Файл: Надзор за исполнением законов (Общий надзор). Предмет надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надзор за исполнением законов (Общий надзор).

Предмет надзора.


Предметом надзора являются:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,

    • федеральными органами исполнительной власти,

    • Следственным комитетом Российской Федерации,

    • представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

    • органами местного самоуправления,

    • органами военного управления,

    • органами контроля, их должностными лицами,

    • субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания,

    • органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

  • соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

Объекты надзора.


  1. Федеральные министерства и ведомства

  2. Государственные комитеты

  3. Иные федеральные органы исполнительной власти

  4. Органы военного управления

  5. Федеральные службы

  6. Органы контроля

  7. Органы местного самоуправления

  8. Представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ

  9. Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций

Полномочия прокурора.


Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения

    1. беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше

    2. иметь доступ к их документам и материалам

    3. проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона

  2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов

    1. представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений

    2. выделения специалистов для выяснения возникших вопросов

    3. проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций

  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов

  4. прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона

  5. прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными выше:

    1. освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов

    2. опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными

    3. вносит представление об устранении нарушений закона

Протест прокурора.


Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий и приведении правового акта в соответствие с действующим законодательством, либо об его отмене.

Сфера действия протеста ограничивается только правовыми актами.

Правом вынесения протеста наделены только прокурор и его заместитель.

Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокурора соответствующего уровня, вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенций нижестоящего прокурора и выносить протесты на правовые акты не только своего уровня, но и нижестоящих уровней.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Обязательные реквизиты:

  • точное название органа, которому выносится протест

  • точное название правого акта, являющегося противоречащим закону

  • конкретное название закона и его положения, которым противоречит опротестованный акт

  • обстоятельства, дающие основания для вывода о незаконности акта

  • четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста

  • подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина

Представление прокурора.



Представление прокурора – акт прокурорского реагирования, цель которого устранение нарушений закона, их причин и способствующих условий.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление готовится прежде всего на основе материалов прокурорской проверки.

Основанием являются установленные факты нарушения закона.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Обязательные реквизиты:

  • точное название органа, которому выносится представление

  • источники информации об имевших место нарушениях закона

  • анализ их причин и способствующих условий

  • требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств

  • указания, касающиеся порядка и сроков устранения нарушений закона

Представление должно быть правовым, логичным, обоснованным, грамотно оформленным.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора.


Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Обязательные реквизиты:

  • источники информации об имевших место нарушениях закона

  • материалы, которые свидетельствуют о признаках правонарушениях

  • конкретная статья КоАП, которая была нарушена

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом «О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме».

Предостережение прокурора.


Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет прежде всего профилактический характер и применятся, когда прокурор при осуществлении общего надзора получает сведения о том, что лица объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние, а также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, которые содержат признаки прежде всего экстремистской деятельности.

Основанием могут быть: достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершение правонарушений и причинению вреда государственным или общественным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережению в обязательном порядке должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.