Файл: Аппарат государственной власти (Государственный аппарат: понятие и характеристика).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственный аппарат: понятие и характеристика
1.1 Понятие государственного аппарата
1.2 Классификация государственных органов
Глава 2. Структура государственного аппарата РФ
2.2 Федеральное Собрание Российской Федерации
2.3 Правительство Российской Федерации
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении государственным аппаратом своих функций
Каждая из палат Федерального Собрания обладает и некоторыми только ей присущими полномочиями. Важнейшей прерогативой Государственной Думы является принятие федеральных законов и утверждение федерального бюджета.
Особенность законотворческой компетенции Совета Федерации состоит в том, что он не может вносить изменения и дополнения в федеральные законы, как действующие, так и только что принятые Государственной Думой. Ибо это прерогатива Государственной Думы. Однако Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и может внести на рассмотрение Государственной Думы свой проект федерального закона.
К исключительной компетенции Совета Федерации относится прежде всего отрешение Президента от должности. Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие интересы всех или большинства субъектов Федерации. Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного либо чрезвычайного положения и решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
2.3 Правительство Российской Федерации
Правительство РФ возглавляет исполнительную власть и обеспечивает ее эффективное действие. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Ст. 114 Конституции РФ[14] выделяет шесть основных направлений деятельности Правительства РФ.
1. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, вносит его на рассмотрение Государственной Думы и обеспечивает исполнение. Как орган, ответственный за исполнение бюджета, Правительство наделено правом давать заключения на законопроекты, предусматривающие дополнительные расходы из федерального бюджета. Это, в частности, проекты законов, предусматривающие увеличение заработной платы работникам государственных предприятий и учреждений, законов об изменении финансовых обязательств государства. Отмене налогов или предоставлении налоговых льгот.
2. Правительство РФ проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику. Основные задачи, решаемые Правительством в настоящее время, сводятся к сокращению дефицита федерального бюджета, укреплению его Доходной части, предотвращению неконтролируемого роста расходов бюджета
3. Важную роль играет Правительство в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики во всех названных сферах путем их финансирования, а также принятия действенных мер по организации эффективной деятельности органов управления культурой, наукой, образованием, медициной. Основные задачи Правительства сводятся к обеспечению качественного образования, как общего, так и профессионального, к сохранению и развитию общенациональной культуры, стимулированию ее национального многообразия, обеспечению действенной медицинской помощи населению, дальнейшему развитию научного потенциала страны.
4. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью, к которой относятся здания, сооружения, предприятия, составляющие основу национального богатства страны, объекты оборонного производства, железные дороги, средства связи и другие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства страны. Правительство решает вопросы создания и ликвидации относящихся к федеральной собственности предприятий, назначает представителей государства на предприятиях, создаваемых с участием государства и иных лиц и др.
5. В числе основных актов, принимаемых Правительством РФ в области обороны, осуществляется Вооруженных Сил РФ оружием и военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами, определение порядка воинского учета, организация контроля за экспортом Оружия и военной техники, обеспечение военнослужащих и членов их семей жильем.
6. Правительство уделяет большое внимание обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Следует отметить, что перечень полномочий Правительства РФ, закрепленный Конституцией РФ, не является исчерпывающим. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. В частности, оно обладает правом законодательной инициативы, устанавливает тарифные льготы и др[15].
2.4 Органы правосудия
Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Российской Федерации.
Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ (был упразднен в 2014 году с передачей своих функций и полномочий Верховному Суду РФ)[16]. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако федеральными законами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет.
Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей. Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей
Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения их к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом.
Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим законодательством, определяющим порядок составления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрисдикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ[17].
Особенности современной судебной власти в России проявляется в нескольких аспектах.
1. Судебная власть представляет собой по меньшей мере две распределенных по всей стране совокупности органов государственной власти федерального уровня, осуществляющих правосудие от имени Российской Федерации (система судов общей юрисдикции и система арбитражных судов).
Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладают такой развитой системой органов федерального уровня.
Особое место в системе органов судебной власти занимает Конституционный Суд Российской Федерации и совокупность конституционно-уставных органов субъектов Российской Федерации.
2. Суд является единственной властной структурой в системе государства, которая приводится в действие по волеизъявлению простого гражданина или субъекта предпринимательской деятельности.
Следует отметить особое значение суда как инструмента государственной власти по разрешению гражданско-правовых (экономических) споров.
Основное качественное отличие деятельности органов судебной власти от деятельности других органов государственной власти в гражданской (экономической) сфере человеческой деятельности заключается в том, что движущей силой, «запускающей» весь механизм судебного процесса, является непосредственный интерес конкретного гражданина. действуя «извне» государственно-властной судебной системы, гражданин или субъект экономической деятельности заставляет ее, в хорошем смысле этого слова, реализовывать весь заложенный конституционный потенциал правовых средств защиты прав и охраняемых законом интересов[18].
3. Судебному рассмотрению подведомственны правовые споры, возникающие практически во всех сферах общественной и государственной деятельности.
4. Судья – это высшая государственная должность с соответствующим государственным обеспечением.
Судебная власть в России – от мирового судьи в глубинке Тюменской области до судьи Верховного Суда Российской Федерации и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – реализуется федеральными государственными служащими того же уровня, к которому отнесены Президент РФ, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральные министры.
5. Вся деятельность судей как должностных лиц органов судебной власти, отправляющих правосудие, регламентирована судопроизводственным законодательством от момента поступления заявления до окончательного разрешения спора по существу и исполнения принятого судебного решения.
Такой строгой регламентации нет ни у одного должностного лица ни в одном другом органе государственной власти, ни в законодательной, ни в исполнительных ветвях.
В органах законодательной и исполнительной власти должностные лица имеют достаточно широкие правовые возможности выбирать линию своего субъективного поведения по отношению к заявлению гражданина или субъекта экономической деятельности о нарушении его прав, исходя из своего усмотрения. Судья такой возможности не имеет[19].
6. Законодательство о судебной власти налагает на поведение судьи как гражданина дополнительные весьма существенные ограничения не только в плане поведения при отправлении правосудия, но и поведения в быту.
Судья как гражданин не имеет права заниматься деятельностью, не совместимой с должностью судьи, наказание за это – досрочное прекращение полномочий судьи. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «О статусе судей в Российской Федерации», а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении государственным аппаратом своих функций
При изучении деятельности государственного аппарата можно было заключить, что при осуществлении своих функций аппарат власти сталкивается со следующими проблемами.
Первая проблема, с которой сталкивается государственный аппарат заключается в том, что для того, чтобы эффективно выполнять свои функции ему нужно постоянно совершенствоваться. Так, А.Э. Мехралиева[20] в своей статье приводит основным сдерживающим фактором развития коррупцию.
Вторая проблема, которую необходимо отметить – это неисполнение одного из главных постулатов Конституции, а именно независимости судей. Как отмечает Кондрашев А.А.[21] одна из основных причин этого кроется в том, что согласно ФЗ «О статусе судей в РФ»[22] назначение всех федеральных судей осуществляется Президентом РФ. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом для назначения в год почти 2000 судей нужен большой аппарат сотрудников президентской администрации, который содержат все российские налогоплательщики, не говоря о том, что глава государства вынужден тратить только на подписание соответствующих бумаг весьма значительное время[23]. Комкова Г.Н. и Кулушева М.А.[24] приводят следующие аргументы: действующий порядок не обеспечивает самостоятельность судебной системы и демократичность ее формирования, делает судебную власть производной от воли главы государства приводит к излишней концентрации полномочий.