Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты изучения налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения налоговой системы
1.1 Налоги и налоговая система
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика как базис налоговой системы
2. Анализ, оценка налоговой системы и пути ее совершенствования.
2.1 Анализ и оценка налоговой системы в Российской Федерации
Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г и состоящим из двух частей:
1) первая (общая) часть устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, их виды, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д.
2) вторая часть устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов [23].
В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
- построение единой для РФ, стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование государственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;
- снижение общего налогового бремени;
- формирование единой налоговой правовой базы;
- совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Указами Президента Российской Федерации устанавливаются:
1) самостоятельные нормы права;
2) поручения органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.
Перейдем к рассмотрению законов и нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов РФ.
Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п.4 ст.1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст.14 НК РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ. Как следует из п.4 ст.1 НК РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
1) состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);
2) принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);
3) принимается в соответствии с НК РФ [23].
Согласно ст.4 НК РФ, исполнительные органы местного самоуправления, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях, в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с местным налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах [26].
Правовые акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст.8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации", а также на основании п.5 ст.1 НК РФ, в которой говорится, что: "местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ", и что "их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма" [21, 23].
Важное место в условиях развития российской налоговой системы занимают акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, например Разъяснения Минфином законодательства о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер, даются по существу поставленных заявителями вопросов.
Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда РФ играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые ими постановления представляют возможным защиту интересов налогоплательщиков, выражающуюся в возможности обжалования незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
Таким образом, можно считать, что в Российской Федерации имеется достаточное количество нормативной документации налоговой системы, которая обеспечивает не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.
1.3 Налоговая политика как базис налоговой системы
Налоговая политика — это составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.
Это система правительственных мер в сфере взыскания налогов. Реализуется путем:
- изменения соотношения прямых и непрямых налогов;
- коррекции налогового механизма и его составляющих — базы, ставок и льгот;
- регулирования налогового бремени.
Цели налоговой политики
- Финансовое обеспечение бюджетов. Своевременное пополнение бюджетных доходов в достаточном объеме — основа благосостояния нации, обороноспособности, подспорье для поддержания экологического баланса.
- Перераспределение доходов в социально неоднородном обществе, материальная поддержка отдельных слоев населения – инвалидов, сирот.
- Обеспечение оптимального уровня экономической активности и определенного поведения владельцев значимого имущества.
- Стимулирование позитивной деятельности — внедрения инноваций, капитальных вложений, создания рабочих мест.
Наряду с бюджетной и монетарной политикой, налоговая политика является ключевым инструментом правительственного влияния на экономику с целью:
- сокращения амплитуды ее циклических подъемов и спадов;
- регулирования ВВП.
Если экономика государства переживает спад, применяется стимулирующая налоговая политика. Сокращается налоговое бремя, вводятся льготы для предприятий пребывающих в упадке отраслей. В совокупности с наращиванием объема госззакупок и бюджетными трансфертами это увеличивает совокупный выпуск и стимулирует спрос.
В период чрезмерного экономического роста и роста инфляции правительство увеличивает налоги. Это снижает уровень экономической активности и сокращает совокупный спрос.
Таким образом, можно сказать, что в налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и дестимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.
2. Анализ, оценка налоговой системы и пути ее совершенствования.
2.1 Анализ и оценка налоговой системы в Российской Федерации
На современном этапе развития России, стабильная система налогообложения является одним из наиболее значимых механизмов, воздействующих на функционирование всей страны. Важность развития системы налогов и сборов бесспорна. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько она продумана, зависит эффективное функционирование всего государства. Это особенно актуально для Российской Федерации, так как в нашей стране налоги формируют более 80% бюджета РФ, из средств которой и осуществляется государственное управление страной. Налоги и сборы играют фискальную и регулирующую роль в РФ, и в связи с этим необходимо постоянно осуществлять комплекс многосторонних мер, направленных на устранение недостатков и совершенствование действующей системы налогообложения. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы системы налогов и сборов, а также предложены пути решения указанных проблем, которые в последующем будут способствовать совершенствованию системы налогообложения и налоговой системы в целом.
Законодательство РФ о налогах и сборах не содержит определения системы налогообложения. Однако, исходя из анализа главы 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), можно сделать вывод, что законодатель под системой налогов и сборов понимает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ.
На сегодняшний день, система налогообложения РФ имеет ряд существенных недостатков, которые влияют не только на экономику, но и на все государство в целом. На данный момент написано множество научных статей, монографий и диссертаций в которых затрагиваются проблемы современной системы налогов и сборов России. Авторы выделяют множество недостатков ныне действующей системы налогообложения в РФ, среди которых наиболее существенными являются:
1) нестабильность системы налогообложения и налоговой системы страны в целом, в связи с неустойчивостью и несовершенством законодательства в области регулирования установления и взимания налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства – это естественный и неизбежный процесс. Однако, его необходимо осуществлять постепенно, чтобы для налогоплательщика это было безболезненным[1]. В РФ изменения в налоговом законодательстве происходят практически каждый месяц – вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам и сборам. А это, естественно, негативно влияет на систему налогообложения и, как следствие, на всю налоговую систему страны.
2) закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями налогов, не имеющих существенного фискального значения для их соответствующих бюджетов. Налоги субъектов РФ и местные налоги составляют не более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ[2]. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений из федерального бюджета, что является дополнительной нагрузкой на бюджет РФ. Кроме того, данные обстоятельства, в свою очередь, влекут снижение экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
3) ограничение перечня налогов на местном уровне. Из перечня местных налогов были убраны налог на рекламу, на наследование и дарения, местные лицензионные сборы. Но в 2015 году, был добавлен новый вид местного налога – торговый сбор. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:
a) земельный налог;
b) налог на имущество физических лиц;
c) торговый сбор.
Сокращение количества налогов на местном уровне стало резким ограничением финансовых возможностей местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов заметно уменьшилась, и произошло повсеместное уменьшение налоговой базы, что естественно сказалось на внутреннем благополучии местного самоуправления. Кроме того, произошло увеличение дотационных отчислений из федерального бюджета, что повлекло еще большее ограничение самостоятельности местного самоуправления. Список налогов, устанавливаемых на территории муниципального образования, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученных, также является недостатком системы налогообложения страны.
4) чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции государства[13].
5) недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. На сегодняшний день у органов налогового контроля нет возможности провести анализ доходов юридических лиц исходя из их расходов, а также производить серьезную проверку движения капитала указанных лиц.
6) неравномерность распределения налогов между плательщиками. Как считает Лабузова В.А., чрезмерный налоговый гнет возложен на физических лиц, так как большинство налогов, предусмотренных НК РФ, уплачивают именно они[8]. Это, как считают некоторые ученные, нарушает принцип справедливости налогообложения по признаку субъекта налогообложения. К тому, же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, (т.е. физ. лиц и мелких предпринимателей) тогда как основная часть (крупные и средние предприниматели – юридические лица) уходит от оплаты налогов и сборов как на законных, так и на незаконном основании.