Файл: Коммуникационные сети и их разновидности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Коммуникация – как форма общения двух и более субъектов – является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Поскольку общение подразумевает обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемого сообщения, то можно говорить уже о коммуникационном процессе.

Понятие «коммуникации» широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей. Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом, играющим в деловой жизни важную роль.

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только организации, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих в данной организации, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри организации, так и за её пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнёрами, конкурирующими фирмами, потребителями, клиентами.

Объектом исследования является коммуникационные сети.

Предметом исследования система мероприятий, связанная с совершенствованием коммуникационных процессов.

Целью настоящего исследования является изучение понятия «коммуникационные сети», их видов и сущности на примере организации.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «коммуникационные сети»;
  2. Выявить сущность исследуемого понятия;
  3. Исследовать на примере организации коммуникационные процессы и их эффективность.

В качестве теоретической базы автором выбраны учебные пособия, учебники, материалы конференций, интернет-источники, монографии таких известных авторов как М.М. Максимцов, М.А. Комаров, Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич.

Опыт как российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там, где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого – плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и тому подобное. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме как к банкротству.


В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности организаций, поскольку коммуникации – это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.

Глава 1. Коммуникационные сети и их разновидности

1.1 Понятие коммуникаций, цели

Важнейшая форма взаимодействия людей – общение. Менеджмент представляет собой ту сферу человеческой деятельности, в которой общение играет определяющую роль. Соответственно, значительно важно грамотно строить общение между разными его участниками. От этого зависит результативность переговоров, уровень и степень взаимопонимания с контрагентами, сотрудниками, а также степень удовлетворения сотрудников собственным трудом. Практически все проблемы бизнеса в той или иной мере связаны с общением, т.е. с процессом доведения нужной информации от человека с его собеседнику[1].

Итак, коммуникации – это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Коммуникация – первое условие существования всякой организации. Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и, наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна[2].

В ходе коммуникационного общения в организации достигаются цели, представленные на рисунке 1[3].

Рисунок 1 — Цели, достигаемые в ходе коммуникаций[4]

Существуют причины, препятствующие установлению и развитию коммуникаций в организации, или, коммуникационные барьеры, возникающие как при формальных, так и при неформальных коммуникациях.

Коммуникационные барьеры замедляют коммуникацию, искажает ее, снижая результативность общения, разрывается связь с партнерами и контрагентами. Различают коммуникационные барьеры микроуровня и макроуровня (микробарьеры и макробарьеры).


Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных, узких секторах профессионального общения. К ним можно отнести[5]:

      • психологический настрой источники информации по отношению к получателю;
      • психологический настрой получателя к источнику информации;
      • низкую способность восприятия формата информации;
      • отсутствие обратной связи;
      • предвзятое отношение обоих контрагентов коммуникации к обсуждаемой теме.

Макробарьеры коммуникации препятствуют установлению коммуникации в целом. Примеры показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Виды макробарьеров

Барьеры можно разделить на преграды, зависящие от инициатора коммуникации, источника управленческой информации (группа факторов источника) и преграда, зависящие от получателя управленческой информации, коммуникационного контрагента.

Факторы источника показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 - Факторы источника

Факторы получателя[6]:

      • неспособность адекватно оценивать степень важности сообщения;
      • некорректный набор установок сознания;
      • неадекватный интерес к теме коммуникации;
      • низкие индивидуальные физиологические особенности.

К основным функциям коммуникации относятся:

  1. Информативная – передача истинных или ложных сведений, осуществляет процесс движения информации;
  2. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);
  3. Перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
  4. Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

1.2 Основные виды коммуникаций

Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах[7].

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа[8].


Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу[9].

Эффективная межличностная коммуникация очень важна для успеха в управлении, так как, с одной стороны, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей – начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом – в рамках различных событий, а с другой, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью[10].

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации. Если бы нужно было проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях карьеры, льготах и т. п.

Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Еще раз подчеркнем, что обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты и т. п., циркулирующие внутри организации, зачастую являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.

Внутренние коммуникации – это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.


Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.

Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях необходимых к изменению.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т. е. снизу-вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей – это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на один раз неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы, получившие название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок[11].

Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Они составляют основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что 2/3 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми[12].