Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Полномочия Национального банковского совета закреплены в ст. 13 ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России) ».
- Совет директоров. В его состав входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ. Они назначаются Госдумой на должность сроком на 5 лет по представлению Председателя Центрального банка России, согласованному с Президентом РФ.
Полномочия Совета директоров закреплены в ст.18 ФЗ ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)».
- Председатель ЦБ, который назначается на должность Государственной Думой на 5 лет, с учетом большинства голосов ее депутатов.
Не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя ЦБ РФ, Президент РФ представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ.
Полномочия Председателя ЦБ РФ: действие от имени ЦБ РФ и представительство без доверенности его интересы; подписание нормативных актов ЦБ РФ и другие документы о его деятельности; назначение и освобождение от должности своих заместителей; ответственность за деятельность ЦБ РФ, обеспечивая осуществление функций ЦБ РФ в соответствии с законом.[11]
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Банк России распространяет требования, предъявляемые к банковской системе, на других участников финансового рынка. Реализуя полномочия мегарегулятора, Центральный банк РФ разработал несколько проектов в области страхования и рынка ценных бумаг. Например, проект положения Банка России «О порядке ведения Банком России реестра паевых инвестиционных фондов и предоставления выписок из него, а также реестра зарегистрированных правил доверительного управления ипотечным покрытием».
Центральный банк РФ контролирует и регулирует эмиссию и обращение корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) различных эмитентов. Таким образом, Центральный банк РФ может управлять всей экономикой страны. Влияние Центрального банка РФ на экономику увеличивается еще и в связи с передачей ему регулирующих, контрольных и надзорных полномочий в сфере страхования. Центральный банк Российской Федерации разрабатывает и предъявляет требования к системе управления рисками и капиталом кредитной организации, к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации и др. Устанавливаются повышенные требования к лицам, от которых зависит принятие решений на финансовом рынке. [12]
Также Центральный банк Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.[13][14][15]
У Центрального банка РФ возникли дополнительные цели деятельности: развитие российского финансового рынка и обеспечение стабильности российского финансового рынка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» только Конституцией РФ и федеральными законами установлены полномочия ЦБ РФ. Президент РФ, Правительство РФ и ЦБ РФ не могут принимать нормативные акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают полномочия ЦБ РФ.
Одной из функций Центрального банка РФ является надзор за деятельностью кредитных организаций.
В соответствии с ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному Банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» ЦБ РФ были переданы полномочия Федеральной службы по [16][17]финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в области финансовых рынков.[18][19]
В целях осуществления своих функций ЦБ РФ имеет право:
- требовать и получать нужную информацию у кредитных организаций об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;
- требовать и получать нужную информацию, для банковской и денежной статистики, анализа экономической ситуации, необходимую информацию федерльных органов, их территориальных учреждений и юридических лиц. Данная информация не должна быть разглашена без согласия определенных юридических лиц. Публикует информацию результатах статистик;
- взыскать штраф, запретить осуществлять определенные банковские операции, ограничить открытие филиалов, требовать реализации мероприятий финансового оздоровления, ликвидировать и другое, при обнаружении нарушений кредитными организациями или при предоставлении им неверной и неполной информации.[20][21]
Полномочия ЦБ РФ в сфере банковского регулирования и надзора можно разделить на 5 групп:
1. регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций.
Регистрация кредитных организаций является совместной сферой деятельности Правительства РФ и ЦБ РФ. Если кредитная организация соответствуют всем требованиям, предъявляемым к ней Правительством РФ и ЦБ РФ, то ЦБ РФ принимает решение о регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на реализацию банковской деятельности. Регистрацию осуществляет ФНС РФ по субъекту РФ. Решение о регистрации выдается сопроводительным письмом.
Решение о выдаче лицензии влечет за собой выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности. Решение ЦБ РФ должно быть оформлено нормативным актом, иначе оно не является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Поэтому отсутствие нормативного акта может послужить основанием для отказа в признании решения ЦБ РФ иными субъектами.
В целях осуществления контрольно-надзорных функций Центральный банк РФ ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Согласно официальному отчету ЦБ РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора за 2015 год кредитных организаций, обладающих лицензией на осуществление банковских операций сократилось по сравнению с 2014 годом на 101, или на 12,1 %. Таким образом, к 1 января 2016 года количество кредитных организаций, обладающих лицензией составило 733. В 2015 году зарегистрированы 2 вновь созданные небанковские кредитные организации против 7 кредитных организаций в 2014 году[22][23];
2. установление правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций.
Банк России устанавливает необходимые для кредитных организаций и банковских групп правила осуществления банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также утверждает обязательные нормативы и обязывает предоставлять другую информацию, предусмотренную федеральными законами.
Полномочия по регулированию деятельности кредитных организаций Банк России осуществляет с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации;
3. надзор и применение санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами.
Полномочия банковского надзора реализуются Центральным банком РФ по двум главным направлениям: финансовое состояние конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Целью применения полномочий Центрального банка РФ в сфере банковского надзора - это выявление проблем в кредитных организациях и применение к ним мер надзорного реагирования. Иными словами, работа с проблемными банками подразделяется на: выявление финансовых трудностей, изучение особенностей возникновения данных проблем, пути решения проблем, применение мер надзорного реагирования.
Методы, которые применяет ЦБ РФ для осуществления банковского надзора, закреплены в федеральных законах и заключаются в предоставлении ему права требования от кредитных организаций информации и документов о ее деятельности, а также в проведении проверки кредитной организации. [24]
Полномочия банковского надзора за состоянием всей банковской системы реализуются ЦБ РФ совместно с Правительством РФ.
Банковский надзор не должен и не может ставить целью применение санкций. Применение санкций используется ЦБ РФ, если кредитная организация нарушила нормы федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ. Предписания ЦБ РФ не являются нормативным актом, они могут содержать лишь требование ЦБ РФ об устранении выявленных нарушений. Они не могут содержать правил проведения банковских операций или иные нормы кроме требования об устранении выявленных нарушений. Если выявленные нарушения не устранены, то применяются крайние меры: отзыв лицензии, а далее ликвидация.
4. предупреждение банкротства кредитных организаций;
Территориальные управления Банка России подготавливают работу по выявлению проблемных кредитных организаций, проводят оценку возможностей и определение способов их финансового оздоровления, а также готовят заключение о целесообразности и порядке проведения мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, либо о необходимости ликвидации кредитной организации
После проведения банковского надзора выносятся результаты, на основе которых осуществляется предупреждение банкротства кредитных организаций.
Данные полномочия осуществляются для сохранения устойчивости всей банковской системы государства, защиты интересов кредиторов, а соответственно для сохранения единого экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств, защиты прав человека.
Полномочия ЦБ по предупреждению банкротства осуществляются путем издания нормативных актов о финансовом оздоровлении кредитной [25] организации, о введении временной администрации или о реорганизации кредитной организации.
Руководитель кредитной организации обязан привлечь внимание Центрального банка РФ к проблемам кредитной организации, ходатайствовать о выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, если ее участники сами не хотят принимать участие в выполнении указанных мер. Однако, Центральный банк РФ не обязан направлять требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что будущая деятельность кредитной организации, которая близка оказаться банкротом, зависит полностью от Центрального банка РФ, который либо улучшает положение кредитной организации, либо ликвидирует ее.[26][27]
Центральный банк РФ руководит за процессом по предупреждению банкротства, но полномочия по предупреждению банкротства реализует Агентство по страхованию вкладов, в соответствии с нормативными актами Центрального банка РФ. Мероприятия по предупреждению банкротства Центральный Банк РФ осуществляет совместно с Агентством по страхованию вкладов путем направления взаимных предложений.
Согласно официальному отчету Центральным банком РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году Центральным банком РФ осуществлялась работа по контролю за деятельностью 92 кредитных организаций в области предупреждения несостоятельности (банкротства), имевших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства. По состоянию на 01.01.2016 основания для осуществления мер по предупреждению банкротства имели 32 кредитные организации ;
5. ликвидация и банкротство кредитных организаций.
Ликвидация кредитной организации означает прекращение ее существования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
Ликвидация кредитной организации может быть в двух формах: добровольной и принудительной.
Добровольная ликвидация кредитной организации реализуется на основании решения ее учредителей. На основании их ходатайства Центральный банк принимает решение об аннулировании банковской лицензии. Учредители кредитной организации утверждают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Центральным банком. Ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе Центрального банка РФ после отзыва у нее банковской лицензии.
Центральный банк РФ может отозвать лицензии в случаях: установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана; задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год; установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности; осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией; неоднократного неисполнения федеральных [28][29] законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Центрального банка РФ ; другое.