Файл: 2. Понятие о руководстве и лидерстве. Основные черты лидера 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
Содержание
1. Мотивация труда: понятие, иерархия потребностей (по А.Маслоу). Значение функции мотивации для достижения целей подразделения и организации 3
2. Понятие о руководстве и лидерстве. Основные черты лидера 6
3. Практическое задание 8
Список литературы 10
1. Мотивация труда: понятие, иерархия потребностей (по А.Маслоу). Значение функции мотивации для достижения целей подразделения и организации
Мотивация – процесс побуждения индивида к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Эксперты также сходятся во мнении, что мотивацию можно охарактеризовать как способ удовлетворения потребностей человека в обмен на его работу. Первоначальные концепции мотивации применялись в процессе организации трудовой деятельности еще древними людьми.
Самым первым таким приемом считается метод кнута и пряника – подтверждения тому мы находим как в Библии, так и во многих мифах. Однако с появлением школы научного управления, ученые и исследователи поняли, что «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Как следствие, было разработано понятие достаточной дневной выработки, труд оплачивался пропорционально вкладу в рабочий процесс – мотивация стала более эффективной.
Теория А. Маслоу – первая работа, в которой были детально проанализированы человеческие потребности, а также их влияние на мотивацию. В своей иерархии Маслоу разделил потребности на пять категорий.
Согласно этой теории, среднестатистический человек удовлетворяет свои потребности в порядке от низших к высшим:
– Низшие (первичные) потребности:
– Физиологические потребности;
– Потребности безопасности.
– Высшие (вторичные) потребности:
– Потребности принадлежности и причастности;
– Потребности признания и самоутверждения;
– Потребности самовыражения.
Сформировав представление о том, какое место в шкале потребностей занимает подчиненный, менеджер сможет эффективно влиять на мотивацию сотрудника, подобрав соответствующие методы воздействия. Так, если условия труда (физиологические потребности) не будут соответствовать определенной общественной норме, вручение наград и упоминание заслуг работника (потребность признания и самоутверждения) не будут в должной степени способствовать повышению уровня мотивации.
Функции мотивации – это воздействие, направленное на создание побудительных мотивов с целью повышения эффективности труда сотрудников. В статье расскажем, что такое функции мотивации, какие виды бывают, каковы задачи и цели мотивации, приведем реальные примеры.
Основные функции мотивации подразделяются на основании мотивов, классифицированных по следующим основаниям:
-
по видам активности – это мотивы общения, игры, учения, профессиональной и общественной деятельности; -
по времени проявления – это ситуативные и постоянно проявляющиеся, кратковременные, устойчивые; -
по видам потребностей человека – биологические, социальные, мотивы самоуважения, самоактуализации, мотивы достижения успеха и стремления к самой деятельности, мотивы избегания неудач; -
по установкам личности – это личностные и общественные мотивы, эгоистические, общественно значимые, идейные, нравственные, коллективистские; -
по структуре – это первичные и вторичные или полные и укороченные; -
по функциям – это реально действующие неосознанные, реально действующие осознанные мотивы; по ведущему мотиватору – это однозначные и многозначные мотивы.
Функция мотивации – целенаправленное формирование у человека или группы людей мотивов, побуждающих работать более эффективно, чтобы достичь целей, поставленных перед организацией. Эта функция занимает ключевые позиции в общем процессе управления и оказывает повышенное влияние на результаты труда персонала. Мотивация к эффективной работе в интересах компании возникает только в том случае, если работникам обеспечивают достижение личных целей.
Виды и функции мотивации представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды и функции мотивации
Внешняя мотивация | Обусловлена внешними факторами. Например, сосед купил крутой автомобиль. У вас зародилась мотивация заработать много денег и купить современную модель авто. |
Внутренняя мотивация | Она связана не с внешними факторами, а с внутренними. Например, вашего друга повысили в должности, и он стал руководителем отдела. У вас зародилась внутренняя мотивация добиться повышения по службе. |
Положительная мотивация | Основана на внутренних стимулах. Например, за хорошую работу получить высокую премию. |
Отрицательная мотивация | Основана на отрицательных стимулах. Например, если опаздывать на работу, вас лишат премии и вынесут выговор. Чаще всего такая мотивация идет вразрез с интересами человека. |
Устойчивая мотивация | Основана на конкретных нуждах, которые заставляют работать больше и лучше. |
Неустойчивая мотивация | Положительные мотивы требуют постоянного подкрепления. Например, вы хотите ежемесячно получать премию и благодарность, но это желание не мотивирует работать больше и лучше. Мотивацию требуется систематически подкреплять. |
Анализ функции мотивации дает понять, насколько удовлетворены сотрудники. Если персонал полностью удовлетворен, это позволяет вызвать чувство содержательности, значимости от выполняемой работы, что ведет к уважению и самоуважению.
2. Понятие о руководстве и лидерстве. Основные черты лидера
Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.
Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.
Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
-
лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации; -
лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды; -
лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; -
руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; -
процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения; -
сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.
Существуют различные классификации, типологии лидерства, которые обстоятельно, детально описаны Л.Д. Столяренко.
Приведем некоторые из них. По критерию масшабности решаемых задач выделяют три типа лидерства: бытовой, социальный, политический.
Первый тип лидерства распространен в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье.
Второй – преобладает на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.
Третий распространен среди государственных, общественных деятелей.
По содержанию и направленности лидерской деятельности в социальных группах выделяют три типа лидеров: деловой, эмоциональный, информационный лидер. Деловое лидерство проявляется в формальных группах, выполняющих производственные задачи, а также оно наиболее сильно влияет на руководство.
Деловой лидер обладает высокой компетентностью, умением лучше других решать организационные задачи, деловым авторитетом, наибольшим опытом в данной сфере деятельности. От него в большей степени зависит успех в деятельности. Его условно называют «руки группы».
Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий – притягательности лидера как участника межличностного общения.
Для информационного лидера («мозг группы») характерны эрудированность, компетентность, члены группы могут к нему обратиться с вопросами, он может ответить на них, объяснить.
Выделяют следующие виды лидеров в зависимости от преобладающих в его деятельности функций:
1. Лидер-организатор. Он воспринимает нужды коллектива как свои собственные и проявляет значительную активность. Для него характерны оптимистическая направленность, уверенность в себе, а также в том, что большинство проблем, которые он решает, могут быть разрешены.
2. Лидер-творец. Он способен видеть новое, браться за решение сложных проблем. Не командует, а лишь приглашает других к обсуждению. У него имеется высокий творческий потенциал.
3. Лидер-борец. Это волевой, уверенный в своих силах человек. Он не боится опасностей или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.
4. Лидер-дипломат. Если бы такой человек смог использовать свои способности во зло другим людям, то его можно было бы назвать «мастером интриги». Он хорошо знает ситуацию, скрытые детали, хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
5. Лидер-утешитель. К нему тянутся другие люди, он способен поддержать их в трудную минуту. Он обладает гуманистическими качествами, в частности, внимательным и уважительным отношением к людям, а также эмпатией.
Мы считаем, что вышеназванные типологии лидерства могут обнаруживаться в различных группах, а также разных ситуациях внутригруппового взаимодействия, поэтому социальным психологам следует обстоятельно изучать общие и особенные черты у лидеров, относящихся к определенным типам.
3. Практическое задание
Заполните таблицу, указав вид решения (интуитивное или адаптационное) в зависимости от его особенностей:
Особенности решения | Вид решения |
1. Просты и оперативны в принятии | адаптационные |
2. Велик риск ошибок | интуитивные |
3. Выполнение действий, которые были успешны в прошлом аналогичной ситуации | адаптационные |
4. Основываются на общих знаниях, здравом смысле | адаптационные |
5. Являются исключением, а не правилом | интуитивные |
6. В основе имеют способность руководителя предугадывать, предвидеть, предполагать | интуитивные |
7. Принимаются в условиях дефицита времени | интуитивные |
Какие решения называются интуитивными, и какие адаптационными.
Интуитивное решение основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен (интуиция – способность предугадывать, предполагать, предвидеть). На него влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров, обладающих широким кругозором.
Такое решение принимается в условиях, когда существует возможность выбора, но отсутствие времени не позволяет долго раздумывать над ситуацией. Здесь велик риск ошибок, поэтому оно допустим лишь в крайнем случае, скорее как исключение.
Решение, основанное на суждениях (адаптивное) – это выбор, обусловленный знаниями, накопленным опытом. Человек использует шанс о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы использовать результат выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях часто повторяются. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова но хуже, чем прежде. Вот почему наниматели, как правило, придают большое значение опыту при найме на работу.