Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой во все времена была и остаётся защита государственной тайны. Вопросы, связанные с охраной государственной тайны, её разглашением, привлекают к себе наибольшее внимание, как со стороны государственных органов, призванных обеспечивать сохранность государственной тайны, так и со стороны общественности.

Приоритетным направлением государственной политики считается укрепление конститу­ционно-правовых основ защиты сведений, относимых к государственной тайне. В настоящее время, сложившееся положение в данной области, требует модернизации компетенции обес­печения правовой защиты государственной тайны. Необходимо определить и уста­новить оптимальное основание для отнесения информации к государственной тайне, а также важно сохранить баланс интересов государства, и граждан в области сведений об информа­ции, относимой к государственной тайне.

Целью данной работы является исследование современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические аспекты защиты государственной тайны;

- изучить организацию и допуск к защите государственной тайны;

- рассмотреть защиту информации, составляющей государственную тайну, при передаче по каналам связи.

Объект исследования – государственная тайна.

Предмет исследования - современное законодательно-нормативная база защиты государственной тайны.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1 Правовая защита государственной тайны в РФ

На сегодняшний день проблема обеспечения национальной безопасности Российской Фе­дерации касается и такой важной сферы жизнедеятельности общества как информационная. Такие понятия как «информационная безопасность», «национальная безопасность», «государ­ственная тайна» лежат в основе различного рода политических доктрин и концепций в нашем государстве. Впервые о защите информации на государственной службе упоминается в Гене­ральном регламенте 1720 года[1], а в указе Петра I от 4 апреля 1714 г. говорится о порядке рассмотрения секретных государственных дел. В дальнейшем развитие нормативной право­вой базы в сфере охраны государственной тайны находило отражение в различных указах российских Императоров, например «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям» (1724 г.) или Приказах Правительствующего сената, например «О надписях на паке­тах, в которых секретные дела» ((1724 г.)[2] Указанные в них положения о порядке допуска к секретным документам и сегодня являются прообразом норм, действующих и в настоящее время. В 1914 г. первая мировая война внесла изменения в вопросы регулирования защиты государственной тайны, были опубликованы три перечня сведений, составивших военную тайну. В советские времена действовала административно-правовая система защиты государ­ственной и партийной тайны. Вопросы отнесения сведений к государственной тайне решались на уровне правительственных постановлений.


Конституция РФ 1993 г.[3] закрепила, что вопросы обеспечения безопасности государ­ства находятся в ведении Российской Федерации и являются предметом деятельности феде­ральных органов государственной власти. Принятый в 1993 г. закон «О государственной тайне»[4] конкретизирует деятельность указанных органов, определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну, порядок засекречивания сведений и их носителей, по­рядок допуска к государственной тайне и иные вопросы обеспечения защиты и охраны госу­дарственной тайны в Российской Федерации. Однако данный перечень носит слишком общий характер, внутри каждой подгруппы содержатся сведения различной важности, ввиду этого для дальнейшей последовательной детализации сведений, составляющих в нашем государстве государственную тайну, в 1995 году был принят Указ Президента РФ «Об утверждении пе­речня сведений, отнесенных к государственной тайне»[5]. В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне (по состоянию на январь 2018 г. этих групп уже 118). В нормативную правовую базу в области правовой защиты государственной тайны в РФ входят и следующие федеральные законы: «Об электронной подписи», «О Феде­ральной службе безопасности», «О транспортной безопасности», постановления Правитель­ства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тай­ну, к различным степеням секретности», «О сертификации средств защиты информации» и др.

Одним из недостатков в сфере регулирования вопросов защиты государственной тайны в РФ на сегодня следует назвать неприемлемость существующей неофициальной методики определения ущерба, нанесенного разглашением таких сведений. Ведь «даже единичные фак­ты утечки сведений, составляющих государственную тайну, способны нанести большой ущерб интересам государства, повлечь осложнение международных отношений, поставить российское общество перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля за безопасностью страны»[6].

Согласно Закону Российской Федерации «О Государственной тайне» государственную тайну составляют, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно­розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Рос­сийской Федерации[7].


Отношения, возникающие в связи с отнесением определённых сведений к государственной тайне их засекречиванием и рассекречиванием, защитой в интересах Российской Федерации, ре­гулируются настоящим Законом. Положения представленного выше Закона должны исполняться на территории Российской Федерации и за её пределами всеми органами государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Также это право имеют организации, наделённые в соответствии с Федеральным Законом полномочиями осуществлять от имени Российской Фе­дерации управление в установленной сфере деятельности[8].

К государственной тайне относятся: сведения, информация, несанкционированный доступ к которым может нанести непоправимый вред стране, государству.

Нет никаких сомнений в том, что вопрос о перечне сведений, представленных засекречи­ванию и о процедурах засекречивания и рассекречивания, является важным моментом насто­ящего закона. Сказанное ранее напрямую касается каждого человека и личности, а также свя­зана с реализацией её прав на получение, на доступ и на определённые ограничения, вводи­мые государством.

Носители информации имеют с ней тесную связь. К ним принадлежат материальные объ­екты, сведения в которых, составляют государственную тайну, находят своё отображение в символах, сигналах, технических решениях.

Конституция, Законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», ф также акты президента и правительства, принятые на основе последнего закона, яв­ляются правовой основой режима секретности. Ранее вопросы секретности решались подза­конными актами, которые сами были секретными и не подлежали огласке и публикации. Дан­ные акты не имели высшую юридическую силу.

Государственная тайна, как и все важнейшие аспекты, влияющие на безопасность Россий­ской Федерации, имеет свои признаки:

  • данные сведения имеют особую важность;
  • их разглашение может нанести большой ущерб безопасности страны;
  • перечень сведений, относимых к государственной тайне обязательно закрепляется Феде­ральным Законом;
  • государственная тайна охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 Уголовного Кодекса Российской Федерации)[9].
  • для охраны государственной тайны создан специальный режим секретности.

Секретность - это средство, с помощью которого обеспечивается государственная без­опасность. Степень секретности сведений, содержащих государственную тайну, должна со­ставлять степень ущерба, который может быть нанесён безопасности Российской Федерации[10].


Информация, в современном мире, рассматривается, как один из наиболее ценных про­дуктов человеческой жизнедеятельности, а информационное ресурсы государства определяют его стратегический потенциал и влияние на мировой арене[11]. Важнейшим элементом информационных ресурсов является государственная тайна.

Важнейшим элементом системы государственного управления является режим защиты государственной тайны. Все государства мира имеют государственную секретность. Это объ­ясняется тем, что информация-это объект отношения людей, но в тоже время ресурс управле­ния, принятия решений. Вследствие этого, в качестве угрозы своей безопасности, государства рассматривают потенциально возможную утечку информации за границу.

Как уже говорилось важнейшим элементом государственной тайны, является степень сек­ретности. Систему обозначения сведений, составляющих государственную тайну составляют сведения: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Перечисленные гривы проставляются на документах или материалах. Содержащиеся под этими грифами сведения- государственная тайна.

К сведениям особой важности относятся сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях.

Сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отраслям экономики Российской Федерации, называют совершенно секретными.

К секретным сведениям относят иные сведения, составляющие государственную тайну: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; внешнеполити­ческие сведения.

Защитой информации, является комплекс мероприятий, проводимых собственником ин­формации по обособлению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих её распространение и запрещающих незаконный доступ к засекре­ченной информации. В данном случае собственник засекреченной информации - государство.

Защита информации разделяется на решение двух групп задач:

Своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, появляющихся в процессе управленческой и иной деятельности, т.е. обеспечение специалистов конфиденци­альной информацией.

Ограждение засекреченной информации от субъектов, имеющих злонамеренные цели.

Защита информационного суверенитета страны; Создание условий эффективного исполь­зование информационных ресурсов; обеспечение безопасности охраняемой информации.


Из вышесказанного можно сделать вывод, что защита и обеспечение безопасности госу­дарственной тайны, являются важнейшими аспектами деятельности государства. От своевре­менно засекреченной информации, от правильного и законного способа её защиты зависит дальнейшее процветание государства и его безопасность.

1.2 Допуск к государственной тайне и защита информации

Необходимость обеспечения безопасности государственной тайны и персональных данных в наше время объективная реальность.

Сегодняшняя национальная секретная система является основным компонентом системы информационной безопасности, которая занимает главное место в системе национальной безопасности государства. В целом можно сделать вывод, что в Российской Федерации сформирована система защиты национальной тайны. Во-первых, я говорю об основании для установления этого стандарта. Закон соблюдает секреты государства, безопасности, конституционные нормы и положения ратифицированных международных договоров, а также многие другие законы и положения. Есть некоторые положения, которые уже были официально оценены Конституционным судом России, Конституционным судом и Высшим судебным органом общей юрисдикции. Их. Сформирован механизм соблюдения законов государственной тайны в соответствии с основными законами страны и международными соглашениями. Защищать государственные секреты - это не просто юридические, технические и культурные вопросы. Решение зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемой частью этой культуры является признание законности и эффективности установления правовой нормы для информации с ограниченным доступом, включая государственную тайну и функцию государственного секретного агентства. Мы гарантируем его суверенитет, который является признанием того, что это является одним из условий, и заявляет, что претензия подходит для мирового сообщества.

Мы знаем, что государственная тайна - это информация о внешней политике, экономике, разведке, расследованиях и деятельности Российской Федерации в военной сфере. Уровень государственной безопасности.

Доступ к государственной тайне означает регистрацию доступа к информации.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска к государственной тайне: