Файл: Государственный бюджет как инструмент экономической политики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 711
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.2 Особенности государственного бюджета как инструмента экономической политики
глава 2. Анализ государственного бюджета как инструмента экономической политики в России
2.1 Анализ доходов государственного бюджета России
На основании проведенного исследования было выявлено, что расходы государственного бюджета увеличились в сравнении с 2017 годом на 1792,9 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 11 %.
Данная тенденция сложилась преимущественно за счет роста расходов на:
- национальную экономику на 365,4 млрд.руб. (15 %);
- трансферты между бюджетами на 212,4 млрд.руб. (27%);
- общегосударственные вопросы на 201,4 млрд.руб. (17%);
- образование на 211,5 млрд.руб. (34%);
- здравоохранение на 273,2 млрд.руб. (62%).
Кроме того, можно отметить снижающуюся тенденцию расходов на социальную политику, которые уменьшились на 109,2 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 2 %.
На рисунке 5 представлена структура расходов государственного бюджета РФ.
Рисунок 5 – Структура расходов Федерального бюджета РФ
На основании изученной структуры было выявлено, что наибольший удельный вес в расходах государственного бюджета занимает социальная политика – 27 %, национальная экономика – 16 %, национальная оборона – 16%, а также здравоохранение – 11 %.
Наименьший удельный вес в структуре расходов государства имеют средства массовой информации.
В таких условиях важнейшей задачей государства является своевременное регулирование государственного бюджета, что позволит избежать негативных последствий, которые могут быть связаны, как с дефицитом бюджета, так и с профицитом.
В следующей главе рассмотрим меры регулирования государственного бюджета как инструмента экономической политики.
Глава 3. Меры регулирования государственного бюджета как инструмента экономической политики
В современных условиях одну из главных ролей в исполнении и развитии государственного бюджета любой страны на современном этапе играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики всего государства.
Один из самых важных механизмов, который позволяет государству проводить экономическое, а так же социальное регулирование, это налоговая система.
В настоящее время одним из главных средств по мобилизации расходов денежных средств дает бюджет, который предоставляет следующие возможности:
- влияние политической власти на экономические процессы внутри страны;
- выделение финансовых ресурсов для того, чтобы обеспечить структурную перестройку экономики;
- обеспечивается выполнение и исполнение социальных программ необходимых для поддержания населения;
Существенными условиями взимания налогов, позволяющими исполнять бюджет в целом, являются: принципы взимания налогов; порядок установления налогов; система налогов в целом;
- распределение налоговых поступлений в отдельные части бюджетов всех уровней;
-действующие права, а так же обязанности всех участников налоговых отношений;
В условиях современной экономики правительство РФ стремится защитить государственный бюджет от воздействий рыночной конъектуры, создать достаточный запас ресурсов для обеспечения произвольного маневра в течение всего года.
Таким образом, налоги являются обязательными к уплате платежам устанавливающимися высшим органом законодательной власти Российской Федерации.
Доходы от федеральных налогов поступают в федеральный бюджет или распределяются между ним и бюджетами субъектом Российской Федерации.
В настоящее время в государственный бюджет России необходимо привлекать финансовые средства, которые позволят государству выполнять обязательства перед обществом. Если в стране прослеживается дефицит - в бюджете происходит превышение расходов над доходами, что крайне не благоприятно для страны.
В 2018 – 2019 г.г. в России наблюдается профицит бюджета, что означает, что доходы государства увеличиваются более быстрыми темпами, чем расходы.
Такая тенденция рассматривается как с положительной, так и отрицательной стороны, так как вследствие профицита бюджета происходит снижение финансирования в особо нуждающиеся отрасли, уменьшается принятие социальных проектов, что в дальнейшем ухудшает благосостояние населения страны.
В таких условиях можно говорить о том, что сбалансированность государственного бюджета служит одним из главных инструментов экономической политики страны.
Для того, чтобы достичь сбалансированности требуется добиться равновесия доходов и расходов государственного бюджета, что является трудной для выполнения задачей о чем можно судить по степени сложности и многообразии экономических аспектов.
В настоящее время в России имеется большое количество проблем сбалансированности государственного бюджета, которые мешают устойчивому развитию экономики в стране.
К проблемам государственного бюджета относятся следующие:
- Недостаточная заинтересованность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в наиболее эффективном использовании собственных возможностей;
- Несовершенство системы государственного (муниципального) финансового контроля (аудита);
- Уклонение от уплаты налогов;
- Отсутствие достоверной информации об объемах поступлений средств в бюджет.
Данные проблемы мешают осуществлению сбалансированности бюджета в России, поэтому требуется искать пути преодоления данных негативных тенденций.
Согласно тезисам долгосрочного планирования и обозначенным перспективам развития России, к 2020 году она должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, улучшить экономические показатели и решить проблему сбалансированности бюджета, что приведет к повышению уровня и качества жизни граждан, а также окажет положительное воздействие на деятельность внутри страны.
Кроме того, по мнению исследователей, прогноз следует строить с учетом сохранения текущего санкционного режима и принятого курса внутренней экономической политики Российской Федерации, так как они являются главными регуляторами всех процессов в стране.
К главным направлениям развития государственного бюджета как инструмента экономической политики в современных условиях можно отнести:
- эффективное размещение государственных ценных бумаг внутри своей страны;
- снижение объема государственного долга;
- оптимизация государственного долга;
- повышение эффективности вложений государственных денежных средств.
В ближайшее время России следует поддерживать и обеспечивать свое регулярное присутствие, как на внешнем, так и на внутреннем рынке капитала, что позволит добиться привлечения в страну дополнительных ресурсов, а также наметит предпосылки к успешному осуществлению сбалансированности государственного бюджета.
Таким образом, предлагаемые перспективы будут оказывать положительное воздействие на государственный бюджет, экономическое благосостояние страны, а также поддерживать на высоком уровне экономическую политику своего государства.
Заключение
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, поразившего в настоящее время экономику всех без исключения стран мира, потребует поиска эффективных мер поддержки развития производства в тяжёлых экономических условиях, пересмотра сырьевой ориентированности доходной части бюджета и, в особой мере, мер по поддержке социальной сферы.
Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Реализация экономической стратегии в стране, достижение политических целей напрямую связано с бюджетной системой страны, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, экологии, науки, образования, здравоохранения и др. значимых отраслей
В современных условиях бюджет выступает в форме образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
На сегодняшний день в России существует три основных вида бюджетов: операционный бюджет; финансовый бюджет; инвестиционный бюджет.
От грамотного планирования этих бюджетов зависит, сможет ли государство накопить достаточно средств, чтобы затем обеспечить пожилых россиян пенсиями, госслужащих – заработной платой, а нуждающихся людей социальной помощью.
Весь государственный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации образуют в общем виде концепцию консолидированного бюджета. Согласно бюджетному кодексу, консолидированный бюджет - это совокупность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), за исключением межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Здесь стоит заметить, что государственный бюджет состоит из двух основных частей: доходов и расходов.
Государственные доходы являются частью национального дохода страны, перераспределяемой через налоговый механизм и денежную систему, доступную государству, чтобы обеспечить финансовую основу для реализации его основных функций по реализации социально-экономической политики, гарантируя защиту и безопасность государства.
Расходы государственного бюджета - экономические отношения, связанные с распределением фонда государственных средств и его использованием по отраслевым, целевым и территориальным характеристикам.
В курсовой работе было проведено исследование государственного бюджета в России.
При исследовании основных показателей исполнения государственного бюджета России было выявлено, что в 2019 году ВВП в России увеличивается на 17518,3 млрд. руб., темп роста данного показателя составляет 19 %.
Кроме того, доходы России в отчетном периоде возросли на 5098,3 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 34 %. Данная тенденция сложилась за счет роста:
- нефтегазовых доходов на 33 %;
- ненефтегазовых доходов на 35 %.
С 2018 года в России наблюдается профицит государственного бюджета, что рассматривается, как положительная, так и отрицательная тенденция. Профицит может негативно влиять на экономическую систему государства в связи с тем, что некоторые отрасли экономики недополучают бюджетные средства, а также снижается количество социальных проектов государства.
Доходы государственного бюджета включают в себя большое количество статей. При исследовании цен на нефть марки «Юралс» было выявлено, что в 2019 году прослеживается положительная динамика на 10,8 долл.США за баррель. Данный показатель в отчетном периоде увеличивается на 20 %. Цены на газ в дальнем зарубежье увеличиваются на 9,5 долл.США за тыс.куб.м., что в относительном отклонении составляет 5 %.
В России величина налога на добычу полезных ископаемых в 2019 году составляет 5971,7 млрд.руб. Данный показатель увеличивается на 1950,1 млрд.руб., темп роста составил 48 %.
Вывозные таможенные пошлины также возросли на 325,7 млрд.руб. или на 17 %. Доходы федерального бюджета, связанные с внутренним производством в 2019 году повышаются на 1647,7 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 35 %.
При исследовании расходов государственного бюджета было выявлено, что они увеличились в сравнении с 2017 годом на 1792,9 млрд.руб., что в относительном отклонении составляет 11 %.
Данная тенденция сложилась преимущественно за счет роста расходов на: национальную экономику на 365,4 млрд.руб. (15 %); трансферты между бюджетами на 212,4 млрд.руб. (27%); общегосударственные вопросы на 201,4 млрд.руб. (17%); образование на 211,5 млрд.руб. (34%); здравоохранение на 273,2 млрд.руб. (62%).