Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Программа организации диагностического исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость, являющаяся компонентом адаптивности личности (А.А.Реан).

Стресс является основополагающим фактором развития человека. Внешние раздражители действуют на организм, тем самым способствуя проявлению адаптации человека к изменившимся условиям или способами изменения поведения человека. На сегодняшний день профессиональный стресс - проблема, которая охватывает все сферы жизнедеятельности современного человека, более того, этот феномен влечет за собой определенные последствия, которые могут существенно изменить привычную жизнь как личности, так и социальной группы в целом. Проблема более чем актуальна, т.к. ряд рабочих стрессоров оказывают существенное влияние на психическое напряжение человека, на развитие психосоматических расстройств, и, более того, профессиональные стрессоры являются факторами неблагоприятных поведенческих последствий, а это, в свою очередь, влечет физиологические и психологические деформации человека. По мнению Дж. Шарит и Г. Салвенди профессиональный стресс - многомерный феномен, который выражается в физиологических и психологических реакциях на сложную ситуацию.

Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, привлекает внимание большого числа исследователей (Александровский Ю.А., Воробьев А.И., Дунин Г.С., Зеленова М.Е., Котенев И.О., Маклаков А.Г., Чермянин С.В.).

Особую актуальность проблема стресса на рабочем месте приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в профессиональных видах деятельности. От успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в деле подготовки рабочих кадров, способных продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя свое психофизическое благополучие.

Цель работы: изучение причин, возможностей диагностики и профилактики стресса на рабочем месте.

Объект исследования: стресс на рабочем месте.

Предмет: причины, возможности диагностики и профилактики стресса на рабочем месте.


Гипотеза исследования состоит в предположении, что профилактика стресса на рабочем месте будет проходить более эффективно, если:

1) будут выделены и своевременно изучены средствами психологической диагностики личностные качества сотрудников, способствующие формированию стрессоустойчивости;

2) будет разработана и реализована система упражнений, направленных на формирование рациональной поведенческой активности и самоконтроля личности в условиях стресса, снижение утомления и профессионального стресса, развитие навыков коммуникативной компетентности.

Задачи:

  1. Дать характеристику и определить сущность понятия «стресс на рабочем месте»;
  2. Изучить причины формирования стресса на рабочем месте;
  3. Составить программу организации диагностического исследования;
  4. Дать характеристику результатов диагностического исследования;
  5. Предложить рекомендации по профилактике профессионального стресса персонала организации.

В ходе нашего исследования мы использовали методы:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

2) эмпирические: эксперимент в единстве его этапов (констатирующего, формирующего, контрольного), тестирование, анкетирование;

3) метод обработки данных (количественный и качественный анализ);

4) метод презентации данных.

Теоретическая значимость исследования: систематизирована и обобщена литература по проблеме исследования в контексте современной психологической науки. Данные материалы могут быть использованы преподавателями психологии в высших и средних учебных заведениях при подготовке к лекционным занятиям; студентами-психологами, при подготовке к семинарским занятиям, написании курсовых, дипломных работ.

Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ консультационной работы с представителями различных профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики стресса начинающих сотрудников.

База исследования: МКДОУ №54 г.Новомосковск. Выборку составили сотрудники в возрасте 28 -40 лет.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1.1. Характеристика и сущность понятия «стресс на рабочем месте»


Высокий темп современной жизни является фактором, создающим психоэмоциональную нагрузку. Постоянное напряжение негативно отражается не только на состоянии нервной системы, но и организма в целом. Люди некоторых профессий контактируют со стрессовыми факторами практически постоянно. Именно к этой группе относятся медицинские работники. Рассмотрим, что такое стресс, каким он бывает, и почему среди врачей часто встречается синдром профессионального выгорания.

Значимый вклад в изучение механизмов стресса внес Ганс Селье [6]. Ученый впервые сформулировал концепцию этого явления и стал основателем международного института стресса.

Ключевые положения теории Селье:

  • Каждый живой организм обладает запасом адаптационной энергии, - который ограничен.
  • Адаптационная энергия может распределяться в разных направлениях или концентрироваться для преодоления одного неблагоприятного фактора. В результате истощения адаптационной энергии человек болеет, стареет и умирает.
  • Первичный уровень адаптационной энергии требует больших усилий со стороны организма и используется при воздействии выраженных стрессовых факторов. При действии раздражителей меньшей интенсивности организм использует вторичный уровень адаптационной энергии.
  • Стрессором может служить любое предъявленное организму действие, - характер стрессора не имеет значение (позитивный или негативный), значима лишь его интенсивность. Таким образом, стрессор - неспецифическое требование к перестройке.
  • Перестройка организма при воздействии стрессового фактора осуществляется не сразу, а имеет четко выраженную этапность.

В 1936 году Селье выделил понятие «общий адаптивный синдром» и определил стадии стресса [5]:

Первая стадия - это тревога. Эта начальная реакция организма на стрессовый фактор возникает благодаря активации симпатоадреналовой системы, обеспечивает повышенную мышечную активность, что позволяет более эффективно справиться с непривычным для организма внешним воздействием.

На второй стадии усиливается катаболизм, активируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, мобилизуются запасы энергии, накопленные в организме. Это позволяет организму адаптироваться к состоянию постоянного напряжения и готовности молниеносно реагировать на ситуацию. Это состояние получило название стадии резистентности.

Первые две стадии связаны с колоссальными энергетическими затратами, поэтому организм не может постоянно находиться в таком состоянии. Спустя некоторое время наступает стадия истощения.


Селье дал только определение третьей стадии, но не смог выявить ее механизм. Позже было установлено, что истощение происходит в результате активации эндогенной опиоидной системы.

Что же такое профессиональное выгорание с точки зрения патофизиологии? Это и есть третья стадия стресса - истощение. Термин «выгорание» был введен Френденбергом в 1974 г., но тогда определение имело несколько иную трактовку и использовалось для описания состояния людей, которые чувствовали себя бесполезными и изможденными [4].

Для исследования Френденберг взял группу пациентов, работа которых связана с непрерывными коммуникациями с большим количеством людей. Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания:

  • психофизиологическая;
  • социально-психологическая;
  • поведенческая.

К симптомам психофизиологического выгорания относятся:

  • хроническая усталость,
  • эмоциональное истощение,
  • нарушение сна, одышка,
  • заторможенная реакция на раздражители.

Социально-психологическая составляющая - это раздражительность или нежелание общаться с людьми, постоянные эмоциональные срывы, тревожность, негативизм. У пациентов с синдромом профессионального выгорания проявляются такие поведенческие особенности, как нежелание выполнять свои функциональные обязанности, постоянные опоздания на работу, нежелание общаться со своими коллегами, несдержанность в отношении клиентов, большое количество ошибок в работе. Многие принимают такие проявления за нежелание сотрудника работать, его лень и некомпетентность, но на самом деле эти особенности имеют патофизиологическую основу и обусловлены работой в условиях постоянного стресса.

Представители некоторых профессий практически не подвержены профессиональному выгоранию, но во многих сферах деятельности эта проблема является крайне актуальной. В первую очередь выгоранию подвержены специалисты, которые постоянно работают с людьми. Это медики, педагоги, работники сферы обслуживания.

Стресс и, как результат, выгорание вызывает внутренний конфликт человека [7]. Это происходит в случаях, когда условия на работе, требования руководства, корпоративные ценности не совпадают с личными взглядами. Одним словом, если человек на работе чувствует себя некомфортно, выполняет свои обязанности и распоряжения руководства через силу, он находится в постоянном напряжении, что чревато серьезными психоэмоциональными проблемами.

Смена места работы и вида трудовой деятельности, расширение круга обязанностей всегда сопряжены со стрессом. Если сотрудник длительное время не может адаптироваться к новой обстановке, он находится в группе риска по возникновению выгорания.


В современных условиях многим приходится работать в условиях нестабильности. Тактика руководства некоторых учреждений, нестабильность некоторых компаний и сложная экономическая обстановка постоянно создают риск утраты рабочего места для некоторых работников. Это вызывает постоянное внутреннее напряжение.

Еще одна группа людей, постоянно подверженных стрессу - это жители мегаполисов. Постоянное общение с большим количеством незнакомых людей, невозможность остаться наедине со своими мыслями, создают напряжение, которое может стать причиной психофизиологических нарушений.

Стресс на рабочем месте (профессиональный стресс) –многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда [2].

1.2. Причины формирования стресса на рабочем месте

В западной литературе описывается шесть основных источников профессионального стресса:

  • Режим работы. Сюда входит не только слишком интенсивная трудовая деятельность, недостаток свободного времени и отдыха, но и плохие условия труда.
  • Коммуникация. Отсутствие взаимопонимания с начальством, коллегами, отсутствие уважения со стороны подчиненных.
  • Ролевой фактор. Высокая ответственность, узкий круг полномочий, неопределенная роль работника в организации.
  • Карьерные трудности. Отсутствие либо слишком стремительный карьерный рост, страх увольнения, несоответствие профессиональных амбиций работника его способностям.
  • Психологический климат на работе. Противоречия между корпоративной культурой и внутренними убеждениями работника, интриги между сотрудниками, ограничение свободы выбора.
  • Внеорганизационные факторы. Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания со стороны родственников.

Глобально все причины профессионального стресса можно разделить на субъективные и объективные [8].

Первая группа причин обусловлена психологическими особенностями человека, его восприятием окружающей действительности. На объективные причины повлиять сложно, они оказывают влияние на всех работников конкретной организации. Сюда относятся вредные условия производства (пыль, шум, радиация, высокие или низкие температуры, постоянная опасность для жизни и здоровья), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность.