Файл: Внутригрупповые отношения в организации: лидеры и аутсайдеры (Межличностные отношения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
1. Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
2. Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.
Влияние формальных и неформальных групп в организации
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.
Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций. У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации, – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Практика показала, что в реальной действительности очень сложно разделять строго формальные группы и строго неформальные группы, особенно тогда, когда неформальные группы возникли в рамках формальных.
-
- Структура неформальной группы внутри организации.
- Структура неформальной группы с точки зрения статусных ролей ее участников. Эта структура предполагает следующие группы участников:
- лидер;
- принятые остальными членами группы;
- изолированные члены группы, не состоящие или слабо состоящие в межличностных контактах с остальными членами группы;
- отвергнутые - члены группы, вызывающие отрицательное отношение со стороны остальных участников.
Групповые роли
Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей. Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными и реализуются в данном социальном контексте. Как зарубежными, так и отечественными авторами рассматривается репертуар групповых ролей в группе. Л.Г. Почебут и В.А. Чикер отмечают, что структура группы представляет собой иерархическую систему, которая формируется на основе межличностных отношений и состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые.
Лидер - член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус: пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
Принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить задачу.
Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причиной самоустранения могут быть личностные особенности.
Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых задач.
Шиндлер выделяет такие групповые роли: лидер; поддерживающий лидера; эксперт; оппозиционер; отверженный.
Р. Бейлз, наблюдая за психокоррекционными группами, выявил два типа поведения, которые необходимы для успешного существования группы: «решение задач» и «оказание поддержки». В соответствии с 2 типами поведения было выделено 2 группы ролей.
Таблица. Классификация групповых ролей Р. Бэйлза.
Роли, связанные с решением задачи |
Роли, связанные с оказанием поддержки |
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач |
Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений |
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы |
Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию |
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы |
Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию |
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса |
Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения |
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи |
Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного |
Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
Белбин изучал структуру команды, пришел к выводу, что эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств. Белбин пришел к выводу о необходимости 8 ролей.
Таблица. Командные роли в соответствие с 4 командными функциями
Функция |
Роль |
Описание роли |
Лидерство внутри команды |
Лидер |
Отвечает за успешность команды в целом, осознает ее сильные и слабые стороны, следит за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника |
Организатор |
Влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Вместе с лидером определяет направление и конечный продукт деятельности команды |
|
Выполнение работы |
Исполнитель |
Превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы |
Генератор идей |
Предлагает новые идеи и стратегии, акцентируя наиболее важные моменты, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой |
|
«Отделочник» |
Ведет активный поиск аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, а также поддерживает в команде ощущение неотложности, настоятельной необходимости |
|
Внутреннее поддержание команды |
«Душа» команды |
Поддерживает остальных членов в их сильных сторонах, помогает им компенсировать свои недостатки, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух |
Контролер-оценщик |
Анализирует проблемы, оценивает идеи и предложения, критикует, что необходимо для сосредоточения команды на задаче |
|
Связь с людьми и ресурсами вне команды |
Исследователь ресурсов |
Связан с идеями, разработками, ресурсами вне команды. Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде в ее деятельности |
Важно помнить, что в чистом виде какие-либо роли встречаются довольно редко. Кроме того, «роли и их распределение меняются, а иногда это происходит несколько раз».
2. Структура неформальной группы с точки зрения ролевых позиций ее участников. С этой точки зрения в рамках неформальной группы можно выделить следующие ролевые позиции:
- неформальный лидер;
- генератор идей;
- душа компании;
- критик;
- скептик;
- козел отпущения;
- шут.
3. Структура неформальной группы с точки зрения отношения ее участников к общегрупповым нормам. С данной точки зрения можно выделить следующие категории участников:
- лидеры - носители общегрупповых норм;
- ядерная часть - члены группы, являющиеся носителями общегрупповых норм;
- периферийная часть - члены группы, которые не являются носителями общегрупповых норм и включены в состав группы сугубо номинально.
Предложенные выше типологии структур неформальной организации показывают, что во всех из них присутствует позиция неформального лидера. В этой связи следует остановиться на этом понятии.
Неформальный лидер - это человек, осуществляющий руководство неформальной группе и реализующий властные полномочия на основе его личных качеств. Неформальный лидер может осуществлять руководство другими членами организации посредством следующих типов власти:
1. Референтной власти, то есть личного уважения к нему со стороны других членов группы;
2. Экспертной власти, то есть большей информированности, компетентности неформального лидера в вопросах, связанных с реализацией целевого назначения неформальной группы.
3. Принудительной власти, посредством насилия (в примитивных группах).
Неформальный лидер выполняет в группе следующие основные функции:
1. Установление норм поведения внутри группы.
2. Установление норм поведения членов группы за ее пределами, норм отношений к людям, не входящим в состав группы.
3. Контроль за соблюдением членами группы установленных норм.
4. Снятие психологической напряженности в отношениях между членами группы.
5. Поддержание контактов за пределами малой группы, в том числе и по защите интересов малой группы во внешней для нее среде.
Заключение
Благоприятный психологический климат на рабочем месте очень важен. Психология внутригрупповых отношений в организации – это актуальный вопрос в настоящее время. Если нет взаимопонимания как внутри группы, так и между группами, если преобладает желание унизить сотрудника, а не подбодрить его, если люди не ощущают себя коллективом, то о хорошей работоспособности и высоких результатах сотрудников думать не приходится. Ведь только, взаимодействуя, и поддерживая друг друга, можно вместе добиваться высоких результатов. Неформальные отношения, которые возникают в организации, часто имеют гораздо большее значение для людей, чем формальные деловые отношения. Поведение, которое работники склонны проявлять в таких ситуациях, может явно отличаться от рационального поведения. Для такого поведения характерны спонтанность, непосредственность, открытость, взаимное доверие и личный интерес. Кроме того, возникает желание использовать практически все ( поведение, терминологию, одежду) для усилении ощущения общности. Организация может при определенных условиях предоставлять своим работникам такую возможность, формируя соответствующую организационную культуру. При реализации психологических отношений существуют тенденции обеспечения выраженного единства организации с одной стороны, с другой- сохранения индивидуальности и самостоятельности отдедьным структурным подразделениям. Последнее не всегда соответствует общей направленности организации, что создает определенную напряженность и порой воспринимается в организации негативно.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.
Таким образом, эффективность деятельности в организации в определенной степени зависит от того, как сложатся личные отношения между работниками в организации. Эти отношения связаны с личными пристрастиями работников друг к другу.
Список использованных источников
- Р.Л. Крический, Е.М. Дубовская. Психология малой группы - М.: МГУ, 2012
- Ольшанский Д. Кому интересны интересы лидера?, 2015
- Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста. - СПб.: Речь, 2013
- Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - М.: «ИНФРА-М», 2016
- Смит, Дж. Лидерство в сфере профессиональных услуг /пер. с англ/Дж.Смит. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2015
- Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений. М.: «ИНФРА-М», 2016
- Жизнь наверху. Искусство быть лидером / под общ.ред. П.А. Карелиной. - М.: Знание, 2014
- Дизель П.М. Поведение человека в организации М.: Фонд, 2017
- Поршнева А.Г. Управление организацией. М: ИНФРА-М, 2013
- Иванцевич Д.М. Основы управления персоналом – М.: Дело, 2012
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Новое издание, 2014
- Л.Д. Столяренко Основы общей психологии. Ростов н/Д, 2017г
- Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник/ Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2016.
- Горшкова, Л.А. Основы управления организацией: практикум/ Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова; под ред. Л.А. Горшковой. - М.: КНОРУС, 2016
Ответ на кейс
Действия Марии С., должны укладываться в следующие этапы:
1. консультирование
2. исследование
3. неофициальные меры
4. официальные меры
На первом этапе она должна проконсультироваться с бывшим начальником отдела (по возможности), сотрудниками отдела по поводу исполнительности сотрудницы, ее деловых и профессиональных качеств.