Файл: Тукпаева Марина Павловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тукпаева Марина Павловна

Филиал ЧУ«ЦПМ» г.Уральск

Портфолио слушателя

Курсы по «Разработке и экспертизе заданий для оценивания» по предмету «Биология»

Раздел В














СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС


Обзор суммативного оценивания за 4 четверть


Продолжительность - 40 минут

Количество баллов - 30




Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов;

КО – задания, требующие краткого ответа;

РО – задания, требующие развернутого ответа.


Структура суммативного оценивания




Данный вариант состоит из 15 заданий, включающих задания с множественным выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.

В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.

В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся должен показать всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/подвопросов.

Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть




Раздел

Проверяемая цель

Уровень мыслительных навыков

Кол. заданий*



задания*

Тип задания*

Время на выполнение, мин*

Балл*

Балл за раздел

Наследственность и

изменчивость


7.2.4.1 исследовать наследственные и ненаследственные признаки организма человека


Навыки высокого порядка

4

1

КО

2

2

9

7.2.4.2 приводить примеры дискретной и непрерывной изменчивости

Знание и понимание

2

КО

2

2

7.2.4.3 объяснять роль генов в определении признаков


Применение

3

МВО

КО

2

2

2

1

7.2.2.1 сравнивать количество хромосом у разных видов организмов

Применение

4

КО

2

2

Размножение. Рост и развитие


7.2.1.2 - сравнивать способы вегетативного размножения у растений

Применение

7

5

КО

2

2

14

7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления.


Применение

6

КО

КО

1

1

1

1

7.2.1.2 - сравнивать способы вегетативного размножения у растений

Применение

7


КО


2

1

7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления.


Применение

8

РО

5

2




7.2.3.4 - сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных

Применение

9


КО


1


1

10

КО

КО

РО

1

2

3


1

2

2


7.2.3.1 - описывать процессы роста и развития организмов


Применение

11

КО

2

1

Микробиология и биотехнология


7.4.3.1 - описывать различные формы бактерий

Знание и понимание

4

12

МВО


5

4

7

7.4.3.4 -объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни

Применение

13

КО

1

1

7.4.3.3 - описывать применение антибиотиков, антисептиков и дезинфицирующих средств

Применение

14

РО

2

1

15

РО

2

1

Всего:











40

30

30

















Раздел В

Задания по суммативному оцениванию за 4 четверть

по предмету «Биология» 7 класс




1. Распределите признаки, характерные для человека, поделив их на наследственные и ненаследственные:

Наследственные признаки

Ненаследственные признаки







Признаки:

1. Рост

2. Цвет глаз

3. Наличие веснушек

4. Цвет волос

5. Длина волос

6. Волнистость волос

7. Праворукость

8. Развитие мускулатуры

9. Умение работать на компьютере

[2]

2. Приведите по два примера дискретной и непрерывной изменчивости.

Заполните таблицу:

Типы изменчивости

Примеры

Дискретная изменчивость




Непрерывная изменчивость




[2]

3. а) Определите истинность/ложность утверждений для ДНК






Правда

Ложь

1

Двойная спираль







2

Имеет простое строение







3

Входит в состав хромосомы







4

Сохраняет наследственную информацию







5

Есть только у вирусов







6

Модель ДНК представлена Дж.Уотсоном и Ф.Криком







[2]

b) Приведите доказательствo того, что ДНК – носитель наследственной информации

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1]

4. Подсчитайте количество хромосом в соматических и половых клетках различных животных и заполните пропуски в таблице.

Животное

Количество хромосом в соматических клетках

Количество хромосом в половых клетках

Собака




39

Одуванчик

8




Змея

74




Попугаи




23


[2]

5. Установите соответствие между растениями и способами вегетативного размножения

Растения

Способы вегетативного размножения

1.Лук

А) Клубень

2. Картофель

В) Черенок

3. Земляника

С) Усы

4.Смородина

D) Луковица

Ответы запишите в таблицу

1

2

3

4













[2]
6. а) Рассмотрите рисунок .Определите тип опыления , обозначенный буквой В



А В

_____________________________________________________ [1]

b) Назовите главные части цветка, участвующие в размножении.

____________________________________________________________________

[1]

7. Назовите способ вегетативного размножения малины:

A) Лист

В) Цветок

С) Корень

D) Корневище

[1]

8. В природе существует различные способы опыления растений.

Заполните схему, указав по 1 преимуществу и 1 недостатку каждого способа опыления.

Перекрестное опыление: самоопыление:



преимущество недостатки преимущество недостатки

[2]

9. Назовите индивидуальное развитие организма :

А) Онтогенез

В) Филогенез

С) Гаметогенез

D) Партеногенез

[1]

10. На рисунках изображены циклы развития бабочки и кузнечика.



а) Определите тип развития насекомых на рисунке I.

______________________________________________________________

[1]

b) Подпишите стадии развития бабочки и кузнечика, используя рисунок I и II.

Бабочка:________________________________________________________________

Кузнечик: ______________________________________________________________

[2]

с) Укажите две черты отличия между разными типами развития насекомых.


_____________________________________________________________________________

[2]

11. Установите правильную последовательность эмбриогенеза:

A. Органогенез

  1. Дробление

  2. Гаструла

  3. Бластула

  4. Нейрула

  5. Зигота

Ответ запишите в правильной последовательности в виде букв

____________________________________

[1]

12. Установите соответствие между названиями, формой и рисунком бактерий

Название бактерии

Форма бактерии

Рисунок

1. Микрококки

2. Стрептококки

3. Спириллы

4 .Бациллы

a) Палочки

b) Спиральки

c) Маленькие шарики

d) Цепочки шариков


А В С D

1___________ 2____________ 3_____________ 4_____________

[4]

13. Определите возбудителей инфекционных заболеваний:

А) Вирусы

В) цианобактерии

С) синезеленые водоросли

D) клубеньковые бактерии

[1]

14. Объясните , в чем отличие понятий «антибиотик» и «антисептик».

__________________________________________________________________________

[1]

15. Укажите правилo, которoе необходимо выполнять для профилактики заболеваний, вызванных бактериями и вирусами . ___________________________________________________________________________

[1]

Схема выставления баллов




задания

Ответ

Балл

Дополнитель ная

информация

1

Наследственные: 1,2,4,6,7

Ненаследственные: 3,5,8,9

1

1




2

Дискретная изменчивость: группы крови, длина крыльев у дрозофилы

Непрерывная изменчивость: изменение массы тела, длины тела, формы тела

1
1




3 (a)

Правда: 1.3.4.6

Ложь: 2,5

1

1




3 (b)

Дезоксирибонуклеи́новая кислота́ (ДНК) — макромолекула, обеспечивающаяхранение, передачу поколения в поколение и реализациюгенетическойпрограммы развития и функционированияживых организмов.

ДНК является носителем наследственной информации , сохраняет ее и передает следующему поколению.

1

Принимается любой

верный ответ


4

Собака-78, Одуванчик-4, Змея-37, Попугай-46

2

Любые два верных ответа оценивать в 1 балл


5

1-D, 2-A, 3-C, 4-B

2

Любые два верных ответа оценивать в 1 балл

6 (a)

Перекрестное

1





6 (b)

Пестик и тычинка

1




7

D

1




8

Перекрестное опыление:

Преимущества: опыления (ветром, животными, насекомыми) / цветы имеют яркую окраску и более или менее сильный запах

Недостатки: В случае исчезновения опылителей повлечёт уменьшение популяции / дальность расстояния одного цветка от другого

Самоопыление:

Преимущества: Адаптация к неблагоприятным условиям/ характерно для однолетних растений/ быстрое восстановление популяции

Недостатки: Образование малого количества

семян/потомство слабое /

не происходит обогащение наследственности у дочернего организма


1

1




9

А - онтогенез

1




10(a)

I-Развитие с полным превращением (непрямое развитие)


1




10(b)

I .Стадии развития бабочки: 1-яйцо, 2-личинка, 3-куколка, 4-имаго(взрослое насекомое).

II. стадии развития кузнечика: 1-яйцо, 2,3,4- личинка, 5-имаго (взрослое насекомое).

1
1






10(с)

Отличия: Прямое развитие- потомство внешне похоже на взрослый организм.

Непрямое развитие- потомство отличается от взрослого организма.


1
1




11

FBDCEA

1

За правильную последовательность 1 балл

12

1сA

2dB

3bC

4aC

4





13

A

1




14

Средства, с помощью которых патогены (болезнетворные микроорганизмы), уничтожаются на теле человека, называются антисептиками.

Внутри организма патогены уничтожаются антибиотиками.

1


Принимается любой верный ответ

15

Марлевые повязки (маски)/ мыть руки с мылом

Уборка с дезинфицирующими средствами

1

Принимается любой

верный ответ