Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра ФИСИ | |||||
| |||||
Реферат Тема: «ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ» | |||||
| РУКОВОДИТЕЛЬ: | | |||
| Доктор исторических наук __________ Сафин Ф. Г. | | |||
| | | |||
| ВЫПОЛНИЛ: | | |||
| студент группы ГРз-21-01 ________ Зайдуллин В. В. | | |||
| | | | ||
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Уфа, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1Возрождение 4
2Итальянское Возрождение 9
3Северный Ренессанс 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение – эпоха в истории культуры и искусства, новый этап в которой возродились античная образованность, классическая литература, искусство, философия, идеалы древнего мира. Интеллектуальный и художественный расцвет начался в Италии 14 веке, достигнул пика в 16 веке. В этот период были заложены основы современной науки, литература достигла высокого уровня, который с изобретением буквенной печати получил огромные возможности распространения. Развитие книгопечатания способствовало росту уровня грамотности, образованности.
Изменения коснулись не только искусства, но и самого человека. Люди освободились от средневековых представлений, они видят себя иначе по-новому. Меняется отношение к Богу, образ мышления, цели, стремления. Новое искусство, словно зеркало, отражает эти изменения.
После падения Византийской империи, бежавшие византийцы распространили свои библиотеки, в которых содержалось большое количество античных источников. В городах стали появляться научные и культурные центры, которые действуют независимо от церкви.
В эпоху Возрождения формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.
Быстрыми темпами развивается наука. Появились новые географические открытия. Деятели эпохи внесли вклад в рационалистическое мировоззрение, благодаря открытиям в астрономии. Идеи бесконечности Вселенной, множественности миров стали основой нового мировоззрения.
На смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Был сформирован новый тип личности – осознание уникальности и неповторимости, благодаря чему человек способен на великие открытия. В культуре возникла новая модель культурного человека, которая характеризовала творческую и работоспособную личность.
-
Возрождение
Роль искусства
Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, началом эпохи великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной природы».
Философия и религия
Крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом».
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Само понятие «Возрождения» имеет – в контексте церковных реформ – и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии – родины Ренессанса – долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Люди эпохи
Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто – конструктивную строгость и задушевный лиризм – соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – это художники – символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры – ранний, средний и поздний – монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.
Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир – если назвать лишь крупнейшие имена – не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но
стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Новые виды и жанры искусства
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля. Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура – тесно связанная с фольклором – играет все большую роль наряду с религиозной.
Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры, – в том числе Сервантес и Шекспир – принадлежат в этом отношении, как ренессансу, так и барокко.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии.
В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).
-
Итальянское Возрождение
Треченто
Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (рельефы кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное влияние античности. Затем в монументальной живописи – в мозаиках и фресках Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия ин Трастевере). Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Живым языком повествуется о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании ("Встреча Марии и Елизаветы", "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот"), коварстве и предательстве ("Поцелуй Иуды", "Бичевание Христа"), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви ("Оплакивание"). Сцены полны внутренней напряженности, как, например, "Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны в своем трагизме, как композиция "Несение креста".