Файл: Государственный бюджет как инструмент экономической политики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 712
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Особенности государственного бюджета как инструмента экономической политики
глава 2. Анализ государственного бюджета как инструмента экономической политики в России
2.1 Анализ доходов государственного бюджета России
1.2 Особенности государственного бюджета как инструмента экономической политики
В современных условиях проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как государственного бюджета, так и бюджетов субъектов РФ.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, а именно[7]:
1. рост ВВП и промышленного производства;
2. прекратить спад сельскохозяйственного производства;
3. создать условия для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
4. снизить налоговую нагрузку на производителей и повысить уровень собираемости налогов;
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
6. поддерживать уровень занятости населения Российской Федерации и сокращать количество безработных.
Кроме того, к основным приоритетам финансовой политики в текущее время относятся:
1) введение новых правил межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех налоговых органов, завершение перехода к системе исполнения бюджета;
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет сбора налогов за календарный период;
3) совершенствование структуры бюджетных расходов на основе сокращения прямых бюджетных получателей и численности занятых в расходах бюджета, преимущественно в жилищно-коммунальном секторе, сокращение неэффективных субсидий;
4) значительное усиление текущего и последующего финансового контроля;
5) формирование реалистичного бюджета;
6) проведение на финансовом рынке политики, которая позволит преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности государственных облигаций внутри страны;
7) повышение эффективности валютно-финансовых операций и дальнейшее укрепление национальной валюты;
8) усиление страхового надзора и регулирования страхового рынка.
Большое внимание следует уделить социальной политике, то есть реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформы российской науки, созданию новой пенсионной системы и ее постепенному внедрению без ущерба для интересов пенсионеров.
Эффективная внешняя политика - это один из резервов фондов развития страны.
В современных условиях любые бюджетные новые проекты в Российской Федерации будут преследовать две основные цели, среди которых:
-
- наращивание запаса финансовой устойчивости;
- выполнение майских указов президента России Владимира Путина.
Государственные эксперты уже определили ряд государственных достижений в экономической сфере. Эти моменты могут повлиять на специфику федерального бюджета и привести к образованию профицита. Среди факторов, которые особенно радуют специалистов, стоит обратить внимание на[8]:
1. Закрепление инфляции на уровне 4% по данным Центрального банка России;
2. Низкий уровень государственного долга;
3. Увеличение золотовалютных резервов;
4. Увеличение экспортной выручки за счет дешевого рубля;
5. Нет острой необходимости во внешних займах.
Необходимо добиваться устранения дискриминационных мер в отношении продукции компаний, работающих на национальном уровне. В таких условиях просто необходима административная реформа.
Цель реформы - превратить государственный аппарат в компактное, эффективное и управляемое общество. Борьба с коррупцией - важное направление административной реформы.
Задача подъёма России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, рост доверия к регионам. Однако у государственного аппарата всегда есть регулирование, контроль и координация.
Федеральные трансферты - один из эффективных рычагов региональной политики. Необходимо увеличить процент переводов, предназначенных для конкретных целей.
Осуществление жилищной реформы и местного самоуправления, развитие малых и средних предприятий, поддержка которых является аксиомой стабильной экономики, во многом зависит от местных властей.
Таким образом, в дальнейшем необходимо провести исследование государственного бюджета России.
глава 2. Анализ государственного бюджета как инструмента экономической политики в России
2.1 Анализ доходов государственного бюджета России
В современных условиях государственный бюджет Российской Федерации выступает важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств.
В таблице 1 представлены основные показатели исполнения государственного бюджета России за 2017 – 2019 годах (млрд.руб.) [9]
Таблица 1
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019г. |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное отклонение, % |
ВВП |
91843,2 |
104335,0 |
109361,5 |
17518,3 |
119 |
Доходы, всего |
15088,9 |
19454,4 |
20187,2 |
5098,3 |
134 |
Нефтегазовые доходы |
5971,9 |
9017,8 |
7924,3 |
1952,4 |
133 |
Ненефтегазовые доходы |
9117,0 |
10436,6 |
12263,0 |
3146 |
135 |
Расходы |
16420,3 |
16713,0 |
18213,2 |
1792,9 |
111 |
Дефицит (-), профицит (+) в % к: |
-1331,4 |
2741,4 |
1974,0 |
3305,4 |
-148 |
Ненефтегазовый дефицит (-) |
-7303,3 |
-6276,4 |
-5950,3 |
1353 |
81 |
На основании проведенного исследования можно отметить, что в 2019 году ВВП в России увеличивается на 17518,3 млрд.руб., темп роста данного показателя составляет 19 %.
Кроме того, доходы России в отчетном периоде возросли на 5098,3 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 34 %. Данная тенденция сложилась за счет роста:
- нефтегазовых доходов на 33 %;
- ненефтегазовых доходов на 35 %.
На рисунке 3 представлена динамика показателей исполнения государственного (федерального) бюджета.
Рисунок 3 – Динамика показателей исполнения государственного бюджета России, в % к ВВП[10]
На основании представленного рисунка можно отметить, что в отчетном периоде доходы превышают расходы государственного бюджета.
С 2018 года в России наблюдается профицит государственного бюджета, что рассматривается, как положительная, так и отрицательная тенденция.
Профицит может негативно влиять на экономическую систему государства в связи с тем, что некоторые отрасли экономики недополучают бюджетные средства, а также снижается количество социальных проектов государства.
В таблице 2 представлены основные показатели государственного бюджета по доходам за 2017 – 2019 годы (.млрд.руб.) [11]
Таблица 2
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019г. |
Абсолютное изменение, +/- |
Относительное отклонение, % |
ВВП, млрд.руб. |
91 843,2 |
104 335,0 |
109 361,5 |
17 518,3 |
119 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр |
53,0 |
70,0 |
63,8 |
10,8 |
120 |
Цена на газ (дальнее зарубежье), долл. США /тыс. куб. м |
195,2 |
245,3 |
204,7 |
9,5 |
105 |
Курс доллара США к рублю |
58,3 |
62,5 |
64,7 |
6,4 |
111 |
Доходы |
15 088,9 |
19 454,4 |
20 187,2 |
5 098,3 |
134 |
в % к ВВП |
16,4 |
18,6 |
18,5 |
2,1 |
113 |
Нефтегазовые доходы |
5 971,9 |
9 017,8 |
7 924,3 |
1 952,4 |
133 |
в % к ВВП |
6,5 |
8,6 |
7,2 |
0,7 |
111 |
НДПИ |
4 021,6 |
6 009,8 |
5 971,7 |
1 950,1 |
148 |
-на нефть |
3 352,2 |
5 232,3 |
5 175,5 |
1 823,3 |
154 |
-на газ горючий природный |
545,4 |
630,6 |
627,0 |
81,6 |
115 |
-на газовый конденсат |
124,0 |
147,0 |
169,3 |
45,3 |
137 |
Вывозные таможенные пошлины |
1 950,3 |
3 007,9 |
2 276,0 |
325,7 |
117 |
-на нефть сырую |
976,2 |
1 550,0 |
1 115,5 |
139,3 |
114 |
-на газ природный |
576,2 |
809,2 |
695,7 |
119,5 |
121 |
-на товары, выработанные из нефти |
397,9 |
648,7 |
464,9 |
67 |
117 |
Ненефтегазовые доходы |
9 117,0 |
10 436,6 |
12 263,0 |
3 146 |
135 |
в % к ВВП |
9,9 |
10,0 |
11,2 |
1,3 |
113 |
Связанные с внутренним производством |
4 741,9 |
5 430,9 |
6 389,6 |
1 647,7 |
135 |
-НДС внутренний |
3 069,9 |
3 574,6 |
4 257,8 |
1 187,9 |
139 |
-акцизы внутренние |
909,6 |
860,7 |
946,7 |
37,1 |
104 |
-налог на прибыль |
762,4 |
995,5 |
1 185,0 |
422,6 |
155 |
Связанные с импортом |
2 728,7 |
3 204,2 |
3 638,4 |
909,7 |
133 |
-НДС ввозной |
2 067,2 |
2 442,1 |
2 837,4 |
770,2 |
137 |
-акцизы ввозные |
78,2 |
96,3 |
90,3 |
12,1 |
115 |
-ввозные таможенные пошлины |
583,2 |
665,8 |
710,8 |
127,6 |
122 |
При исследовании цен на нефть марки «Юралс» было выявлено, что в 2019 году прослеживается положительная динамика на 10,8 долл.США за баррель. Данный показатель в отчетном периоде увеличивается на 20 %.
Цены на газ в дальнем зарубежье увеличиваются на 9,5 долл.США за тыс.куб.м., что в относительном отклонении составляет 5 %.
В России величина налога на добычу полезных ископаемых в 2019 году составляет 5971,7 млрд.руб. Данный показатель увеличивается на 1950,1 млрд.руб., темп роста составил 48 %.
Вывозные таможенные пошлины также возросли на 325,7 млрд.руб. или на 17 %.
Доходы федерального бюджета, связанные с внутренним производством в 2019 году повышаются на 1647,7 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 35 %.
Доходы, связанные с импортом возросли на 909,7 млрд.руб., что свидетельствует об эффективности ведения импортных операций.
Таким образом, все доходы государственного бюджета имеют положительную динамику, что позволяет сделать вывод о высокой пополняемости федерального бюджета России.
На рисунке 4 представлено соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета.
Рисунок 4 – Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета
В настоящее время правительство РФ нацелено активно тратить денежные средства на национальные проекты страны, что в дальнейшем позволит улучшить экономическую обстановку в России, а также улучшит жизнь населения.
2.2 Анализ расходов государственного бюджета России
В современных условиях расходы государственного бюджета — это денежные средства, направляемые из бюджета страны на финансовое обеспечение задач и функций государства.
В таблице 3 представлен состав расходов государственного бюджета России в период с 2017 – 2019 гг., (млрд.руб).[12]
Таблица 3
Статья расходов |
2017 г. |
2018 г. |
2019г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение, % |
Общегосударственные вопросы |
1162,5 |
1257,0 |
1363,9 |
201,4 |
117 |
Национальная оборона |
2852,3 |
2827,0 |
2997,4 |
145,1 |
105 |
Правоохранительная деятельность и национальная безопасность |
1918,0 |
1971,6 |
2083,2 |
165,2 |
109 |
Национальная экономика |
2460,1 |
2402,1 |
2825,5 |
365,4 |
115 |
ЖКХ |
119,5 |
148,8 |
282,2 |
162,7 |
236 |
Охрана окружающей среды |
92,4 |
116,0 |
197,6 |
105,2 |
214 |
Образование |
615,0 |
722,6 |
826,5 |
211,5 |
134 |
Культура, кинематография |
89,7 |
94,9 |
122,4 |
32,7 |
136 |
Здравоохранение |
439,8 |
537,3 |
713,0 |
273,2 |
162 |
Социальная политика |
4992,0 |
4581,8 |
4882,8 |
-109,2 |
98 |
Физкультура и спорт |
96,1 |
64,0 |
81,4 |
-14,7 |
85 |
Средства массовой информации |
83,2 |
88,4 |
103,5 |
20,3 |
124 |
Обслуживание государственного долга |
709,2 |
806,0 |
730,8 |
21,6 |
103 |
Трансферты между бюджетами |
790,7 |
1095,4 |
1003,1 |
212,4 |
127 |
Итого расходов |
16420,3 |
16712,9 |
18213,2 |
1792,9 |
111 |