Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
1.1. Сущность и содержание прибыли. Виды прибыли
1.2. Цели и задачи управления прибылью
1.3. Правовые аспекты использования нераспределенной прибыли
2. Управление распределением прибыли в ООО «Эдельвейс»
2.1. Характеристика ООО «Эдельвейс», его организационная структура
2.2. Анализ прибыли ООО «Эдельвейс», как основного показателя его эффективной деятельности
2.3. Анализ распределения прибыли
3. Рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли
3.1. Оценка эффективности распределения прибыли
Под капитализированной прибылью понимается та часть прибыли, которая реинвестируется в увеличение активов предприятия, например, в расширение производства или приобретение новых, более современных машин, поэтому направление большей части прибыли на капитализацию свидетельствует о развитии ООО «Эдельвейс».
3. Рекомендации по повышению эффективности распределения прибыли
3.1. Оценка эффективности распределения прибыли
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения.
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.
Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала[20].
Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств.
. (11)
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.
Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов.
. (12)
Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.
. (13)[21]
Таблица 11
Анализ использования прибыли ООО «Эдельвейс»
Показатель |
2016 год |
2017 год |
Отклонение |
Рентабельность собственных средств |
-2,06 |
-0,20 |
1,86 |
Внутренние темпы роста |
-0,49 |
-0,17 |
0,32 |
Уровень потребления |
-0,81 |
-0,09 |
0,72 |
Таким образом, рентабельность собственного капитала увеличилась, по сравнению с прошлым годом на 1,86. Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов, увеличились по сравнению с 2016 годом на 0,32. Внутренние темпы роста возрастают (темп увеличения активов) но очень медленно на 0,32, значит политика распределения прибыли выбрана не правильно.
В ООО «Эдельвейс» значительная часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера. Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств
Таким образом, ООО «Эдельвейс» нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.
3.2. Оптимизация распределения прибыли
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Недостаточность средств, направленных на развитие предприятия может быть снижена за счет увеличения самого объема чистой прибыли.
Прибыль - это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост объема реализации продукции и снижение ее себестоимости[22].
Поэтому пути увеличения прибыли и рентабельности непосредственно определяются факторами, оказывающими влияние на уровень продаж и издержки:
1. Оптимизация структуры реализации продукции. Изменение структуры реализуемой продукции оказывает влияние на прибыль потому, что уровень рентабельности различных изделий неодинаков. При повышении в общем объеме продукции доли продукции с более высокой рентабельностью, прибыль от реализации увеличивается. Оценка структуры реализуемой продукции с финансовой точки зрения предоставляет информацию о том, какая продукция наиболее выгодна предприятию при существующем объеме производства, уровне цен и величине затрат. Для принятия решения относительно структуры реализации продукции только финансовой информации недостаточно. Необходима оценка внешних условий деятельности предприятия-рынка.
2. Снижение издержек производства. Снижение затрат является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличение размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственников имущества предприятия. Возможности снижения издержек производства выделяются и анализируются по двум направлениям: по источникам и факторам. Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства. Факторы - это технико-экономические условия, под влиянием которых принимаются издержки. Основными источниками снижения издержек производства и реализации продукции являются: снижение расхода сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции, снижение расхода заработной платы на единицу продукции, сокращение административно-управленческих расходов, ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
На экономию ресурсов оказывает влияние большое число технико-экономических факторов. В экономической практике все они объединяются в две крупные группы: внутрипроизводственные и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, которые могут управляться со стороны предприятия. К ним относятся такие, как совершенствование норм расхода материальных ресурсов, внедрение прогрессивной технологии, повышении уровня механизации и автоматизации производства, улучшение использования оборудования, трудовых ресурсов и другие.
Внепроизводственные факторы - это те, на которые предприятие не может оказывать влияние. К ним относятся рыночные цены на сырье материалы и оборудование, ставки налогов и отчислений, включаемых в состав издержек предприятия, природные факторы и другие[23].
Для того, чтобы сгладить отрицательное влияние на рост прибыли в ООО «Эдельвейс» рекомендуется проводить мероприятия по следующим направлениям: установка приборов регулирования расхода тепла; замены светильников на энергосберегающие.
Использование прибыли на потребление (то есть, главным образом, на увеличение размера выплат персоналу) приводит к росту заинтересованности людей в работе на данном предприятии, а соответственно – к росту отдачи работников, иными словами, к росту эффективности использования рабочей силы. Использование же прибыли, главным образом, на развитие, напротив, способствует росту эффективности и качества средств труда, в то время как эффективность использования рабочей силы при этом снижается.
Эффективность экономической деятельности предприятия зависит, главным образом, от двух факторов:
1) эффективности рабочей силы;
2) эффективности оборудования.
Соответственно для предприятий, работающих с прибылью, весьма важным вопросом является оптимальное распределение прибыли на потребление и развитие.
Доля чистой прибыли, приходящейся на выплату дивидендов называется нормой распределения прибыли (НР). При использовании прибыли на потребление уменьшается ее часть, направляемая на развитие предприятия и, следовательно, снижаются темпы роста предприятия за счет внутренних источников. Темпы роста собственных средств предприятия называют внутренними темпами роста (ВТР). Величина этого показателя рассчитывается по формуле:
ВТР = РСС х (1-НР)
где ВТР – внутренние темпы роста;
РСС – рентабельность собственных средств;
НР – норма распределения прибыли.
При планировании дивидендной политики следует учитывать, что чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньшая часть прибыли остается для финансирования инвестиций, для развития предприятия. Увеличение НР влечет за собой снижение ВТР, что в свою очередь ограничивает темпы роста выручки от реализации и снижает кредитоспособность предприятия.
Определим внутренние темпы роста ООО «Эдельвейс» за 2017 год:
РСС = -20% (таблица 11);
НР = 18%
ВТР = -0,2 * (1-0,18) = -0,16 или - 16%
Это означает, что ООО «Эдельвейс» в сложившихся условиях не следует направлять прибыль на потребление.
Потому что, если ООО «Эдельвейс» заинтересовано в дальнейшей работе, то следует определять норму прибыли в зависимости от запланированных темпов роста. Предположим, ООО «Эдельвейс» запланировало темп роста выручки на уровне 10 %, а ВТР за 2017 год составляют «-» 16%, то есть для достижения заданных темпов роста необходимо еще 26 % роста.
Предприятие может использовать заемные средства, но тогда повышается финансовый риск. Предприятие может одновременно повысить величину как собственного, так и заемного капитала, сохранив плечо рычага (соотношение собственных и заемных средств) на прежнем уровне. Но лучше всего нарастить выручку за счет ускорения оборачиваемости активов, увеличить собственные средства за счет снижения НР и одновременно увеличить заемные средства с целью сохранения прежней структуры пассива баланса. При определении уровня изменений руководствуются следующей нормой: ВТР и темпы роста выручки от реализации должны совпадать.
Заключение
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, которые в свою очередь определяют эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.
Для эффективного управления прибылью предприятия необходимо учитывать как особенности ее формирования, так и направления рационального использования. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — одно из направлений внутрифирменного планирования.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее последующего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
Основной целью распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Прибыль, остающаяся в распоряжении ООО «Эдельвейс», используется им самостоятельно и в основном направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
Чистая прибыль ООО «Эдельвейс» идет на создание следующих фондов: фонд накопления и фонд потребления.
При сокращении чистой прибыли в отчетном году (чистая прибыль общества снизилась на 2 504 тыс. руб.) наращивание фонда развития в ущерб фонду потребления выглядит рационально. Отрицательным моментом является то, что год от года уменьшаются расходы на развитие общества. Так, в 2017 году фонд развития было направлено 688 тыс. руб. из общего объема нераспределенной прибыли, что на 1337 тыс. руб. меньше, чем по итогам 2016 года. В дальнейшем предприятие может столкнуться с нехваткой оборотных средств, особенно учитывая широкомасштабную реализацию инвестиционных проектов, что вызовет потребность в привлечении заемных средств.