Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Программа организации диагностического исследования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.
Основные тезисы классической теории стресса Ганса Селье легли в основу современных исследований, касающихся различных форм человеческой деятельности. Но в современной психологии существует множество описательных моделей стресса, построенных на новой методологической основе. Проведенный А. Б. Леоновой анализ современных исследований по проблеме стресса позволили выделить три основных направления: экологический, транзактный и регуляторный [16].
Представители «экологического подхода», начиная с 60-х годов ХХ века, предприняли комплексное исследование с целью изучения взаимосвязи между спецификой работы и качеством жизни, психологическим благополучием, психическим здоровьем личности. С их точки зрения, профессиональный стресс возникает в случае рассогласования требований, которые накладывает на человека в профессиональной среде, и потенциал у него для их успешного выполнения [1, 13].
Позже, в 70-х годах XX века сформировались основные концепции «транзактногоанализа» на основе описательной модели психологического стресса Р. Лазаруса. Особое внимание уделяется процессуальному анализу индивидуально-психологических детерминант переживания стресса, а именно когнитивной составляющей восприятия человеком различных особенных ситуаций и жизненных стратегий копинга («копинг-стратегий»). «Психологический» аспект реакции на стресс, с точки зрения Р. Лазаруса, предполагает высокую степень субъективности в оценке человека, существующих на данный момент внутренних ресурсов для эффективного сопротивления угрожающих ситуациях [19].
Одной из самых интересных является модель «профессионального стресса» Т. Кокса, в которой воплощается представление о динамике возникновения и разрешения стрессовой ситуации. С точки зрения данной концепции, надо анализировать источники стресса в прямой зависимости от потребностно-мотивационной сферы человека (установки, мотивы, ценности), а также индивидуальный набор копинг-стратегий [5].
Нормативный подход к пониманию природы и механизмов психологического стресса представлены в ряде зарубежных и отечественных исследований. Согласно концепции функционального состояния, психологический стресс может рассматриваться в статусе одного из этих состояние, которые возникают в результате конкретной деятельности по регулированию в ситуациях. В соответствии с нормативными подходом, люди могут использовать различные механизмы регулирования, выбор которых определяется различными факторами.
В «двухуровневой модели управления ресурсами» Д.Бродбента и Р.Хокки, особое внимание уделено различным уровнем саморегуляции, в зависимости от уровня осознанности-неосознанности контроля и автоматизма действий [8].
А.Б. Леоновой приведена классификация компенсаторных механизмов, используемых человеком в стрессовых ситуациях: «продуктивная мобилизация» и «дезорганизации личности». Эта классификация основана на детальном изучении формирования и развития когнитивного, операционального и рефлексивного уровня активности в проблемных ситуациях под воздействием интенсивных нагрузок. Динамика формирования стабильных патологических изменений в реакции личности в стрессовых ситуациях, начиная от индивидуального стресса при хронических проявлениях [6].
В настоящее время стресс выступает непременным проявлением жизни. Это связано с тем, что люди постоянно находятся под влиянием внешних раздражителей разной интенсивности. Умеренной интенсивности раздражители, как правило, вызывает мобилизующий эффект стресса. Увеличение интенсивности раздражителей или их экстенсивность способствует развитию соматических и психических расстройств. В настоящее время большое внимание уделяется изучению стресса в контексте «человек - профессиональная среда». Основой для детальной разработки этого подхода послужил методологический принцип комплексного исследования различных видов отношений между условиями и требованиями производственной ситуации и уровня внутренних ресурсов работающего человека [5].
Отмечается, что дисбаланс между требованиями профессиональной среды и индивидуально-личностных характеристик человека влияет на его стресс, способствует нарушению физического и психического здоровья, что проявляется в появлении психосоматических и невротических расстройств, профессиональной деформации и др. Но при этом снижение профессионального стресса влечет за собой снижение эффективности работы сотрудников и организации в целом [15].
Трудовая деятельность в той или другой производственной ситуации может быть не столько причиной, а поводом для возникновения стресса работников, в то время как истинные причины стресса являются особенностями личности. Однако основное значение в преодолении любого стресса рождается через личностный фактор. Сложные ситуации не изменяют состояние человека напрямую: их влияние на настроение и психическое состояние определяется совокупностью личностных особенностей, отношением к ситуации, опытом преодоления [2, 10].
В ходе любого развития неизбежны переживания неудовлетворенности, какой-то внутренний стресс. Уровень напряжения не всегда легко определить и регулировать, т.к. это часто сопряжено с опасностью превышения оптимального или допустимого уровня. Благоприятный здоровьеохранный статус (для деятельности и для жизни), поддержание устойчивого настроения, связанные с умеренным напряжением, не приводят к душевному дискомфорту и соразмерны личным и индивидуальным ресурсам человеческого потенциала [7, 21]. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью, используя различные понятия.
Трудно перечислить все многообразие производственных факторов, которые могут влиять быстро или постепенно, чтобы вызвать стресс в организме человека (промышленный шум, вибрация, укачивание на транспортных средствах, ограниченности пространства, неудобная поза и т. д.) [9, 22].
Л. А. Китаев-Смык отмечает, что важным фактором является график работы: увеличена продолжительность смены (включая сверхурочные), что приводит к усталости, неудобные часы работы. Организм человека имеет естественные, циклические ритмы в течение дня, которые включают периоды сна и активности. Однако потребность в продукции зачастую требует изменения естественного уровня [20, 22].
Помимо нарушения циклических ритмов сверхурочные часы имеют два дополнительных фактора, вызывающих стресс: а) у человека нет времени, чтобы он мог им распоряжаться по своему усмотрению; б) непредсказуемые часы работы могут мешать развитию его личных связей, хобби, которые обычно облегчают человеку последствия стресса [4, 14].
В экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических процессов, психики, социально-психологических характеристик личности. Сильное повреждающее воздействие на организм и личность оказывает однообразие: сенсорных, моторных, эмоциональных стимулов. Снизить негативное воздействие монотонности можно только в случае фундаментальных изменений условий труда [6, 12, 17].
Обобщая мнение многих авторов, можно выделить ряд основных источников стресса на рабочем месте:
- плохое распределение труда и нехватка персонала или технических руководителей;
- необходимость выполнять работу ниже своего профессионального уровня и компетенции;
- нечеткие инструкции, определяющие границы ответственности работника [7].
Неопределенность будущего организации может принимать форму частых перемен в местной политике, в которой сотрудники не знают точно, что происходит. Неопределенность может принимать форму незнания элементарных рабочих моментов [10].
Особого внимания заслуживает процесс реорганизации производства и такой компонент как инновационный. Почебут Л.Г. и В.А. Чикер определяют инновацию как процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности. Это процесс качественного изменения чего-либо, и как результат этого изменения – новшество [12, 17].
Низкий статус рабочих мест, низкая зарплата и отсутствие карьерного роста являются важными факторами организационного стресса - многие люди испытывают стресс, вызванный отказом от своих требований. Очень важные причины организационного стресса являются слабое руководство и плохой психологический климат. В последнем случае нарушается взаимная поддержка коллег. Конфликты с коллегами приводят к нечеткому спектру функций овертайма, борьбе за статус [13].
Для ряда профессий стрессовым фактором может выступать отсутствие физической активности. Сильным стрессором становится тот факт, что в большинстве профессий, научных и технических областях объем знаний, необходимых для поддержания уровня компетенции, быстро прогрессирует. К связанным с рабочим стрессом следует отнести феномен «профессионального психического выгорания», который обычно принимает форму затяжного течения [3, 18].
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа организации диагностического исследования
В ходе исследования нами была составлена диагностическая программа, направленная на изучение особенностей появления стресса и состоит из следующих психологических методик:
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге).
- Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк).
- Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова).
- Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II.
Цель диагностической программы: изучить особенности проявления стресса у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск.
Таблица 1
Содержание диагностической программы
№ |
Название методики, ее автор |
Цель методики |
1 |
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге) |
Изучение степени стрессоустойчивости |
2 |
Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк) |
Изучение определенного направления стратегии поведенческой активности личности испытуемого в условиях стресса |
3 |
Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова) |
Определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе |
4 |
Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II |
Оценка выраженности состояний сниженной работоспособности |
По результатам констатирующего этапа исследования в ходе тестирования были интерпретированы результаты диагностики, в ходе обсуждения которых вся группа испытуемых дала свое согласие на дальнейшее участие в нашем эксперименте. В силу этого для нашего исследования представляют интерес результаты диагностики 12 испытуемых. В данном пункте приводятся результаты данной группы сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе исследования.
Результаты диагностики первой методики представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Диагностика определения стрессоустойчивости личности у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента
Этап исследования |
Уровень выраженности степени стрессоустойчивости |
||
Низкий уровень |
Пороговый уровень |
Высокий уровень |
|
Констатирующий этап исследования (12 испытуемых) |
34% |
63% |
3% |
По результатам диагностики выявлено, что только 3% испытуемых обладают высокой степенью сопротивляемости стрессу, 63% испытуемых обладают пороговой степенью, что является тревожным фактором, у 34% испытуемых выявлена низкая степень стресса – что интерпретируется как опасный фактор, указывающий на нервное истощение. Средние показатели по группе указывают на пороговую степень стрессоустойчивости личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на констатирующем этапе эксперимента.