Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов . На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика методов и приемов работы с персоналом
1.2. Методики создания эффективных производственных коллективов
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Характеристика производственного коллектива гостиницы «Мадигин»
3. Рекомендации по улучшению работы производственного коллектива гостиницы «Мадигин»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день кадровая проблема в коммерческом секторе и сфере услуг стоит достаточно остро. Во-первых, это проявляется в нехватке специалистов по определенным направлениям деятельности. Во-вторых, среди имеющихся предложений на рынке труда недостаточно специалистов, соответствующих профессиональным и личностным требованиям организаций. В-третьих, динамично развивающиеся компании нуждаются не просто в сотрудниках, а в таком персонале, который был бы готов развиваться и совершенствоваться вместе с организацией. Одним из решений обозначенных проявлений кадровой проблемы в организации сферы услуг является создание кадровой службы. [5]
Значение трудовых коллективов трудно переоценить. От результативности и качества труда работников, зависят процветание организации и общества в целом.
Особое внимание на данном этапе развития рыночной экономики уделяется сфере гостеприимства. Именно работники этой сферы более всего общаются с людьми. И в зависимости от состояния самого трудового коллектива, в зависимости от его построения, функционирования и от взаимоотношений в нём зависит дальнейшее развитие гостиницы, ресторана или других объектов гостеприимства.
В связи с этим актуальность выбранной темы очевидна. В настоящее время, вопрос управления персоналом организации встает особенно остро, поскольку каждая организация старается максимально оптимизировать свою деятельность, сделать ее более эффективной. И поэтому трудовой коллектив играет в этом важнейшую роль.
Цель написания работы — изучение системы формирования, функционирования и управления производственным коллективом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов и приемов работы с персоналом, методик создания эффективных производственных коллективов;
- проанализировать практическое применение методов и приемов работы с персоналом, методик создания эффективных производственных коллективов на примере гостиницы «Мадигин»;
- разработать рекомендации по улучшению работы производственного коллектива гостиницы «Мадигин».
Объектом исследования является гостиница «Мадигин». Предметом исследования является деятельность её производственных коллектива.
В процессе написания научно-исследовательской работы были использованы учебные пособия Базылевой М. Н, Вирского Е.А., Кабушкина Н.И., Папиряна Г.А., Неверова А.В., Шибалкина Ю.А., а также интернет-источники и трудовой кодекс РФ.
Методы, использованные в работе – сравнение, описание, наблюдение.
Работа состоит из введение, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы методов и приемов работы с персоналом, методик создания эффективных производственных коллективов
1.1. Характеристика методов и приемов работы с персоналом
При формировании кадровой службы используется три основных метода: диагностика, планирование и развитие.
Цель диагностики – изучить отдельные элементы системы кадровой службы или всю систему в целом, получить объективные и целостные данные о степени выраженности тех или иных качеств, характеристик, параметров.
Диагностика включает себя такие методы, как: [20]
- анализ текущего состояния кадрового состав, определение актуальной потребности в кадровом резерве;
- изучение моделей компетенции и требований к должности, которым должны удовлетворять резервисты;
- оценка кандидатов в кадровой службе, выявление соответствия требованиям к должности;
- контроль реализации программы формирования кадровой службы, отслеживание процесса и анализ промежуточных и итоговых результатов.
Планирование предполагает составление определенной последовательности действий, направленных на решение конкретных организационных задач.
Методы планирования широко используют в финансовой деятельности, поэтому обладают высокой степенью надежности и точности. Использование методов планирования в процессе формирования кадровой службы повышает качество и эффективность данной деятельности.
Основные методы планирования – это экономико-математический, статистический, нормативный и балансовый.
Экономико-математический метод позволяет связать результаты кадровой работы с общими финансовыми показателями деятельности организации. В данных методах используются такие показатели, как производительность труда, динамика затрат, сопоставление затрат и результатов (в финансовом выражении), эффективность использования трудовых ресурсов, распределение трудовой нагрузки и т.д.
Статистические методы планирования предполагают анализ данных за предыдущие периоды времени и сопоставление их с текущим положением организации. Использование статистических методов позволяет учесть опыт управленческой деятельности прошлых периодов и предотвратить возможные ошибки в будущем. Это относится и к системе формирования кадровой службы. Если компания уже имела опыт формирования кадровой службы, важно проанализировать результаты прошлой деятельности, определить достижения и просчеты программы. Если же кадровая служба в компании формируется впервые, то не лишним будет изучить опыт других компаний аналогичной сферы. [11]
Нормативный метод основан на разработанных и утвержденных нормах, регламентирующий трудовой процесс. Так, например, существуют нормы труда, нормы выработки, нормы отработанного времени и нормы обслуживания. При планировании работы с кадровым резервом важно оценивать текущую нагрузку руководителей и специалистов, вовлекаемых в работу с резервистами. Это позволит предотвратить негативное отношение в работе с резервом и повысить эффективность проводимых мероприятий.
Балансовый метод предполагает сопоставление ресурсов и затрат на формирование кадровой службы с предполагаемыми финансовыми результатами. Так, например, рекомендуется составлять баланс рабочего времени, занятого исполнением непосредственных функций и работой с кадровым резервом.
Основой планирования при формировании кадровой службы является разработка программы.
Типовая программа формирования кадровой службы включает решение следующих задач: [23]
- Проведение анализа актуальной потребности в кадровом резерве.
- Определение четких требований к резервистам.
- Отбор потенциальных кандидатов в кадровой службе и оценка их соответствия установленным требованиям.
- Формирование состава резервистов, закрепление наставников.
- Реализация программы обучения и стажировки для резервистов.
- Оценка профессионального уровня приобретенных знаний, умений и навыков.
- Перемещение резервистов на вакантные должности.
Методы развития основаны на улучшении качественных и количественных показателей объекта управления, в данном случае – кадровой службы. Для этого используются различные виды и формы обучения, стажировка, практика.
Большинство авторов [1,2, 4, 8, 10, 14] отдают приоритет в работе с кадровым резервом методам развития, считая, что именно они обеспечивают достижение поставленных целей. Но затраты на создание условий для профессионального развития сотрудников не окупятся, если будет некачественно проведена первичная диагностика и оценка ситуации, а так же не будут использованы методы, позволяющие сформировать резерв, отвечающий требованиям организации. Поэтому, рекомендуется более подробно рассмотреть методы диагностики и оценки персонала.
В диагностике выделяют качественные, количественные и комбинированные методы. Качественные методы позволяют описать характеристики объекта оценки без использования точных или расчетных показателей. Так, например, к качественным методам относят «Метод 360 градусов». Этот метод позволяет оценить сотрудника всеми субъектами, с которыми он взаимодействует: руководителем, коллегами, подчиненными, клиентами. Несмотря на высокий субъективизм оценок, в комплексе данный метод дает достаточно целостное представление о профессиональном уровне сотрудника. Недостаток «Метода 360 градусов» в сложности и высоких затратах на проведение и обработку данных.
Еще один достаточно распространенный метод качественной оценки – метод матричной оценки. В рамках данного метода оценка качеств сотрудника происходит в отношении некого идеального образа, набора требований к должности. Метод позволяет выявить расхождение текущего профессионального уровня от желаемого, а так же оценить перспективность сотрудника.
Качественные методы позволяют собрать информацию о результатах деятельности сотрудника, сопоставить их с такими характеристиками, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, лояльность к компании, ответственность, исполнительность и другие.
Количественные методы используют такие инструменты и технологии, которые позволяют получить точное определение степени выраженности профессионализма или результатов работы сотрудника. Наиболее распространены:
- метод бальных оценок, предполагающий оценку профессиональных качеств и результатов работы по заранее составленной шкале;
-метод рангов, позволяющий присвоить сотрудникам ранги в зависимости от оценки результатов работы несколькими руководителями;
- метод сводного рейтинга, формирующий рейтинг сотрудников на основе сводной оценки по нескольким показателям, к числу которых обычно относят стаж работы в должности, наличие (или отсутствие) дисциплинарных взысканий, выполнение индивидуального плана работы и т.д.
Комбинированные методы включают качественные и количественные подходы. Наиболее распространены такие методы, как тестирование, аттестация, оценка в ходе деловой игры, тренинга, ассесмент-центр (центр оценки). [14]
Методы формирования кадровой службы имеют свои технологии. Так, диагностические методы предполагают такие технологии, как использование чек- листов (листов оценки), расчет и анализ показателей движения кадрового состава и т.д.
Методы планирования используют технологии расчета показателей, например, таких, как производительность труда, текучесть кадров, интенсивность трудовой нагрузки и т.д. Кроме того, в данных методах используются технологии анализа статистических данных, составление балансов, комплексная оценка кадровых и финансовых показателей.
Методы развития включают такие технологии, как дистанционное и электронное обучение, практикумы, стажировки, наставничество и т.д.
Схематично методы и технологии формирования кадровой службы представлены в таблице 1. [8]
Таблица 1.
Методы и технологии формирования кадровой службы
Этап формирования резерва |
Методы |
Технологии |
1. Определение потребности в создании кадровой службы |
Диагностика: анализ, оценка, наблюдение, интервью с руководителями и сотрудниками. |
Чек-листы (листы оценки) Оценка динамики персонала (текучесть, стабильность, профессиональный уровень) |
2. Формализация работы с кадровым резервом |
Планирование: постановка цели, задач, определение содержания программы Разработка и утверждение регламентирующих документов: положения, приказов, программ |
Расчет показателей, составление балансов, анализ статистики, сопоставление кадровых и финансовых показателей. |
3. Отбор кандидатов в резерв |
Диагностика: оценка, анализ результатов работы и кадровых документов, интервью, учет рекомендаций и личного желания |
Комплексная оценка (по нескольким направлениям деятельности), аттестация, анкетирование. |
4. Работа с кадровым резервом |
Развитие. Обучение вне рабочего места (семинары, тренинги, конференции, презентации и т.д.) Обучение на рабочем месте (стажировка, наставничество, практика и т.д.) |
Дистанционное и электронное обучение. Объединение теории и практики. Использование ротации персонала. |
5. Оценка результатов и эффективности работы. |
Диагностика: расчет показателей эффективности, анализ результатов. |
Итоговая аттестация, отчетность. |
Набор методов и технологий зависит и от специфики деятельности компании. Так, например, в западных компаниях, ориентированных на серийное производство с четко прописанными процессами и операциями широко распространен так называемый «метод карусели», при котором сотрудникам предоставляют возможность на некоторое время занять другую позицию в организации. Такая ротация персонала осуществляется как между подразделениями, так и внутри подразделения. Резервист, погружаясь в новые должностные обязанности, изучает функционал, осваивает принципы работы, но самое главное, выстраивает эффективные коммуникации с сотрудниками другой службы или подразделения. Этот метод эффективен и для резервистов на управленческие должности, и для рядовых специалистов, так как он активизирует профессиональные знания, навыки и умения, необходимые для более продуктивной работы. [8]