Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1 Правовая защита государственной тайны в РФ
1.2 Допуск к государственной тайне и защита информации
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОПУСК К ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Особенности правового положения органов защиты государственной тайны
2.2 Методика лицензирования деятельности по защите государственной тайны в РФ
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой во все времена была и остаётся защита государственной тайны. Вопросы, связанные с охраной государственной тайны, её разглашением, привлекают к себе наибольшее внимание, как со стороны государственных органов, призванных обеспечивать сохранность государственной тайны, так и со стороны общественности.
Приоритетным направлением государственной политики считается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, относимых к государственной тайне. В настоящее время, сложившееся положение в данной области, требует модернизации компетенции обеспечения правовой защиты государственной тайны. Необходимо определить и установить оптимальное основание для отнесения информации к государственной тайне, а также важно сохранить баланс интересов государства, и граждан в области сведений об информации, относимой к государственной тайне.
Целью данной работы является исследование современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты защиты государственной тайны;
- изучить организацию и допуск к защите государственной тайны;
- рассмотреть защиту информации, составляющей государственную тайну, при передаче по каналам связи.
Объект исследования – государственная тайна.
Предмет исследования - современное законодательно-нормативная база защиты государственной тайны.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1 Правовая защита государственной тайны в РФ
На сегодняшний день проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации касается и такой важной сферы жизнедеятельности общества как информационная. Такие понятия как «информационная безопасность», «национальная безопасность», «государственная тайна» лежат в основе различного рода политических доктрин и концепций в нашем государстве. Впервые о защите информации на государственной службе упоминается в Генеральном регламенте 1720 года[1], а в указе Петра I от 4 апреля 1714 г. говорится о порядке рассмотрения секретных государственных дел. В дальнейшем развитие нормативной правовой базы в сфере охраны государственной тайны находило отражение в различных указах российских Императоров, например «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям» (1724 г.) или Приказах Правительствующего сената, например «О надписях на пакетах, в которых секретные дела» ((1724 г.)[2] Указанные в них положения о порядке допуска к секретным документам и сегодня являются прообразом норм, действующих и в настоящее время. В 1914 г. первая мировая война внесла изменения в вопросы регулирования защиты государственной тайны, были опубликованы три перечня сведений, составивших военную тайну. В советские времена действовала административно-правовая система защиты государственной и партийной тайны. Вопросы отнесения сведений к государственной тайне решались на уровне правительственных постановлений.
Конституция РФ 1993 г.[3] закрепила, что вопросы обеспечения безопасности государства находятся в ведении Российской Федерации и являются предметом деятельности федеральных органов государственной власти. Принятый в 1993 г. закон «О государственной тайне»[4] конкретизирует деятельность указанных органов, определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания сведений и их носителей, порядок допуска к государственной тайне и иные вопросы обеспечения защиты и охраны государственной тайны в Российской Федерации. Однако данный перечень носит слишком общий характер, внутри каждой подгруппы содержатся сведения различной важности, ввиду этого для дальнейшей последовательной детализации сведений, составляющих в нашем государстве государственную тайну, в 1995 году был принят Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[5]. В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне (по состоянию на январь 2018 г. этих групп уже 118). В нормативную правовую базу в области правовой защиты государственной тайны в РФ входят и следующие федеральные законы: «Об электронной подписи», «О Федеральной службе безопасности», «О транспортной безопасности», постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», «О сертификации средств защиты информации» и др.
Одним из недостатков в сфере регулирования вопросов защиты государственной тайны в РФ на сегодня следует назвать неприемлемость существующей неофициальной методики определения ущерба, нанесенного разглашением таких сведений. Ведь «даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную тайну, способны нанести большой ущерб интересам государства, повлечь осложнение международных отношений, поставить российское общество перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля за безопасностью страны»[6].
Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной тайне» государственную тайну составляют, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации[7].
Отношения, возникающие в связи с отнесением определённых сведений к государственной тайне их засекречиванием и рассекречиванием, защитой в интересах Российской Федерации, регулируются настоящим Законом. Положения представленного выше Закона должны исполняться на территории Российской Федерации и за её пределами всеми органами государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Также это право имеют организации, наделённые в соответствии с Федеральным Законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации управление в установленной сфере деятельности[8].
К государственной тайне относятся: сведения, информация, несанкционированный доступ к которым может нанести непоправимый вред стране, государству.
Нет никаких сомнений в том, что вопрос о перечне сведений, представленных засекречиванию и о процедурах засекречивания и рассекречивания, является важным моментом настоящего закона. Сказанное ранее напрямую касается каждого человека и личности, а также связана с реализацией её прав на получение, на доступ и на определённые ограничения, вводимые государством.
Носители информации имеют с ней тесную связь. К ним принадлежат материальные объекты, сведения в которых, составляют государственную тайну, находят своё отображение в символах, сигналах, технических решениях.
Конституция, Законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», ф также акты президента и правительства, принятые на основе последнего закона, являются правовой основой режима секретности. Ранее вопросы секретности решались подзаконными актами, которые сами были секретными и не подлежали огласке и публикации. Данные акты не имели высшую юридическую силу.
Государственная тайна, как и все важнейшие аспекты, влияющие на безопасность Российской Федерации, имеет свои признаки:
- данные сведения имеют особую важность;
- их разглашение может нанести большой ущерб безопасности страны;
- перечень сведений, относимых к государственной тайне обязательно закрепляется Федеральным Законом;
- государственная тайна охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 Уголовного Кодекса Российской Федерации)[9].
- для охраны государственной тайны создан специальный режим секретности.
Секретность - это средство, с помощью которого обеспечивается государственная безопасность. Степень секретности сведений, содержащих государственную тайну, должна составлять степень ущерба, который может быть нанесён безопасности Российской Федерации[10].
Информация, в современном мире, рассматривается, как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационное ресурсы государства определяют его стратегический потенциал и влияние на мировой арене[11]. Важнейшим элементом информационных ресурсов является государственная тайна.
Важнейшим элементом системы государственного управления является режим защиты государственной тайны. Все государства мира имеют государственную секретность. Это объясняется тем, что информация-это объект отношения людей, но в тоже время ресурс управления, принятия решений. Вследствие этого, в качестве угрозы своей безопасности, государства рассматривают потенциально возможную утечку информации за границу.
Как уже говорилось важнейшим элементом государственной тайны, является степень секретности. Систему обозначения сведений, составляющих государственную тайну составляют сведения: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Перечисленные гривы проставляются на документах или материалах. Содержащиеся под этими грифами сведения- государственная тайна.
К сведениям особой важности относятся сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.
Сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отраслям экономики Российской Федерации, называют совершенно секретными.
К секретным сведениям относят иные сведения, составляющие государственную тайну: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; внешнеполитические сведения.
Защитой информации, является комплекс мероприятий, проводимых собственником информации по обособлению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих её распространение и запрещающих незаконный доступ к засекреченной информации. В данном случае собственник засекреченной информации - государство.
Защита информации разделяется на решение двух групп задач:
Своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, появляющихся в процессе управленческой и иной деятельности, т.е. обеспечение специалистов конфиденциальной информацией.
Ограждение засекреченной информации от субъектов, имеющих злонамеренные цели.
Защита информационного суверенитета страны; Создание условий эффективного использование информационных ресурсов; обеспечение безопасности охраняемой информации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что защита и обеспечение безопасности государственной тайны, являются важнейшими аспектами деятельности государства. От своевременно засекреченной информации, от правильного и законного способа её защиты зависит дальнейшее процветание государства и его безопасность.
1.2 Допуск к государственной тайне и защита информации
Необходимость обеспечения безопасности государственной тайны и персональных данных в наше время объективная реальность.
Сегодняшняя национальная секретная система является основным компонентом системы информационной безопасности, которая занимает главное место в системе национальной безопасности государства. В целом можно сделать вывод, что в Российской Федерации сформирована система защиты национальной тайны. Во-первых, я говорю об основании для установления этого стандарта. Закон соблюдает секреты государства, безопасности, конституционные нормы и положения ратифицированных международных договоров, а также многие другие законы и положения. Есть некоторые положения, которые уже были официально оценены Конституционным судом России, Конституционным судом и Высшим судебным органом общей юрисдикции. Их. Сформирован механизм соблюдения законов государственной тайны в соответствии с основными законами страны и международными соглашениями. Защищать государственные секреты - это не просто юридические, технические и культурные вопросы. Решение зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемой частью этой культуры является признание законности и эффективности установления правовой нормы для информации с ограниченным доступом, включая государственную тайну и функцию государственного секретного агентства. Мы гарантируем его суверенитет, который является признанием того, что это является одним из условий, и заявляет, что претензия подходит для мирового сообщества.
Мы знаем, что государственная тайна - это информация о внешней политике, экономике, разведке, расследованиях и деятельности Российской Федерации в военной сфере. Уровень государственной безопасности.
Доступ к государственной тайне означает регистрацию доступа к информации.
Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска к государственной тайне: