Файл: Генри Форд и массовое производство (Биография Генри Форда и первые достижения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. ГЕНРИ ФОРД – НОВАТОР ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Биография Генри Форда и первые достижения.
1.2. Экономические взгляды Генри Форда.
ГЛАВА 2. ВКЛАД ГЕНРИ ФОРДА В РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
2.2. "Модель Т" и методы массового производства.
2.3. Анализ вклада Генри форда в автомобилестроительную отрасль.
2.3.1. Анализ массового производства.
2.3.2. Анализ серийного производства.
2.4. Пятидолларовый рабочий день.
2.5. Кадровая политика и вклад Генри Форда в развитие персонала.
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, что экономика западных стран в свое время стремительно вырвалась вперед. Этому способствовали, конечно, многие факторы. Но все же главным является Менеджмент, как наука управления. Именно благодаря грамотному управлению, как человеческими ресурсами, так и производственными механизмами Генри Форд стал одним из самых знаменитых и богатейших людей в мире.
Он будто бы предвидел, что в будущем автомобиль станет массовым средством передвижения. Стал отцом массового производства. А его вложение в человеческие ресурсы, путем увеличения заработной платы до 5 долларов в день способствовало прекращению текучести кадров и повышению производительности труда.
Понятие «фордизм», которое ввел Форд обозначало массовое производство большого числа недорогих автомобилей путем использования конвейера, это позволяло собирать 1 автомобиль всего за 98 минут.
Он так же внес огромный вклад в автомобильную отрасль, которая только зарождалась в Америке, умело сочетая масштабное производство с высоким уровнем заработных плат и низкими производственными затратами.
Генри Форд и его активное стремление к снижению затрат так же повлияли на такое нововведение, как франшиза и появление дилерских центров.
Цель данной работы - изучение и раскрытие вклада Генри Форда в развитие менеджмента.
ГЛАВА1. ГЕНРИ ФОРД – НОВАТОР ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Биография Генри Форда и первые достижения.
В далеком 1863 году, в Дирборне, Штат Мичиган, в семье фермера родился мальчик. С малых лет его увлекали машины и различные механизмы. И совершенно не интересовало дело отца. Ему больше по вкусу было ремонтировать часы, нежели возделывать земли. В тринадцать лет он смог починить свои первые часы, к 15 годам он уже легко мог исправить любую поломку в часовом механизме. В 17 лет, не смотря на желание отца, чтобы сын стал фермером, мальчик бросил школу и устроился подмастерьем в механических мастерских.
Так началась история Генри Форда.
После своего обучение Форд устроился на работу в компанию, которая производила и обслуживала паровые двигатели. Эти двигатели были очень тяжелыми, медленными, а эксплуатация слишком дорогой. Все это привело Генри к изучению двигателей внутреннего сгорания. Однажды ему представилась возможность произвести ремонт такого двигателя, а в скором времени Генри Форд сконструировал свой первый четырехтактный двигатель.
Некоторое время Генри занимался заготовкой леса на участке земли, который передал ему отец. Но это было лишь фундаментом, местом, где он начал всерьез заниматься своим любимым делом. Рядом с домом Форд построил мастерские, где проводил все свободное время, продолжая экспериментировать с двигателями внутреннего сгорания. В 1890 г. он сконструировал двухцилиндровый двигатель.
Через некоторое время Генри распродал весь лес, и его материальное положение стало затруднительным. Тогда он поступил инженером в компанию Detroit Electric Company, отказавшись от занятий сельским хозяйством. С этого момента все вечера и все выходные у него стали уходить на доработку нового двигателя. Он уволился из Detroit Electric и поступает в Edison Illuminating Company, где быстро дослуживается до должности главного инженера. В период с 1893 и 1895 г. Генри собрал свой первый автомобиль, который имел две скорости: 10 и 20 миль в час. Форд понимал, что его работа неоригинальна, но продолжал работать в одиночку, это давало ему возможность учиться на своих ошибках. Благодаря своей природной пытливостью он совершенствовал не только конструкции автомобиля, он также совершенствовать и технологию его изготовления и сборки.
Целью Генри Форда было создание модели, удовлетворяющей требованиям крупносерийного производства. И "модель Т" подходила для этой цели как нельзя лучше.
1.2. Экономические взгляды Генри Форда.
Свою компанию Общество Автомобилей Форда предприниматель основал лишь в 1903 году после многочисленных опытов и трудов по созданию эффективного двигателя внутреннего сгорания и оптимальной конструкции кузова, хотя уже в 1893 году он впервые испытал свою самопередвигающуюся тележку, видом которой шокировал окружающих. Такая задержка была обусловлена основополагающим принципом организации дела, которым Форд руководствовался всю жизнь: основной ценностью любого дела является сам продукт и до того, как этот продукт будет усовершенствован во всех отношениях, любое форсирование будет означать неэффективную трату ресурсов. До начала самостоятельной предпринимательской деятельности Генри Форд работал и в известной «Электрической компании Эдисона», и был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», из которой ушел из-за разногласий с партнерами.
31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль под номером 5000000, и это, несмотря на препоны со стороны крупных корпораций, Первую мировую войну и серьезные экономические паники в американской экономике. Таких результатов Генри Форд смог добиться благодаря разработанной им теории ведения дела, которая несомненно представляла собой нечто отличающееся от привычных представлений бизнесменов того времени. Нельзя сказать, что в его взглядах можно найти что-то новое, скорее его подход можно характеризовать как нормальный с точки зрения нравственности. Обычная деловая практика того времени заключалась в следующем. Любое предприятие необходимо начинать с как можно большим капиталом с тем, чтобы впоследствии продать как можно больше ценных бумаг, прибыль от продажи которых за вычетом издержек на посредничество помещалась в дело. При таком подходе успешным бизнесом называли такой, акции и облигации которого продавались по высокой цене. Ценные бумаги были важнее работы. При оценке инвестиционных проектов финансисты того времени, впрочем, как и теперь, делали упор на альтернативную стоимость денег, ведь якобы предприниматель может требовать от дела не меньше той суммы, которую он мог бы получить, вложив средства так называемые безрисковые активы (ценные бумаги, приносящие доход). Генри Форд категорически отказывался принимать такую точку зрения, потому что считал, что если деньги вложены в производства, то они никак не являются бременем для него, деньги фактически перестают быть деньгами и становятся средством производства. Деньги не могут иметь собственной ценности, ведь их ценность заключается только в том, что на них можно купить.
Генри Форд считал, что деньги не должны становится хозяевами дела, но должны служить ему. Деньги сами по себе великое изобретение человечества, потому что они значительно упрощают процесс обмена. Но они перестают выполнять свои функции, если кто-то начинает торговать этим предметов обмена. Очень удобна система, когда деньги могут обращаться, покупаться и продаваться, без фактического движения подлинных ценностей. В этом смысле, «хозяева денег» имею большую власть над производителями реального продукта, что особенно ясно проявляется в условиях кризисов перепроизводства. «Хотя деньги должны представлять действительное богатство мира, тем не менее богатство всегда больше денег и действительное богатство зачастую поступает в рабство к деньгам. Это ведет к нелепому парадоксу, что мир благословен богатством и все же терпит нужду». Весьма отчетливо такое положение дел можно показать на примере классического кризиса перепроизводства – Великой депрессии 1929-1933. Во времена этого кризиса, когда 6 миллионов человек умерло от голода, десятки миллионов стояли в очередях за бесплатной едой, правительство и капиталисты уничтожали десятки акров посевов, миллионы голов скота, тонны литров молока и т.д. Действительно, справедливо замечание Генри Форда о том, что «бедность на свете порождается в редчайших случаях отсутствием ценностей, но главным образом недостатком денег». Деньги должны служить выражением истинного богатства – реальных товаров, но ни в коем случае средство обмена не должно занимать господствующее положение, точно так же как «ордер на шляпу еще не является шляпой».
Генри Форд считал, что основное назначение любого капиталиста – это осуществление идеала служения обществу. Основной задачей любого капитала может быть только постоянное улучшение жизни людей и никак не делание денег из денег и ради денег. В этом смысле главным злом в современном мире он считал расточительность. Причем под этим выражением он понимал не только неразумную трату, но вообще всякое неполезное для человека и общества использования как денег, так и собственных дарований, в том числе излишнюю бережливость, которую Форд характеризовал как «излюбленное правило всех полуживых людей», потому что, хотя беречь деньги лучше, чем напрасно расточать их, но это хуже полезной затраты.
Идеал максимально эффективного производства нашел свое отражение в поистине научной организации труда на заводах Форда. Все лишние движения и траты были сведены к минимуму, любые отходы, которые могли быть переработаны использовались в деле или для потребления. Форд усовершенствовал систему конвейерного производства таким образом, что один автомобиль теперь мог быть собран менее чем за 2 часа, чтобы было в 8 раз быстрее. Кроме того, Общество Автомобилей Форда проводило политику постоянного снижения издержек путем оптимизации производства, поиска лучших материалов, упрощения конструкций. Это позволяло компании перманентно снижать цены и наращивать объемы продаж. Генри Форд считал, что лучше продавать много товаров по низкой цене, чем мало товаров по высокой цене, потому что первый вариант способствует созданию рабочих мест, активности производства и более широкому удовлетворению потребности людей, что являлось истинной задачей и целью предприятия. Компания ставила своей целью сделать автомобиль доступным широким массам, причем этот продукт должен был служить своему покупателю бесконечно долго. Все детали и расходные материалы были просты, дешевы и доступны для любого клиента, а каждая последующая модель содержала в себе только те новшества, которые бы улучшали, удешевляли и увеличивали бы полезные свойства для потребителя.
Весьма неординарен, но в то же время прост был взгляд Генри Форда на финансовую политику предприятия. Он считал, что прибыль была всего лишь индикатором успешного или неуспешного ведения дела, но никак не самоцелью. Любой доход свыше издержек, по мнению предпринимателя, не может считаться исключительной собственностью владельца капитала (средств производства, по Марксу), потому что эта прибыль была создана благодаря усилиям каждого занятого на предприятии. Соответственно, Форд и распоряжался финансовым результатом своей компании. Ежегодно до 10% от чистой прибыли распределялось между рабочими в виде премий, остальное шло на капитальные затраты для дальнейшего развития производства и улучшения конечного продукта. Только незначительная часть распределялась в виде дивидендов акционерам, к которым у Форда также было особое отношение. Он считал, что акционером может быть только тот, кто так или иначе был либо занят, либо сейчас вовлечен в производство, и он не должен довольствоваться получением только ренты от вложенного капитала. Дивиденды попросту иногда не выплачивались, из-за чего предприниматель не раз был в суде. В конце концов, остались только те акционеры, которые разделяли точку зрения Форда на финансы.
Генри Форд считал, что в случае проблем в той или иной фирме, дополнительное финансирование является лишь тяжким бременем, а не решением. «Может ли биллион долларов устранить убыток? Нет, биллион долларов только усилит трудности на биллион долларов». Промышленник считал, что устранить решением проблемы, собственно, как и источником капитала должна быть сама фабрика и эффективное управление ей. И это принцип, воплощенный в жизнь. Во время общей паники в американской экономике 1920 года Общество Автомобилей Форда испытывало определенные, по мнению тогдашних банкиров, финансовые затруднения. Так, компании надлежало выплатить около 60 миллионов долларов долга, а свободного капитала было всего на 20 миллионов. Тогда воротилы с Уолл-стрит пытались навязать Форду займ и поставить своего человека на место казначея компании, но предприниматель решил проблему совсем иначе. Следуя своему принципу, что деньги должны течь из фабрики, а не из банка, компания провела чистку и реорганизацию своей структура и производства, ликвидировав неэффективные узлы и процессы, оставшиеся после заказов Первой мировой войны, распродав некоторое имущество в Европе и максимально снизив цену с тем, чтобы соответствовать ослабевшей вследствие кризиса покупательной способности населения. В итоге преобразований, Общество Автомобилей Форда высвободило средств на сумму 87,3 миллионов долларов, что позволило решить финансовый вопрос.
Следует сказать, что в этот период экономической истории Америки и Европы происходит так называемое сращивание банковского и промышленного капитала, о чем в своё время писали и Ленин, и Гильфердинг, и Гобсон. Учитывая главенствующее положение денежного капитала в иерархии такого симбиоза, можно сказать, что фактически производства стало подчиняться техническим принципа банковского дело, основной задачей которого является получение прибыли в виде денег. Генри Форд резко критиковал возросшую роль финансистов в промышленности. Для владельцев кредита фабрика становится производителем не товаров, а денег, что ведет к понижению качества товаров, неэффективному управлению, сокращению рабочих мест и росту цен. Как видно, при такой манере менеджмента в выигрыше остаются только владельцы денежного капитала, а трудности ложатся на плечи широкой публики. Форд критиковал сложившуюся систему, и к его словам следует прислушаться, потому что он не находился в положении побежденного человека, жаждущего мести, скорее он было вовлечен в воспроизводственный процесс и объективно видел недостатки.
Экономические взгляды Генри Форда представляются весьма актуальными на сегодняшний день. Промышленник писал, что если система зиждется на покровительстве одного класса производителей (имеется в виде «производство» денег), которые мало связаны с созданием реальных ценностей, то такая структура общественного воспроизводства, мягко говоря, не самая лучшая, она должна быть реорганизована. Сегодня, в эпоху финансовой глобализации, делание денег из денег достигло своего апогея. В мировой экономике возникли серьезные дисбалансы между производством и потреблением, между реальным и финансовым сектором. И чем сильнее денежный капитал оторвался от реального сектора, тем большее влияние он на него оказывает ввиду природы денег. На сегодняшний день становится понятно, что существующая модель мировой финансовой системы не может по определению быть стабильной, многие эксперты говорят о ее реформе. Возможно, следует учесть изложенные в данной статье мысли Генри Форда, которые доказали свою практическую состоятельность. Закончить хотелось бы так: «Несомненно, и нынешний порядок постепенно перейдет в другой, и другой порядок тоже будет функционировать – но не столько сам по себе, как в зависимости от вложенного в него людьми содержания. Правильна ли наша система? Конечно, неправильна, в тысяче отношений. Тяжеловесна? Да! С точки зрения права и разума она давно должна бы рухнуть. Но она держится».