Файл: Форма государства понятие и элементы формы государства.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1.ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Понятие и элементы формы государства
Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В учебной и научной и литературе много внимания уделяется определению понятия форм государства. Поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается наше представление о самом государстве в целом.
Определения формы государства становится понятной лишь после того, как мы разрешим вопрос о сущности государства.
Сущность государства – это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом .
Чашин А.Н. считает, что сущность государства - это то, что для него наиболее характерно, важно, значимо, его основное детерминанта. К сущности государства в теории государства и права сложились два основных подхода: классовые и общесоциальные [Чашин, 2019, с.51].
Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства. Государство обретает форму, которая отвечает его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. Единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима образует форму государства. Следовательно, необходимо рассмотреть их по отдельности, с конкретными политическими, а также историческими примерами, а затем представить себе форму государства в целом.
А.В. Малько под формой государства понимает «способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим» [Малько, 2001, с.55].
Ф.М. Раянов приводит следующее понятие формы государства: «Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти» [Раянов, 2003, с.164]. Государства отличаются друг от друга, а именно внутренней организацией. Категория «форма государства» разъясняет многие вопросы: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких приемов и методов.
От формы государства напрямую зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
На форму государства влияют национально-исторические и религиозные особенности, социально-экономические факторы, климатические условия и культурный уровень развития общества.
Шарце М.Г. выделил три элемента формы государства:
-
Форма правления; -
Форма территориального (государственного) устройства; -
Политический (государственный) режим [Шарце, 1996, с.67]
Элементами формы государства, по мнению А.В. Малько, выступают:
-
форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); -
форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные); -
политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы) [Малько, 2001, с.56].
Данные точки зрения показывают, что в вопросе об элементах формы государства мнения ученых совпадают.
Таким образом, форма государства — это единство трех составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима.
«Узкий» и «широкий» подход к пониманию формы государства
В юридической литературе выделяют «узкий» и «широкий» подходы к пониманию формы государств. Э.А. Ахвердиев отмечает, что в отечественной юридической литературе существуют различные виды определения понятия форма государства. Очевидно, что единства по содержательному смыслу рассматриваемой категории нет ввиду её сложности и многоаспектности [Ахвердиев, 2018, с.10].
В узком смысле под формой государства понимают только форму правления. В широком (традиционном) смысле - три взаимосвязанных элемента: форму правления; форму государственного устройства; политический режим.
Естественно, что вопрос о форме государства всегда занимал одно из важнейших мест в мировой политико-правовой мысли. Так, например, марксизм убеждал, что решение социально-экономических, политических проблем, в том числе изменение формы государства при смене общественных систем возможно только революционными методами и способами.
Некоторые авторы сводят понятие формы государства лишь к одному элементу. Таким образом, формируется узкий подход понимания формы государства. Но многие авторы обращаются к двум, трём и даже четырём составляющим: форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим, политическая динамика. Наиболее целесообразно использовать трехэлементную характеристику.
В данном случае мы видим полную систему государства и изучить механизм его действия.
Следовательно, на основании широкого подхода к пониманию формы государства, можно дать несколько ее определений. Например, форма государства - это форма согласия, отношений и связей внутри социально-экономического дифференцированного общества. Еще вариант раскрывает совокупность способов организованной политической власти общества, как форму государства. Организованный механизм государства выражается в форме правления и устройства. А методы, которыми осуществляются функции государства, выражаются в политическом режиме. Форма государства – это строение государства, обеспечивающее комплексную организацию государственной власти. Основные характеристики формы государства проявляются в методах, приемах и способах осуществления государственной власти и территориальной организации населения. Форма государства меняется с развитием общества.
Таким образом, форма правления, наряду с формой государственного устройства и политическим режимом, является важной составляющей формы
Государства.
В следующей главе будет приведена подробная характеристика различных форм правления в государств
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления - это организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.
А. В Нечкин отмечает, что на сегодняшний день в науке конституционного права общепринятого понятия формы правления не выработано, а существует, два подхода к определению формы правления — широкий и узкий. Чаще всего отмечается, что широкий подход предполагает, что форму правления определяет порядок формирования и деятельности всех высших органов государственной власти. Узкий подход предполагает, что форму правления определяет порядок формирования и деятельности какого-либо одного высшего органа государственной власти, как правило, главы государства [Нечкин, 2019, с.132].
В определении М.Н. Марченко появляется дополнительный элемент: форма правления – это порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших госорганов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением [Марченко,2018, c. 635].
Г.Г. Арутюнян и М.В. Баглай справедливо замечают, что формы правления как модели редко встречаются в чистом виде, без тех или иных модификаций [Арутюнян, Баглай 2006, c. 514].
На сегодняшний день деление форм правления на республики и монархии, производимое по способу замещения поста главы государства, является конституционно признанным. Большинство конституций государств мира содержат прямое указание на то, является ли данное государство республикой или монархией.
Изучив содержание текстов конституций нескольких монархий и республик, можно сделать вывод о сущностном различии в организации государственной власти в каждом из них. Следовательно, именно это указывает на разновидность монархий и республик.
История государственности знает две формы правления: республику и монархию. На протяжении существования большинство государств были и монархиями и республиками. Наша страна - не исключение. Большую часть своего существования Россия по форме правления была монархией и лишь с 1917 года - республика. Подобные изменения произошли и в Германии и во Франции, а также в ряде других государств. Но в XXI веке монархическая форма правления не стала пережитком прошлого, на сегодняшний день монархиями являются государства в Европе, Азии, Африке и Океании [Сидоренко, Юшкина, 2020, с.92].
«Форма правления - принцип организации государственной власти» [Советский энциклопедический словарь, 1989, с.1440], который «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»
С помощью формы правления можно определить, участвует ли население в выборе и формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Высшие органы государства при абсолютной монархии формируются недемократическим путем.
Таким образом, под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, император, король, шах, султан, раджа), правящий страной в течение всей своей жизни, получая, передавая власть по наследству.
Традиционно в литературе в рамках монархической формы правления выделяют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные дуалистические и парламентарные) монархии [Перевалов, 2011, с.106].
Абсолютная (неограниченная) монархия представляет собой такую форму правления, «при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было» [Клименко, Чичерин, 1999,с .22].
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, судебной, исполнительной и духовной) принадлежит одному человеку, который стоит выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). Ограниченная монархия – это форма монархии, при которой высшая государственная власть разделена между монархом и другим органом, либо несколькими органами.
Существует несколько видов ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.
Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством.
Данная форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией.
Парламентская (конституционная) монархия отличается следующими признаками:
- парламент избирается населением;
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, т.е. является символической;
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;