Файл: Организационно-правовые формы предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В уставе кооператива могут содержаться и другие необходимые для его деятельности сведения, не противоречащие законодательству. Например, об образовании неделимого фонда кооператива и других его фондов, об отнесении к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива других вопросов деятельности, помимо тех, которые установлены Федеральным законом (ст. 15) и др.

3.2 Сельскохозяйственные кооперативы.

Сельскохозяйственный кооператив — одна из организационно- правовых форм ведения хозяйства. Он представляет собой органи­зацию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводителя­ми для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных па­евых взносов в целях удовлетворения материальных и иных по­требностей членов кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

  • добровольность членства
  • взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для чле­нов кооператива
  • распределение прибыли и убытков кооператива между его чле­нами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяй­ственной деятельности кооператива
  • ограничение участия в хозяйственной деятельности лиц, не яв­ляющихся членами кооператива
  • ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам основных членов и паевым взносам ассоциированных членов ко­оператива
  • управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член — один голос)
  • доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов

Различают три вида паевых взносов: обязательный и дополни­тельный для основных членов кооператива и паевой взнос ассоци­ированного члена. Обязательный паевой взнос вносится членом ко­оператива в обязательном порядке, дает право голоса и право на участие в деятельности кооператива. Дополнительный паевой взнос вносится членом кооператива по желанию сверх обязательного пая. Размер паевого ассоциированного взноса определяется в соот­ветствии с уставом кооператива на основании утвержденного на­блюдательным советом кооператива договора, заключаемого им с ассоциированным членом. За участие в деятельности кооператива члены кооператива по­лучают различные виды доходов: кооперативные выплаты, диви­денды и заработную плату.


Кооперативные выплаты — часть при­были кооператива, распределяемая между его основными членами пропорционально их личному трудовому участию и участию в хо­зяйственной деятельности кооператива.

Дивиденды — часть прибыли кооператива, выплачиваемая по дополнительным паям основных членов и паям ассоциированных членов кооператива. Помимо этого член производственного ко­оператива получает заработную плату, размер которой определя­ется в зависимости от его личного трудового участия и доходов ко­оператива.

Другой особенностью производственного кооператива является личное трудовое участие основных членов кооператива в его дея­тельности. Число членов производственного кооператива должно быть не менее 5 и выполнять они должны не менее 50 % всего объема работ; в противном случае кооператив подлежит ликвида­ции.

Производственный кооператив является коммерческой орга­низацией, то есть организацией, для которой основной целью де­ятельности является извлечение прибыли.

Для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Работник - лицо, которое не является членом кооператива и привлекается по трудовому договору (кон­тракту) на работу по определенной специальности, квалифика­ции или должности. Потребительские кооперативы могут нани­мать работников и из числа своих членов.

  1. 4 Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

4.1 Государственные предприятия.

Государственное предприятие - это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления или это организационно- правовая форма государственного предпринимательства.

Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.


В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприятия, которые находятся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

 В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое - это есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) - вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

Государственное предприятие, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые предприятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развиваются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях – по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к нарушителям меры воздействия, установленные законодательством, за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др.


Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных республиканскими законами.

4.2 Муниципальные предприятия.

Муниципальное предприятие – по законодательству РФ учреждается местными советами или другими органами местного самоуправления. Имущество муниципального предприятия или вклад местного совета(органам местного самоуправления) в предприятие смешанной формы собственности образуется за счета ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и/или вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно– территориальных образований, органов местного самоуправления. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице трудового коллектива. Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Учредители не несут ответственности по обязательство муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не отвечает по обязательствам местных органов управления. Муниципальное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно– правовой формы предприятия.

Если коротко рассказать о данном предприятии, то эти предприятия не имеют никаких прав, а именно:

- повышать заработную плату своим работникам,

- самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию (услуги),

- расширять свои штаты в соответствии со своими нуждами,

- самостоятельно выбирать поставщиков сырья для своего производства,

- самостоятельно организовывать новые производственные участки,

- самостоятельно заниматься новыми видами деятельности.

Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло -, электро -, газо -, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.


Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

- потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;

- локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

- возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.

Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть оказывать муниципальные услуги силами муниципальных предприятий.

Большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают денежные средства из бюджета (несмотря на существование запрета прямого финансирования коммерческих предприятий напрямую из бюджета). Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций.

    1. 4.3 Унитарные предприятия.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия является неделимым. Неделимость имущества унитарного предприятия означает, во-первых, недопустимость распределения имущества по вкладам (долям, паям) между учредителями. Другими словами, у унитарного предприятия может быть только один учредитель. Во-вторых, закон налагает запрет на распределение имущества предприятия, и прежде всего уставного фонда, между его работниками. Наемные работники унитарного предприятия не только не могут входить в состав учредителей, но и вообще отстранены от процесса управления его имуществом, в том числе и от распределения его по итогам работы унитарного предприятия.

Унитарные предприятия могут быть созданы только на базе государственной или муниципальной собственности, а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности. Их учредителями, поэтому могут быть только Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование