Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Роль и значение бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский баланс занимает немаловажное место в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный отчет организации обязаны предоставлять в налоговую инспекцию по месту регистрации один раз в год: в любое время за период с 1 по 31 марта в текущем году, который идет сразу после отчетного, в соответствии с законодательством Российской Федерации. И помимо обязательной сдачи, бухгалтерский баланс является достаточно удобным отчетом для ознакомления с деятельностью анализируемой организацией. Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в которой отражаются финансовые показатели организации на определенную дату. С помощью данной информации можно увидеть характеристики производственной, коммерческой деятельности за отчетный период и дать оценку текущего финансового состояния организации. С помощью составления бухгалтерского баланса на разные даты можно проанализировать и сделать экономический анализ деятельности предприятия. Бухгалтерским балансом и результатами его анализа пользуются внутренние и внешние пользователи, для того, чтобы более точно знать реальное финансовое состояния организации и делать правильные выводы. В число пользователей бухгалтерским балансом входят: руководители организации, внутренние службы и отделы, учредители, инвесторы, банки, поставщики, налоговая инспекция. Руководители и учредители принимают решения по поводу дальнейшего направления деятельности организации. Инвесторы могут рассматривать варианты эффективности использования ресурсов. Банки оценивают условия кредитования и степени риска при выдаче кредита организации. Поставщики могут определять благонадежность предприятия перед заключение договора поставки или оказания услуг, для того, чтобы быть более уверенным в своевременном получении платежей за поставленные товары и оказанные услуги. Налоговая инспекция использует бухгалтерский баланс в ходе проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) и для выполнения плана поступлений налогов в бюджет Российской Федерации.

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы по бухгалтерскому балансу и рассмотрены его аналитические возможности в ООО «МУФТА АРЕНДА».

В данной курсовой работе используется следующая литература: Анализ финансовой отчетности: учебное пособие/коллектив авторов; под общ. ред. В.И. Бариленко. – 4-е изд., перераб. – М.: КНОРУС,2016. – 234 с., Финансовый анализ: учебное пособие / С.И. Крылов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 160 с., Черкасов С.И. Аналитические возможности бухгалтерского баланса // Молодой ученый. - 2019. - №5. С. 147-149.


Также используются данные из бухгалтерского баланса ООО «МУФТА АРЕНДА» по следующим строкам:

- 1150 «Основные средства»;

- 1210 «Запасы»;

- 1230 «Дебиторская задолженность»;

- 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты»;

- 1600 «Баланс»;

- 1370 «Капитал и резервы» (Итого по разделу III);

- 1510 «Заемные средства»;

- 1520 «Кредиторская задолженность»;

- 1700 «Баланс».

Предметом курсовой работы является бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности в ООО «МУФТА АРЕНДА», связанный с теоретической и аналитической частью бухгалтерского баланса.

Глава I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В СИСТЕМЕ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Значение и состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом [1].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами [1].

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса

- отчета о прибылях и убытках

- приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

- пояснительной записки

- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [20.3].


1.2 Сущность бухгалтерского баланса и его виды

Баланс - главная форма в системе бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. [17, с. 36].

Бухгалтерский баланс и балансовое обобщение являются важнейшими элементами метода бухгалтерского учета. В балансе активы организации обобщаются и группируются в особом порядке, что позволяет быстро рассчитывать важнейшие показатели, характеризующие хозяйственную деятельность. Информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, необходима для контроля за наличием и структурой активов и источников их образования, анализа финансового положения и платежеспособности организации, размещения активов. [17, с. 36].

Баланс является отчетным документом и составляется на последний календарный день отчетного периода.

Бухгалтерский баланс включает в себя две части, одна из которых называется активом, а другая - пассивом.

Активы - это то, чем организация владеет (актив происходит от слова «активный» - деятельный). В активе баланса отражаются имущество и обязательства организации. Имущество и обязательства организации включают в себя основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, финансовые вложения, материально-производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность.

Пассивы - это то, что организация должна (пассив происходит от слова «пассивный» - недеятельный).

В пассиве баланса показываются источники имущества и обязательств организации. Источники имущества и обязательств включают в себя собственные имущество и обязательства организации (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль) и заемные имущество и обязательства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, другие заемные средства, кредиторскую задолженность) [14, с. 18].

Таким образом, пассивы показывают, сколько средств было получено организацией, активы - как организация использовала полученные средства, во что она их вложила.

Имущество и обязательства, а также источники имущества и обязательств группируются в балансе в разделах и статьях. Статьей баланса называется каждая позиция (строка) актива и пассива.

Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же имущество и обязательства организации, но рассмотренные с двух сторон (по составу - в активе, по источникам - в пассиве).


Итог баланса носит название «валюта баланса».

В процессе деятельности организации ее имущество и обязательства постоянно изменяются. Эти изменения происходят с помощью хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция фиксирует и группирует изменения, происходящие в составе имущества и обязательств организации. После каждой хозяйственной операции, совершенной в организации, происходит изменение баланса. [14, с. 19].

В практике бухгалтерского учета используются несколько классификационных признаков, лежащих в основе классификации бухгалтерских балансов. К данным признакам относятся:

- время составления баланса;

- содержание баланса;

- объект отражения;

- объем информации;

- объем регулирующих статей баланса;

- источники составления баланса;

- расположение актива и пассива (по формату) и др. [16, с. 68].

По времени составления выделяют следующие виды бухгалтерских балансов:

- составляемые в период образования экономического субъекта (вступительный баланс);

- составляемые во время текущей деятельности экономического субъекта (текущие балансы);

- составляемые при преобразовании экономического субъекта (санируемые, ликвидационный, разделительный, объединительный баланс) [16, с. 68].

Вступительные балансы составляются на дату начала деятельности экономического субъекта. При этом вступительный баланс вновь создаваемого предприятия, как правило, слабо дифференцирован, так как при создании юридического лица его хозяйственные отношения не могут отличаться большим разнообразием. Данные вступительного баланса показывают стоимость имущества, которым обладает организация на момент начала своей деятельности, а также источники его образования, к которым относят уставный капитал созданного экономического субъекта. В том случае, когда организация начинает свою деятельность на условиях правопреемственности ранее действовавшего предприятия, то составляется вступительный баланс функционирующего экономического субъекта. Как правило, вступительный баланс такого юридического лица соответствует заключительному (ликвидационному) балансу ранее существовавшего предприятия [16, с. 69].

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени функционирования организации. К ним относятся:

- начальный баланс формируется в начале отчетного года на основе данных заключительного баланса за предыдущий год;

- промежуточный баланс составляется в течение отчетного года на основании данных текущего бухгалтерского учета. В зависимости от периода составления они называются: квартальными, полугодовыми, за девять месяцев. В промежуточном балансе указывают сведения с нарастающим итогом с начала года.


- провизорный (предварительный) баланс составляют заранее до конца отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации и его источников на конец года. В балансе представлены на определенную дату фактические сведения об остатках имущества и источников их образования (как правило, по данным баланса за 9 месяцев), а также планируемые (прогнозируемые) данные за остальной период до конца отчетного года. Цель такого баланса – анализ финансового состояния экономического субъекта к концу отчетного года и разработка мероприятий по его улучшению [16, с. 70].

- заключительный (исходящий) баланс составляется в конце отчетного года. Перед составлением итогового заключительного баланса проводится обязательная инвентаризация с целью фактического подтверждения данных бухгалтерского учета. Данные заключительного (отчетного) баланса должны соответствовать остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года. Годовой бухгалтерский баланс выступает в качестве как заключительного, так и начального баланса (составляемого на первое января следующего за отчетным года) [16, с. 70].

При изменении статуса или организационного состава (при преобразовании) экономического субъекта используются специальные балансы:

- объединительный баланс разрабатывается при объединении (слиянии) нескольких самостоятельных организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц одной организации к другой;

- разделительный баланс составляется в случае разделения одной организации на две или более либо при передаче структурных единиц одной организации другой. Во втором случае разделительный баланс формируется у основной организации, а по переданным подразделениям разделительный баланс носит также название передаточного баланса. Для разделительного баланса характерны оценки статей по данным бухгалтерского учета без пересчета на цены реализации. Разделительный баланс должен определять к кому и какие именно виды хозяйственных средств, прав и обязанностей переходят. Суммовые итоги этого баланса соответствуют данным вступительного баланса [16, с. 70].

- cанируемый баланс составляют в тех случаях, когда предприятие приближается к банкротству. Цель санации - восстановление финансовой устойчивости предприятия, пополнение собственных основных и оборотных средств за счет оказываемой заинтересованным лицом помощи. Для объективной экономической оценки имущества и обязательств предприятия приглашаются независимые аудиторы. На основании описи средств составляется инвентарный баланс. Отдельные статьи, которые в обычном балансе рассматриваются как реальные, в санируемом могут не приниматься расчет, либо приниматься в более низкой оценке. Так, на тот период, когда на предприятии вводиться внешнее управление, «замораживаются» его долги, дебиторская задолженность.