Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты изучения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние четверть века Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики. На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране. Проблема налогов является одной из наиболее сложных экономических реформ в России.

На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства любой страны.

Объектом изучения данной работы является состояние налоговой системы Российской Федерации. Предмет изучения - налоговая система и ее совершенствование.

Были использованы следующие методы исследования: применение системного и комплексного подходов, индукции и дедукции, анализа, синтеза и применение статистических методов.

В рамках данной работы анализируются различные подходы к определению налоговой системы, рассматриваются различные мнения о понятии и принципах системы. Таким образом, можно отметить, что различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Изучив законодательную составляющую формирования налоговой системы, можно прийти к выводу, что она обеспечена достаточным количеством нормативной документации, обеспечивающей не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.


Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;

- выявить особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;

- определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты изучения налоговой системы

1.1 Налоги и налоговая система

Налоги – это обязательные платежи, получаемые государством от физических лиц и юридических образований. Налоги формируют финансовые запасы государства и позволяют реализовывать экономическую, социальную, демографическую политику. Два основных признака, присущие налогам – это безвозмездность и принудительность (об этих признаках говорит НК).

Налог – не только метод реализации фискальной политики, но и эффективный регулятор: повышая и урезая налоговые ставки, государство мотивирует экономические субъекты заниматься одним родом деятельности и отказываться от другого.

Налоговая система основывается на следующих принципах: 

  • Уплата сборов и ответственность за уклонение от нее имеют силу закона.
  • Все изменения налоговой системы совершаются в интересах субъектов общественного производства. 
  • Налогоплательщики защищаются законом от двойного налогообложения. 
  • Условия налогообложения одинаковы для каждого из предприятий.
  • Налоговые льготы обусловлены защитой окружающей среды, стимулированием предпринимательства, развитием технического прогресса.
  • Система налогообложения может быть комбинацией нескольких различных способов налогообложения.
  • Обязательные характеристики налога – простота и прозрачность расчета.

Выделяют четыре ключевые функции налогов:

 1. Фискальная. Эта функция считается ключевой: благодаря ей выполняется основное предназначение сборов – аккумулирование финансовых ресурсов страны. Реализации функции (то есть максимальной собираемости) способствует система карательных санкций за уклонение от уплаты. Остальные функции считаются производными от фискальной.


  1. Регулирующая. Благодаря этой функции государство имеет возможность оказывать влияние на экономические и социальные процессы, эффективно распределяя налоговые платежи между отраслями и территориальными образованиями. Джон Кейнс выделял 3 подфункции регулирующей функции:

- стимулирующая подфункция ориентирована на поддержку определенного экономического процесса и осуществляется через налоговые льготы.

- дестимулирующая подфункция блокирует развитие того или иного процесса с помощью препятствий (например, повышения ставки).

- воспроизводственная подфункция предполагает сбор финансов на восстановление использованных ранее ресурсов (пример – плата за воду).

  1. Социальная. Функция предполагает перераспределение доходов – с зажиточных слоев населения берутся налоги, а вырученные средства отправляются в качестве социальной помощи малоимущим. Особенно эта функция актуальна в периоды экономических кризисов, когда большая часть населения оказывается без постоянного источника дохода.
  2. Контрольная. Эта функция позволяет отслеживать, насколько своевременно и в каком объеме поступают средства в бюджет. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов в отдельности и эффективность налоговой политики в общем. Следует разграничивать понятия налогового контроля и контрольной функции: налоговый контроль должен обеспечивать исполнение пунктов законодательства, а контрольная функция предполагает сбор и исследование информации.

Классификации налогов по объекту выделяет две категории:

  • Прямые налоги берутся непосредственно с экономических субъектов – к таким сборам причисляются, например, налог на прибыль и подоходный налог. На прямые сборы возложена регулирующая функция.
  • Косвенные сборы вносятся в стоимость продуктов, ресурсов, услуг. Пример такого налога – НДС. Суммы косвенных сборов кажутся незначительными, но именно они формируют большую часть финансовых запасов государства. На косвенные налоги возложена фискальная функция.

Классификация налогов по методу начисления выделяет следующие виды:

  • Аккордные
  • Подоходные

 На величину аккордного налога не оказывает влияния размер дохода экономического субъекта, тогда как размер подоходного налога рассчитывается с использованием предельной ставки, показывающей, на сколько рублей повысится сбор при увеличении дохода на 1 рубль.


 Существует классификация и по характеру налогообложения:

 1. Пропорциональный – самая простая система: ставка остается фиксированной независимо от величины дохода субъекта.

 2. Прогрессивный – чем выше доход субъекта, тем выше налоговая ставка. Используется прогрессивная шкала: если доход превышает определенный лимит, ставка возрастает на несколько процентных пунктов. Прогрессивными налогами чаще всего являются подоходные.

 3. Регрессивный – с ростом дохода налоговая ставка падает.

 Помимо того, встречается классификация по способу целевого использования – налоги подразделяются на маркированные и немаркированные. Маркированный сбор имеет целевой характер и применяться для иных целей, помимо той, ради которой был введен, не может (например, отчисления в ПФ). Немаркированный налог не имеет обязательной цели и обеспечивает гибкость бюджетной политики.

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].

Налоговая система – это комплекс общеобязательных платежей в пользу бюджетов и внебюджетных фондов, осуществляемых налогоплательщиками в порядке, оговоренном фискальным законодательством.

Налоговая система используется государством для управления экономикой, регулирования и распределения финансовых потоков.

Принципы построения

1) Общеобязательность для всех налогоплательщиков, недопустимость установления необоснованных льгот.

2) Справедливость: находящиеся в равных условиях субъекты должны нести одинаковое налоговое бремя.

3) Выражение налогов исключительно в денежной форме.

4) Установление предельной величины налогового давления по отношению к доходам налогоплательщиков, а в пределах государства – к ВВП.

5) Определенность и прозрачность. Ставки и порядок взыскания налогов должны сообщаться плательщикам до начала отчетного периода.

6) Однократность налогообложения в отчетном периоде.

7) Предоставление налогоплательщику привилегированного статуса перед фискальными органами. Налоговые процедуры следует делать удобными для носителей налоговых обязательств.


8) Стабильность, адаптивность и эластичность налоговой системы. Резкие изменения в этой сфере недопустимы.

Функции

1) Фискальная – формирования доходной составляющей бюджетов.

2) Распределительная – перераспределение общенационального дохода между юридическими и физическими лицами, разными отраслями экономики и бюджетной сферой.

3) Регулирующая – подавление одних видов экономической активности и стимулирование других путем изменения налогового давления.

4) Контрольная – надзор за соблюдением ценовых пропорций и адекватностью доходов на разные виды экономической деятельности.

Системообразующим нормативным актом отрасли является Налоговый кодекс: вводить сборы и пошлины иными законами запрещено. Документ предусматривает существование таких видов налогов:

  • общефедеральные;
  • региональные;
  • местные.

 Самостоятельным компонентом рассматриваемой системы являются:

  • сборы, например, сбор за специальное использование объектов живой природы, торговый сбор;
  • государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.

 Дискуссионной является принадлежность таможенных пошлин к налоговой системе. Учитывая тот факт, что этот вид платежей не регламентирован Налоговым кодексом, их обычно относят к объекту таможенного права.

1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации

Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов:

НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

В Конституции Российской Федерации указано, что "каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу" [21].