Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1 Правовая защита государственной тайны в РФ
1.2 Допуск к государственной тайне и защита информации
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОПУСК К ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Особенности правового положения органов защиты государственной тайны
2.2 Методика лицензирования деятельности по защите государственной тайны в РФ
ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ
- Форма допуска 1 в государственную тайну - особо важные данные, например, плановые документы.
- Форма допуска 2 в государственную тайну - информация является полностью конфиденциальной и может означать ввод личных данных секретного оперативного персонала лично.
- Форма допуска 3 - Секретная информация, как правило, доступ к документам, помеченным для официального использования. Каждый определяет уровень конфиденциальности информации, используемой сотрудниками, и обязанности, которые они выполняют (и не разглашают).
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед страной по нераспространению доверенной им информации, составляющей национальные секреты.
- Часть прав, согласие на временное ограничение.
- Согласительная форма на проведение проверочных мероприятий на органах власти.
- определение вида, размера и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством.
- ознакомить с нормами законодательства Российской Федерации, касающимися государственной тайны,
- Запишите ответственность за нарушение.
- Принятие решения руководителями государственных учреждений, компаний, учреждений или организаций о включении лиц, подлежащих обращению, в информацию, составляющую государственную тайну.
Что касается методов защиты информации, то методы технической защиты информации, используемые в сочетании с организационными методами, играют важную роль в обеспечении защиты информации при ее хранении, накоплении и обработке с использованием средств автоматизации. Технические методы необходимы для эффективного использования средств защиты информации в распоряжении предприятия на основе новых информационных технологий. Среди перечисленных выше методов защиты информации выделяются организационные методы, специализирующиеся на решении следующих задач:
- Реализация принципа личной ответственности руководителей подразделений и персонала компании за защиту конфиденциальной информации.
- Определение перечня информации, относящейся к компании по различным категориям (типам) конфиденциальной информации.
- Ограничить количество людей, которые имеют право на доступ к различным видам информации в соответствии с секретностью.
- Отбор и расследование лиц, назначенных в качестве должностных лиц, связанных с конфиденциальной информацией, обучением и обучением корпоративных сотрудников, разрешенных к конфиденциальной информации.
- Организация и управление конфиденциальной документацией.
Систематически следить за соблюдением установленных требований по защите информации. Таким образом, государственная тайна - это очень важные документы потому, что они представляют собой особую информацию, относящуюся к определенному государству.
Допуск-это официальное разрешение руководителя предприятия на право выполнения закрытых работ, в связи с правом ознакомления и приобретения секретных работ и документов.
Персональные данные должны быть защищены очень хорошо. Защита этих данных называется комплексом мер, принимаемых оператором для решения проблемы несанкционированного использования персональных данных, включая организационные, административные и технические меры защиты.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОПУСК К ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Особенности правового положения органов защиты государственной тайны
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне"[12] государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. По мнению автора, защита государственной тайны в Российской Федерации должна рассматриваться в контексте обеспечения информационной безопасности, что предполагает актуализацию исследований в данной области. Определения защиты государственной тайны данный Закон РФ не дает, что, по мнению автора, требует устранения.
Ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне» называется «Органы защиты государственной тайны». В соответствии с ней к органам защиты государственной тайны относятся:
межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;
органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации[13].
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной
«Национальная безопасность России: актуальные аспекты» власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Установлено, что защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Особенностями правового положения органов защиты государственной тайны являются следующие:
правовое положение органов защиты государственной тайны имеет достаточно четкое правовое закрепление;
осуществляют деятельность, связанную с обеспечением государственной безопасности, так как защита государственной тайны является деятельностью органов защиты государственной тайны, осуществляемой в пределах их компетенции посредством использования ими средств и методов защиты сведений, Всероссийская научно-практическая конференция составляющих государственную тайну, и их носителей, проведения в этих целях соответствующих мероприятий, направленных на недопущение неправомерного распространения защищаемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, что может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
функционируют в рамках созданной в Российской Федерации системы защиты государственной тайны, которая в Законе РФ «О безопасности» определена как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
одним из важнейших принципов их функционирования является взаимодействие органов защиты государственной тайны между собой и с иными государственными органами и организациями;
органы защиты государственной тайны могут иметь различную организационно-правовую форму, являясь как самостоятельными государственными органами, так и структурными подразделениями иных государственных и негосударственных организаций, в том числе хозяйствующих субъектов;
уполномоченные органы защиты государственной тайны наделены правовом проведения контрольно-надзорной деятельности в области защиты государственной тайны;
уполномоченные органы защиты государственной тайны наделены правовом проведения профилактической деятельности в области защиты государственной тайны;
уполномоченные органы защиты государственной тайны наделены правовом привлечения к административной ответственности в области защиты государственной тайны;
на сотрудников органов защиты государственной тайны возлагаются дополнительные обязанности и права, связанные с защитой государственной тайны.
Так, например, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает, в том числе, принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Таким образом, защита государственной тайны как важнейший вид государственной деятельности предполагает особенности правового положения органов защиты государственной тайны и их должностных лиц, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
2.2 Методика лицензирования деятельности по защите государственной тайны в РФ
Существуют необходимые условия для получения лицензии, необходимой для допуска предприятий к сведениям и их использованию, составляющих государственную тайну. В данной статье учитывается законодательная база для осуществления лицензирования.
Основные этапы процесса получения лицензий:
- Создание необходимых условий для защиты сведений.
- Сбор и направление пакета необходимых документов в орган безопасности.
- Проверка заявителя на готовность к заявленной деятельности.
- Аттестация руководителя организации-заявителя и оценивание подготовки в области защиты сведений, составляющих государственную тайну.
- Получение лицензии.
Создание необходимых условий для защиты сведений
Допуск к государственной тайне предполагает реализацию трех последовательных процедур: