Файл: орпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях развития социально-трудовых отношений организационная культура занимает особое место. Каждая компания стремиться был уникальной, иметь свой стиль и имидж. Именно поэтому, руководство многих современных организаций вне зависимости от сферы и направлений деятельности, уделяют большое внимание вопросам организационной культуры.

Вообще, организационная культура считается частью компании, ведь от того, насколько она будет эффективно выстроена, зависит множество социально-значимых показателей в компании, такие как производительность труда и прочее. Именно поэтому, для руководства организаций, организационная культура занимает важное место.

При грамотно выстроенной организационной культуре компании, часто улучшается и атмосфера в коллективе, развиваются неформальные взаимоотношения между сотрудниками. Хорошо выстроенная организационная культура – залог успеха организации.

Объектом исследования – ЗАО «Фармленд»

Предметом исследования – изучение особенностей организационной культуры в ЗАО «Фармленд»

Целью работы является исследование перспектив развития организационной культуры в ЗАО «Фармленд».

Задачи работы:

1.Изучить теоретические основы формирования организационной культуры фирмы;

2.Рассмотреть современное состояние организационной культуры ЗАО Фармленд;

3.Разработать рекомендации, направленных на улучшение организационной культуры ЗАО «Фармленд».

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам организационной культуры, таких как Белткова И.П, Горькова И.А., Кармышев Ю.А Коновалова В.Ги тд.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения опыта компании ЗАО «Фармленд» на деятельность других компаний в условиях рынка.

Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, отражающих специфику работы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования организационной культуры фирмы


1.1. Основные понятия, назначение, цели и задачи формирования организационной культуры фирмы

Теория организации призвана детально рассматривать взаимодействие организационных процессов внутри той или иной компании, выявлять недостатки и предлагать альтернативные пути преодоления возникающих проблем. [1,c.77]

Организационная культура в деятельности современных организаций можно назвать основой и опорой для эффективного развития не только в настоящее время, но и в долгосрочной перспективе.

Организационная культура компаний строится на основе целевого вектора развития фирмы, который может быть самым разнообразным.

Цели организации

Рисунок 1. Цели организации

Как можно заметить из данных рисунка 1., все цели в организации подразделяют на две большие группы:

1.По отношению к самой организации выделяют:

А)Внешние;

Б) Внутренние ;

По глобальности и срокам действия:

А) Стратегические;

Б).Тактические;

В) Оперативные; [2,c.81]

Помимо целей, принято выделять и характерные признаки организации, которые графически отображены в таблице 1

Таблица 1 - Признаки организации

Признак

Характеристика

Обособленность

Замкнутость внутренних процессов.

Наличие границ

Внутренний центр

Координация деятельности участников

Саморегулирование деятельности

Принятие самостоятельных решений

Творческое преломление внешних команд

Цель

Объединение участников

Организационная культура

Совокупность норм, традиций определяющих поведение

Различные ученые, которые занимаются исследованием механизмов взаимодействия внутри компаний, в своих научных трудах предлагают самые разнообразные трактовки понятия «организационная культура». Обобщив данные понятия, дадим свое определение:

Организационная культура представляет собой систему ценностей, идей, обычаев, распространенных в организации, которые взаимодействуют с формальной структурой, формируют нормы поведения.


Организационная культура призвана осуществлять некоторое регулирование поведения людей в организации не мерами принуждения и контроля, а характером, порядком, укладом жизнедеятельности. [3,c.81]

Организационная культура состоит из взаимосвязанных между собой элементов, которые схематично представим на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные элементы организационной культуры

Как можно заметить из данных рисунка 2., все элементы организационной структуры управления можно условно поделить на три большие группы:

1.Внутренняя культура организации;

2.Внешняя культура организации;

3.Культура управления.

Помимо всего прочего не стоит забывать и о том, что в теории организации принято выделять различные уровни организационной культуры. Данные уровни более предметно будут представлены графически на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровни организационной культуры

В настоящее время большое значение для эффективной деятельности организации имеет грамотное управление персоналом предприятия. Современные специалисты по кадрам решают множество задач, направленных на сплочение коллектива, создание духа единства и благоприятного фона труда.

Основные цели организационной культуры

повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования компании

выживание организации в конкурентной среде

Рисунок 4. Основные цели организационной культуры

Организационная культура имеет свои специфические особенности формирования, речь о которых более предметно пойдет в следующем параграфе.

1.2. Основные принципы и функции формирования организационной культуры фирмы

Как уже было сказано раннее в предыдущем параграфе, организационная культура является одним из ключевых элементов в системе организации. [4,c.90]

Организационная культура в современных организациях призвана выполнить ряд важнейших взаимосвязанных между собой функций, которые более наглядно представим на рисунке 5.

Интегрирующая

Охранная

Регулирующая

Адаптивная

Ориентирующая

Воспитательная

Коммуникационная

Рисунок 5. Функции организационной культуры

Как можно заметить из данных рисунка 5., к функциям организационной культуры принято относить:


1.Регулирующая;

2.Охранная;

3.Адаптивная;

4.Воспитательная;

5.Коммуникационная;

6.Коммуникационная.[5,c.90]

Являясь системным процессом, организационная культура в современных организациях состоит з взаимосвязанных элементов, которые в свое время выделили ученые Ф. Харрисон и Р. Моран. Данные элементы организационной культуры представим наглядно на рисунке 6.

Рисунок 6. Характеристики организационной культуры Ф. Харрисона и Р. Морана

Как и любое системное явление или процесс, организационная культура в современных организациях строится на ряде принципов, соблюдение которых можно существенно улучшить эффективность данной культуры. Более наглядно, данные принципы представим на рисунке 7

Рисунок 7. Принципы создания организационной культуры

Значительное влияние на организационную культуру имеет управленческая культура самого руководителя организации. Именно руководитель является лидером компании, и именно он задает векторы ее развития.

Личностные и волевые качества руководителя организации могут иметь как положительное влияние на развитие культуры среди сотрудников, так и отрицательные. Поэтому высшее начальство должно в полной мере осознавать ответственность и значимость стиля руководства и поведения внутри организации.

1.3. Основные алгоритмы и элементы формирования организационной культуры фирмы

Организационная культура в деятельности компании начинает формироваться с самого начала возникновения и развития финансово-хозяйственной деятельности организации. На начальных этапах происходит формирование базовых признаков и черт, на последующих этапах, данные черты дорабатываются, какие-то уходят, прибавляются новые.[6,c.77]

Субъектами управления организационной культурой выступают руководители организации, специалисты службы управления персоналом, также неформальные лидеры и просто авторитетные сотрудники.

Как уже говорилось, руководитель – элемент организационной культуры. Руководитель должен обладать лидерскими качествами, поскольку его функция – воздействовать на сотрудников, побуждать их действовать для выполнения цели. Однако, быть руководителем не означает быть лидером. Зачастую позицию лидера занимает наиболее активный сотрудник, который предлагает новые идеи и подходы, а функция руководителя - это преимущественно решение организационных вопросов. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы быть не формальным, а подлинным лидером. Лидерство предполагает участие в процессе совершенствования организационной культуры, что в свою очередь, способствует эффективной деятельности организации по достижению стратегических целей.


Практика показывает, что со сменой руководителя изменяется также и организационная культура. Каждому руководителю присущ свой подход к управлению людьми, свой стиль управления, конкретные методы и формы воздействия. Лидер задает тип организационной культуры – каков лидер, такова и организационная культура. Поэтому следует учитывать стиль управления.

Организационная культура формируется в процессе функционирования организации и включает различные аспекты деятельности руководителя:

1. Контроль со стороны руководителя в различных ситуациях.

2. Разрешение конфликтных ситуаций.

3. Методы и формы обучения сотрудников, оказание помощи в работе.

4. Система критериев для поощрений и должностного роста, на которые опирается руководитель. [7,c.90]

5. Критерии подбора, найма, продвижения и увольнения сотрудников.

6. Вовлеченность в церемонии. Придерживаясь определенного стиля управления, руководитель использует различные инструменты и формы власти, оказывая влияние на подчиненных, и тем самым поддерживая организационную культуру. Принятый стиль управления может повышать удовлетворенность работой и стимулировать производительность труда сотрудников. Тем не менее, не существует единственно верного стиля управления, а преимущества каждого рассматриваются для конкретной организации и ситуации.

Руководитель является ведущим и организующим звеном в системе управления организации, именно поэтому важнейшей функцией руководителя является создание, изменение и поддержание организационной культуры. Личность руководителя и стиль управления сотрудниками определяют направления формирования и специфику организационной культуры.

По нашему мнению, наиболее значимыми для организационной культуры являются следующие качества руководителя:

1.психофизиологические особенности, характер и тип личности;

2.нравственные ценности, психологические умения, состояние психологического здоровья, образованность и воспитанность;

3.коммуникативные навыки, уверенность в себе, решительность, умение убеждать и оказывать влияние;

4.личная мотивация руководителя;

5. имидж.

Таким образом, подводя небольшой итог по первой главе можно сказать о том, что в ней были исследованы теоретические аспекты организационной культуры и ее элементы.