Файл: Удк 159. 9 792 ббк 88. 8 К424.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 159.9 + 792 ББК 88.8 К424
Кипнис М.
К424 Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с. (Действенный тренинг)
ISBN 5-98534-383-9
Книга содержит описание обширного спектра техник, которые просты, эффективны и успешно при- менимы в тренингах лидерства с широким возрастным, профессиональным и социальным контингентом участников.
Предназначена для специалистов по тренингу, активному игровому обучению, фасилитаторов, менеджеров, психологов, социальных работников и консультантов, всех тех, чей профессиональный интерес лежит в сфере гуманитарных групповых техник.
ББК 88.8
© Кипнис М., 2004 ISBN 5-98534-383-9 © "Ось-89", оформление, 2006

Тренинг лидерства
...Вы должны кем-то стать прежде, чем сможете что-то сделать, и что-то сделать прежде, чем сможете что-то получить.
З. 3иглар
Быть лидером.
Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ... Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"...
Быть лидером... Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..
Быть лидером... Несомненно для многих это -ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.
Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету...
Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются.
Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут
к итоге к достижению поставленной цели.
В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень.
Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером.
Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"
В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах...
Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги - бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.


В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.
Начать хотелось бы с традиционных в этой серии книг* заметок, которые мы называем "Заметки на полях".
* Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М., Ось-89, 2004.
Кипнис М. Тренинг творческого мышления. -М., Ось-89, 2004.
Кристофер Э.,Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.
"Одной из ваших обязанностей является помочь участникам научиться работать в группе, а
не в компании разрозненных индивидов. Группы же обучают сами себя. В конце концов, в
среднеарифметическом, группа знает больше вашего почти по любому вопросу. Ваше дело как
ведущего – высвободить эту коллективную силу, которая уведет участников гораздо дальше,
чем это сможете сделать вы в одиночку.
Вы можете подстегнуть эту движущую силу группы, помогая участникам осознать их
уникальные способности к решению проблем и предлагая способы, которыми они могут
поставить эти способности на службу всей группе. Когда такое начинает происходить,
граница между "учителем" и "учеником" исчезает. Эти роли становятся взаимозаменяемыми, и
вы с группой непрерывно обмениваетесь знаниями в русле душевной энергии, которую час то
называют синергизмом" (с. 86-87).
На наш взгляд, центральное место, которое уделено в приведенном отрывке группе, ее
влиянию на процесс любого обучения, на взаимоотношения между учителем и учеником,
прекрасно иллюстрирует функцию лидера. Речь, в принципе, идет о том, что при успешном
ходе тренинга тренер-руководитель учебного процесса постоянно готов делегировать свои
лидерские полномочия обучающимся. Лидеры должны возникать в процессе тренинга в самой
группе, а практический характер обучения и деятельности поставит их перед
необходимостью вести товарищей к решению поставленной тренером задачи.
Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем чтобы эффективно
добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный коммуникатор.
Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить
мнение и настроение партнеров. Мы вправе ожидать от ли-
дера умения сформулировать задачу, организовать ее решение как групповой процесс, в
котором каждый член группы готов участвовать. В ходе этого процесса могут происходить
события, провоцирующие конфликт, но лидер проведет группу через опасные рифы ссор,
конкуренции и борьбы самолюбий, сохранив при этом ощущение достаточного личного
комфорта участников, высокую мотивацию, помогающую справиться с трудностями, а может
быть, даже определенными лишениями.
Э. Кристофер и Л. Смит утверждают, что у людей порой с самого детства есть три вы -
раженных паттерна. Они мотивированы сочетанием потребностей:
-
во власти;
-
общении с людьми;
-
решении проблем*.
Когда речь идет о лидерстве, мы имеем дело с тем, что все три возможности/способ ности
являются для человека, стремящегося быть эффективным руководителем, актуальными. Он
должен разобраться в том, какой из паттернов ему ближе, какие внутригрупповые и его
собственные качества мотивируют и актуализируют его способности больше всего.
Таким образом, тренинг лидерства начнем с самоидентификации. Кто я? Каковы мои
особенности? В чем я похож и чем отличаюсь от окружающих? В чем я силен, что хочу в себе
изменить или улучшить? Говоря профессиональным языком, в чем заключается моя
Я-концепция?
*
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001. С. 86.
Глава 1 Я и мы. Кто Я?
Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту

потребность мы можем назвать самоактуализацией.
А. Маслоу
Визитная карточка
Цели:
- потренировать способности к выявлению Я-концепции - реальной самоидентификации лидера;
- развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;
- тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
- способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.
Размер группы: желательно не более 20 участников. Это связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.
Ресурсы: по большому ватманскому листу на каждого участника; для группы - фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).
Время: около часа.
Ход упражнения
"Визитная карточка" - серьезное задание, представляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию участника тренинга. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации - вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.
Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды.
Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы наденем на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.
На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке", нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманского листа ("спинке") отразим то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.
Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.
Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка - отличный фон для этого парада индивидуальностей.
Завершение: обсуждение упражнения.
-
Как вам кажется, возможно ли эффективно руководить другими, не зная толком, кто ты сам есть?
-
Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек?
Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?


-
Что было легче - говорить о своих достоинствах или отражать на листе свои недостатки?
-
Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? кто очень отличается от вас?
-
Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?
-
Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?
Наше восприятие - то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию. Иногда до такой степени, что представление о собственном Я изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.
Некоторые люди имеют очень детально разработанную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты ха- рактера. Считается, что чем богаче мое представление о себе, тем проще я могу справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.
Следующая игра поможет участникам тренинга в разработке и уточнении
Я-концепции и представлении ее товарищам по группе.
Матрешка
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что называют мной, Не я один. Нас много. Я - живой...
Н. Заболоцкий
Цели:
-
развить у участников навыки самоанализа;
- помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
- дать возможность членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть лидерами.
Размер
группы:
игра предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 15 человек.
Ресурсы: большая матрешка.
Время: в зависимости от количества участников и уровня самораскрытия.
Ход игры
"Матрешка" - это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера.
Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.
Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки.
Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой - каким видят его окружающие - скрываются более глубокие и тайные уровни.
Игра начинается словами:
-
Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие...
Продолжение может быть таким: "Это я - такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле). Можно на- править разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о

лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях... Л можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.
Реклама
Цели:
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;
- поупражняться в способности убеждать - навыке, необходимом для лидера.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
-
Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.
Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.
Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.
Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом.
Например:
- интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
- рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
- стихотворение, песня.
Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!
Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе.