C.пастух D. мать [1]
-
Почему сын убил мать? ______________________________________________________________________________ [1] -
Допишите нужные слова вместо пропусков.-
Женщину звали[1] -
Мать возвращалась к сыну, чтобы[1]
-
-
Определите цель текста.-
показать опасность манкуртов для общества -
описать жизнь манкуртов в плену -
рассказать историю появления кладбища -
показать жестокость жуаньжуаней [1]
-
Чтение [10]
Прочитайте два текста и выполните задания.
Текст 1.
У знакомых старая нянька. Из Москвы вывезена.
Плавна, самая настоящая – толстая, сердитая, новых порядков не любит, старые блюдёт, умеет ватрушку печь и весь дом в страхе держит.
Вечером, когда дети улягутся и уснут, идет нянька на кухню. Там француженка кухарка готовит поздний французский обед.
-
Asseyez-vous! {Садитесь (фр.).} – подставляет она табуретку. Нянька не садится. -
Не к чему, ноги еще, слава Богу, держат. Стоит у двери, смотрит строго. -
А вот скажи ты мне, отчего у вас благовесту не слышно? Церкви есть, а благовесту не слышно. Небось молчишь! Молчать всякий может, молчать очень даже легко. А за свою веру, милая моя, каждый обязан вину нести и ответ держать. Вот что! -
Я в суп кладу селлери и зеленый горошек! – любезно отвечает кухарка. -
Вот то-то и оно... Как же ты к заутрене попадешь без благовесту? То-то, я смотрю, у вас и не ходят. Грех осуждать, а не осудить нельзя... А почему у вас собак нет? Этакий город большой, а собак – раз-два, да и обчелся. И то самые мореные, хвосты дрожат. -
Четыре франка кило, – возражает кухарка. -
Теперь, вон у вас землянику продают. Разве можно это в апреле месяце? У нас-то теперь благодать – клюкву бабы на базар вынесли, первую, подснежную. Ее и в чай хорошо. А ты что? Ты, пожалуй, и киселя-то никогда не пробовала! -
Le président de la republique? {Президент республики? (фр.).} – удивляется кухарка.
Нянька долго стоит у дверей у притолоки. Долго рассказывает о лесах, полях, о монашенках, о соленых груздях, о черных тараканах, о крестном ходе с водосвятием, чтобы дождик был, зерно напоил.
Наговорится, напечалится, съежится, будто меньше станет, и пойдет в детскую, к ночным думкам, к старушьим снам – все о том же.
Заутреня – церковная служба у христиан, совершаемая обычно рано утром. Благовест – колокольный звон перед началом церковной службы.
1.Тема текста _________________________________________________________________[1]
2. Какая цитата выражает основную мысль текста?
-
Кухарка готовит обед. -
За свою веру каждый обязан ответ держать. -
У нас-то теперь благодать. -
К ночным думкам, к старушьим снам – все о том же. [1]
3. Как Вы думаете, почему нянька идёт на кухню вечером? Ответ подтвердите примером из текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]
Текст 2
Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц.
Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее…
«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом-Богом тебя молю, возьми меня отсюда…»
Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На
печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…
4. Найдите утверждение, несоответствующее тексту.
-
Мальчик смотрел на окно. -
Радостное было время! -
Молодые берёзки стоят неподвижно. -
Собака ходила возле печи. [1]
5. Найдите в первом абзаце 2-го текста предложение, которое выражает мысль о прежней лучшей жизни мальчика по сравнению с нынешней.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[1]
Сравните два текста
6. Что сближает героев произведений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]
7. В чём отличие двух произведений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]
Письмо [10]
Задание. Напишите сравнительно-сопоставительное эссе, выбрав одну из предложенных тем. Проведите сравнение не менее чем по четырем параметрам. Используйте производные предлоги, неполные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения. Соблюдайте пунктуационные нормы в сложных союзных и бессоюзных предложениях, при обособлении второстепенных членов.
-
Дети и взрослые: кому легче отстаивать свои права? -
Современные реалии: работать на родине или за рубежом?
Говорение [5]
Задание. Создайте высказывание, сравнивая информацию двух схем, демонстрируя владение словарным запасом, включающим общенаучную и узкоспециальную лексику социально-
культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер.
Схема 1.
Схема 2.