Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические аспекты проблемы выбора стиля руководства в процессе управления персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Успех любой фильмы зависит от огромного многообразия самых различных факторов, таких как, в первую очередь, рыночная конъюнктура, экономические отношения, человеческие ресурсы и т.п. Характер отношений с персоналом или стиль руководства является, при этом, одним из наиболее существенным из них.

В современных условиях руководству персоналом принадлежит центральное место в управлении. Это связано с тем, что именно повседневная деятельность по управлению и обеспечивает достижение основных целей фирмы.

Негативные отношения между менеджментом и сотрудниками рано или поздно обязательно отрицательно отразятся на эффективности труда, на чувстве удовлетворенности сотрудников своей работой и занимаемой должностью, на отношениях фирмы со своими клиентами, а также на положении компании на рынке.

Социологи и психологи давно выяснили, что от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность работы фирмы.

Стиль руководства – это совокупность наиболее часто применяемых менеджером методов и принципов управления. Это, другими словами, привычная манера поведения менеджера фирмы по отношению к своим сотрудникам. Она выражается в том, какими способами менеджер, при выполнении функций управления, мотивирует свой коллектив к творческому, инициативному и, как следствие, эффективному выполнению задач. Также это касается и характера деятельности по контролю своих подчиненных.

Актуальность темы данной работы обуславливается необходимостью выбора оптимального стиля управления, соответствующего объективным современным экономическим реалиям и наиболее прогрессивным подходам к управлению.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сути, значения и роли стилей руководства в управлении персоналом.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность выбора стиля руководства;
  2. Классифицировать стилей руководства в современных организациях;
  3. Выявить влияние личностных качеств руководителя при выборе стиля руководства;
  4. Проанализировать пути и средства построения оптимального стиля руководства на предприятии в ООО «Про Спорт СПБ»;
  5. Рассмотреть влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности;
  6. Оценить возможности использования зарубежных подходов к стилю управления персоналом в российских условиях.

Объектом работы является руководство персоналом как тип управленческого взаимодействия.

Предметом работы являются важнейшие концептуальные подходы в теории управления персоналом и наиболее популярные стили руководства.

Гипотеза работы. Приступая к работе, мною было предположено, что в организации, руководитель которой прибегает к демократическому стилю управления, уровень удовлетворенности персонала своей работой гораздо выше, а психологический климат в коллективе благоприятнее, чем в коллективе, руководитель которого демонстрирует либеральный или авторитарный стиль руководства.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы выбора стиля руководства в процессе управления персоналом

1.1. Понятие и сущность стиля руководства в психологии

Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Оно изначально первоначально означало стержень для писем на вощеной доске. Позже данное слово характеризовало почерк.

Стиль работы является способом воздействия руководителя на своих подчинённых. Обычно руководитель выбирает тот или иной стиль для наиболее эффективного управления. На стиль руководства наибольшее влияние оказывают личность руководителя, выбранные им приёмы и способы осуществления функции управления. Многообразие и, в то же время, сложность таких отношений и служат причиной вариантности стилей руководства, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по многим признакам[1].

Понятие «стиль руководства» применимо к управлению любой организацией, с любой структурой. В наиболее общем виде следует различать индивидуальный, а также общий стили руководства.

К числу субъективных факторов, которые оказывают влияние на стиль руководства можно, в первую очередь, отнести:

  1. установки и принципы, которые обуславливают умение пользоваться властью;
  2. специфика психического склада менеджера (темперамент, особенности характера);
  3. выбор тех или иных методов и форм воздействия на своих подчинённых в конкретной ситуации;
  4. личные (индивидуальные) качества, которые определяют «управленческий почерк»;
  5. индивидуальные особенности исполнения социальных ролей менеджера;
  6. уровень интеллекта и культуры, а также профессиональных знаний, что во многом определяет характер поведения.

Таким образом, субъективные факторы находятся в зависимости от особенностей личности менеджера, в то время как объективные факторы связаны с влиянием окружающей среды[2].

Перечислим наиболее объективные слагаемые стиля руководства:

  1. Специфика организации (системы управления), ее миссия, задачи, цели, а также особенности управленческой структуры;
  2. Закономерности управления;
  3. Функциональное назначение (специфика) конкретной сферы деятельности;
  4. Формы организации труда, технологический уровень производства, уровень обеспеченности материальными ресурсами;
  5. Основные особенности персонала фирмы (квалификационный уровень, структура персонала, социально-психологические особенности исполнителей, морально-психологический климат и характер взаимоотношений в коллективе);
  6. Основные методы и приемы управления, которые применяются топ-менеджментом.

Огромное многообразие классификаций стилей руководства в теории менеджмента говорит о сложности данного социального явления.

1.2 Виды стилей руководства в современных организациях

Наиболее популярная классификация разделят стили руководства на три «классических» типа: демократический, авторитарный, либеральный.

Суть авторитарного стиля управления персоналом состоит в том, что руководитель безраздельно сосредотачивает в себе все основные функции процесса руководства. У автократического руководителя есть достаточная власть, для того, чтобы уверенно и без колебаний навязать исполнителям свою волю. Авторитарный руководитель ориентируется, в основном, на потребности низового уровня своих коллег.

Руководитель демократического типа, напротив, старается избегать чрезмерного навязывания воли своим подчиненным, часто обращается к своим подчиненным за советом, особенно в сложных ситуациях. Руководитель-демократ, таким образом, с вниманием прислушивается к мнению извне, многие стратегические вопросы часто может выносить на обсуждение коллектива организации, решая единолично, при этом, лишь оперативные задачи. Обращение к своим подчиненным у подобного руководителя чаще всего носит характер совета, просьбы, рекомендации[3].

Демократический руководитель, при этом, требователен, но, как правило, справедлив. Немалое значение такой менеджер уделят созданию благоприятного морально-психологического климата в организации, часто стоит на защите членов коллектива. В общении с подчиненными руководитель-демократ, как правило, доброжелателен и вежлив, регулярно оповещает своих подопечных о текущем положении в организации и о возникших трудностях; как правило, вполне адекватно воспринимает критику. Немалое значение придает уровню квалификации своего окружения, стимулирует инициативность работников.


Фирма, в которой преобладает демократический стиль управления, как правило, характеризуется очень высокой степенью децентрализации. Персонал фирмы принимает активное участие в принятии многих решений, члены рабочего коллектива имеют широкую свободу в выполнении различных, как производственных, так и социальных заданий.

Демократический лидер, взяв за основу положение о том, что персонал организации преимущественно мотивируется потребностями высокого уровня, пытается сделать работу своих подчиненных как можно более привлекательной, создает «ситуацию успеха», уделяя огромное значение позитивной мотивации сотрудников[4].

Для либерального стиля управления характерно отсутствие сколь-либо активного участия менеджера в управлении персоналом. Характерным является то, что руководителю организации для выполнения задач, довольно часто приходится в прямом смысле уговаривать своих подопечных. Сам же руководитель-либерал может довольно редко браться за решение сложных управленческих задач, так сказать, уходя от них. Чаще всего он решает вопросы по мере их поступления и в силу их актуальности. Нередко руководитель подобного типа стремиться к минимизации ответственности, контролирует работу своих сотрудников ситуационно, при этом осуществляемый контроль характеризуется минимумом требований. Подобного рода руководителя не особо коммуникабельны. «Либералы» могут внимательно слушать критику в свой адрес, обещая принять соответствующие меры и сделать выводы, однако, в основном, ничего не делают и не предпринимают каких-либо существенных шагов к саморазвитию. К своей работе руководителя с либеральным стилем не проявляют особого интереса, а потому их подход к работе характеризуется формализмом[5].

По мнению многих специалистов в сфере менеджмента, в последние годы, значительную эффективность показал партисипативный стиль руководства. Для такого подхода к управлению свойственны следующие основные характерные черты:

- проведение регулярных совещаний с персоналом фирмы;

- открытость в отношениях руководителя и персонала;

- активное вовлечение персонала в процесс разработки и принятия многих организационных решений;

- делегирование подчиненным широкого спектра полномочий;

- участие рядовых рабочих в планировании и осуществлении организационных решений;

- создание особых групповых структур и др[6].


Существует также и другие, подходы к классификации стилей руководства, однако они, на наш взгляд, менее популярны, чем рассматриваемые в данной работе.

1.3 Влияние личностных качеств руководителя при выборе стиля руководства

Во многом эффективность управления определяется соответствием индивидуальных характеристик менеджера тем функциям и ролям, которые он призван выполнять в компании.

В наиболее интегрированной и общей форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, которые предписываются ему компанией.

Американским ученым И. Ансоффом было выделено четыре основные роли руководителя[7].

1. Роль лидера. Тут подразумевает неформальное лидерство. Так, эффективный менеджер должен непременно обладать значительным авторитетом и, пользуясь, таким образом, большим уважением и доверием со стороны подчиненных, быть способным без труда влиять на других.

2. Роль администратора. Данная роль руководителя подразумевает его способность контролировать текущее и перспективное положение дел, принимать порой сложные решения, ориентируясь на результат, эффективно организовывать и координировать действия сотрудников, обеспечивать безукоризненное соблюдение предписаний, правовых норм и т.д.

3. Роль планировщика. Основные задачи данной функции – это, в первую очередь, оптимизация перспективной деятельности фирмы; анализ управленческих альтернатив и определение наиболее приемлемых их них, сосредоточение ресурсов на основных направлениях деятельности.

4. Роль предпринимателя. Выступая в данной роли, менеджер компании должен проявлять способности экспериментатора, способного к нестандартным решениям и освоению новых видов деятельности. Такой руководитель быть стрессоустойчивым, готовым к риску и взвешенным решениям в области его минимизации[8].

Функции руководителя выступают в роли основного измерителя его индивидуальных качеств, призванных способствовать успешному осуществлению им всех своих направлений деятельности и социальных ролей.

Таким образом, вне сомнений, деловые и личностные характеристики менеджеров, а также стиль их руководства несут в себе огромное значение.