Файл: Актуальна, поскольку дискуссия о том, как использовать Стабилизационный фонд рф (объем которого в настоящее время составляет около 2,5 трлн руб.), приобрела всенародный характер.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Стабилизационный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования

1.1 Понятие и экономическая сущность Стабилизационного фонда

1.2 Управление средствами и правила инвестирования средств Фонда

1.3 Законодательная основа формирования и использования Стабилизационного фонда

2. Актуальные проблемы использования Стабфонда в России

2.1 Проблемы выбора модели функционирования Стабилизационного фонда

2.2 Анализ альтернатив использования Фонда

2.3 Зарубежный опыт создания и использования Стабилизационного фонда

3. Проблемы и перспективы развития Стабилизационного фонда

3.1 Проблемы отслеживания денежных потоков Стабилизационного фонда

3.2 Практические вопросы по оптимизации формирования и использования Стабфонда

3.3 Предложения по оптимизации управления Стабилизационным фондом РФ

Заключение

Список литературы



Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Итак, это специальный бюджетный фонд, который регулируется федеральным законодательством о федеральном бюджете и Бюджетным кодексом, а так же постановлениями правительства РФ. Аккумулирование ресурсов в этом фонде происходило до сегодняшнего дня, я это подчеркиваю, потому что сегодня Президент подписал указ о том, что базовый уровень цен, при котором происходит формирование Стабилизационного фонда, повышается с $20 за баррель до $27 за баррель, за счет доходов от добычи и экспорта нефти.

Поскольку этот фонд бюджетный, то его средства находятся в оперативном управлении Министерства финансов РФ, и могут размещаться в долговых обязательствах иностранных государств. И что очень важно в этом случае – доходы от размещения не капитализуются, а относятся к доходам федерального бюджета.

Это еще раз подчеркивает специальную роль Стабфонда как бюджетного фонда. Соответственно, расходование средств Стабфонда предусматривается в условиях неблагоприятной конъюнктуры, когда цены на нефть опускаются ниже базового уровня.

В этой связи надо напомнить, что Стабфонд формируется из налоговых источников, определяемых нефтяной конъюнктурой, то есть, наполнение Стабфонда находится в четкой зависимости от внешнемировой конъюнктуры и только.


А от цен на другие сырьевые или близкие к таковым товары размеры Стабфонда не зависят. Так же законом определено, что базовый объем Стабилизационного фонда составляет 500 млрд. рублей, это неприкасаемый запас, статья 96 Бюджетного кодекса определяет это, и все остальное можно расходовать на какие-то цели. В частности, можно использовать ресурсы для ликвидации кассовых разрывов бюджета в определенных пределах в том случае, когда цена на нефть ниже базовой.

Зарубежный опыт подсказывает нам, что эта идея далеко не новая, в ряде стран, которые имеют сырьевой характер экономики, такие стабилизационные фонды существуют, хотя они по-разному институционально позиционированы.

В одном случае это стерилизаторы избыточного притока валюты от благоприятной конъюнктуры, в другом случае – это фонды будущего поколения. Существуют и другие фонды, так называемые фонды развития, но они в данном случае не имеют прямого отношения к теме нашего обсуждения.


1.3 Законодательная основа формирования и использования Стабилизационного фонда



Порядок формирования и использования стабилизационного фонда первоначально регулировалась главой 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2008 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда – служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

  • путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;

  • путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён.

С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро – по 45%, фунт – 10%.

Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля)
находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 – 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд. рублей.

За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд. руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года – 151,89 млрд. руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94% годовых, в рублях – около 5%.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B1%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4 - cite_note-2#cite_note-2

Любопытно, что в Постановлении правительства «О порядке управления средствами Стабилизационного Фонда РФ» от 21 апреля 2006 г. №229, страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в алфавитном порядке, но в английском алфавите. «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов».

Этот факт дал основания оппозиции говорить о том, что закон о размещении средств стабфонда писался за рубежом.

Например, на сайте КПРФ можно найти утверждения2:

Характерно, что в постановлении правительства «о порядке инвестирования средств Стабфонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов».

По какому принципу расположены страны, упомянутые в этом перечне? Не сразу и сообразишь, что они расположены строго в алфавитом порядке. Переведём названия стран на английский, и мы легко в этом убедимся. Действительно, английские названия этих стран расположены в строгом порядке латинского алфавита.


На каком языке писался оригинал данного постановления, вряд ли вызовет вопросы. Намного интереснее задаться вопросом об интеллектуальном уровне работников Минфина, допускающих столь обидные проколы при переводе «указивок» своих западных хозяев на русский язык. А также при их публикации в открытых «простому русскому быдлу» источниках…

Поводом для критики является также низкая эффектиность вложений средств Стабфонда. В мае 2006 года думская фракция «Родина» (Народная воля – СЕПР) предложила отправить в отставку глав Минфина Алексея Кудрина и МЭРТ Германа Грефа в связи с «неэффективным управлением» Стабилизационным фондом России.

«По нашему мнению и многочисленным оценкам независимых экспертов, эффективность управления средствами Стабилизационного фонда России находится на крайне низком уровне. За два последних года потери денежных средств фонда составили около 133 млрд рублей, что соизмеримо с объемом годового финансирования системы образования в 2005 году»

Приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств стабфонда в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям3:

  • для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации

  • ставки по вложениям в гособлигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличиваются объем процентных расходов.