Файл: Уголовноправовая характеристика экстремизма и преступлений экстремистской направленности.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 580
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация
1.1 Понятие и сущность экстремистской деятельности
1.2 Виды современного экстремизма
экстремизм преступление уголовный
2. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация
2.1 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
2.1 Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экстремизма в РФ
В отличие от своих зарубежных коллег, близких к традиционным анархистам, русские скинхеды исповедают расово-националистическую идеологию, которую в литературе уже определяют как «русизм». Если зарубежные «скины» громят витрины крупных западных банков и ресторанов (символов «ненавистного капитализма»), то их русские тезки предпочитают убивать. Убивать людей, без жалости ни к взрослым, ни к детям. На счету русских скинхедов, например, зверские убийства девочек цыганской (6 лет) и таджикской (9 лет) национальностей в Санкт-Петербурге.
Жертвой может быть любой человек, не принадлежащий к белой расе или к русской нации. Но наибольшее число пострадавших приходится на граждан бывшего СССР (в основном уроженцев государств Южного Кавказа и Средней Азии) и РФ (жителей преимущественно Северного Кавказа). Среди потерпевших есть также якуты, буряты, марийцы, представители других коренных народов России.
Как показали события в Кондопоге в 2006 г. и во Владивостоке в 2008 г., в действия, которые приобретают экстремистский характер, могут быть быстро вовлечены массы людей, никак не связанных с какими-либо протестными организациями. Так, в Кондопоге, например, активисты националистического движения против нелегальной миграции присоединились к участию в массовых беспорядках после их начала. Значит, за относительной малочисленностью экстремистских организаций и группировок может скрываться высокая численность граждан, которые разделяют в той или иной мере экстремистские идеи и являются потенциальными участниками деструктивных протестных действий.Наиболее аргументировано об обострении ситуации в области борьбы с экстремизмом свидетельствует статистика, в соответствии с которой в последние годы в Российской Федерации происходит неуклонный рост преступлений экстремистской направленности. Если в 2004 г. было совершено 130 актов экстремизма, в 2005 г. таких преступлений зарегистрировано 152, в 2006 г. - 263, в 2007 г. - 356, в 2008 г. – 460, а в 2009 г. - 548. Более того, экстремистские проявления становятся все более многообразными; так, до 2000 г. национальное уголовное законодательство насчитывало 15 составов преступлений экстремистского характера, в 2008 г. их стало 24.
Статистика зафиксированных правонарушений экстремистской направленности в нашей стране за последние годы приведена в приложении Б. Наиболее распространенным типом преступлений, отнесенных законодательством к категории экстремистских, является возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). В 2008 г. таковым было каждое третье из официально зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Однако среди экстремистских преступлений минувшего года есть и убийства, и умышленное причинение вреда здоровью, и побои (приложение В).
В развитии современного экстремизма в Российской Федерации просматривается целый ряд тенденций, к которым можно отнести:
-
формирование устойчивых социальных групп, поддерживающих идеологию экстремизма; -
формирование в обществе убеждения о допустимости использования насилия для разрешения любых конфликтов; -
рост числа «национальных» религиозных групп, деятельность которых сопряжена с посягательствами на личность и права человека и гражданина; -
повышение уровня организованности экстремистских групп; создание своеобразной системы преемственности и «подготовки» кадров; -
слияние экстремистских объединений с транснациональной, общеуголовной и экономической организованной преступностью; -
институционализация, легализация экстремистских организаций, их лидеров, проникновение таких организаций и их лидеров в политическую элиту; -
глобализация экстремизма; -
использование конституционных прав и свобод, в частности права на свободу слова, для пропаганды идей экстремизма; -
использование традиционных религиозных институтов для распространения радикальных идей.
2.2 Меры противодействия проявлениям экстремизма в России
Проблема распространения экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения.
Основным законом Российской Федерации - Конституцией, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установлены запреты на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13), на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19), пропаганду и агитацию такого превосходства (ст.29). Таким образом, Конституция Российской Федерации является основой создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности (экстремизму).
С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремизму официально признано актуальным направлением правоохранительной работы. Названный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, что согласно правовому акту сделано в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также основ конституционного строя и обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации. В уголовном законодательстве данный Закон был отражен в ст. ст. 282
1 («Организация экстремистского сообщества»), 2822 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ. В последствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в отдельные законодательные акты были внесены изменения и дополнения в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму.
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
-
законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов; -
комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма; -
оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму; -
оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
-
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; -
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже - в средних специальных учебных заведениях и совсем редко - в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь.
Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах.
С учетом остроты проблемы государством сегодня принимается целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом направлении стало принятое в сентябре 2008 года президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры по противодействию экстремизму функционируют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.
Основными задачами ДПЭ МВД России являются:
-
участие в формировании государственной политики в установленной области деятельности; -
участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности; -
организация борьбы с преступлениями экстремистской направленности; -
организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
Сотрудники департамента принимают участие в работе по раскрытию наиболее резонансных преступлений последнего времени, в том числе взрыва «Невского экспресса», убийств священника Даниила Сысоева и антифашиста Ивана Хуторского. Кроме того, они проводят активную работу по документированию преступной деятельности участников ячеек международных экстремистских организаций.
Но только силами и полномочиями государственных органов ситуацию с экстремистскими проявлениями не переломить. Поэтому чрезвычайно важно конструктивное взаимодействие с институтами гражданского общества. Департамент на постоянной основе проводит консультации с представителями различных общественных и правозащитных организаций. Министром внутренних дел утверждена ведомственная программа по противодействию экстремизму на 2010-2012 годы, в которой вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества уделено значительное внимание.
Противодействие экстремизму в современный период требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер. Причем многие ученые считают действующую нормативно-правовую базу противодействия экстремизму в России достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Однако представляется, что это не совсем так.
Нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за экстремизм, работают не вполне эффективно. И это обусловлено не только отсутствием на то желания правоприменителя, но и тем, что данные нормы, включая их санкции, нуждаются в существенной корректировке. Так, в России за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены, в отличие от многих западных стран, весьма либеральные административные меры (ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, как свидетельствует правоприменительная практика, достаточно часто виновные в преступлениях, предусмотренных ст. 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, уходят от ответственности по двум основаниям: недостижения возраста уголовной ответственности и истечения срока давности уголовного преследования.
К сожалению, неэффективность деятельности государственных органов в борьбе против экстремизма чревато катастрофическими последствиями, прежде всего, для самого государства.