Файл: Перспективы развития технологий ПК (Мировой рынок развития технологий ПК).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день совокупный объем мирового рынка ИТ превышает два триллиона долларов США.
Наиболее крупным сегментом рынка по объему расходов является оборудование. Взрывной рост объемов информации стимулирует спрос на серверы и системы хранения данных. Повсеместное распространение центров обработки данных и облачных решений обеспечивает устойчивый спрос на различные виды сетевого оборудования. Рынок персональных компьютеров постепенно сокращается в объеме, тогда как рынок мобильных устройств уверенно растет. Поставки печатно-копировальной техники сравнительно стабильны, а продажи мониторов неуклонно снижаются.
Спрос на ИТ-услуги обеспечивается растущим многообразием и сложностью используемых корпоративных ИТ-систем, требующих больших затрат на установку, интеграцию, обучение и обслуживание. ИТ-аутсорсинг, то есть передача сторонним организациям функций по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктуры, является одним из перспективных направлений на данном рынке.
Целью данной работы является исследование перспектив развития технологий ПК, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть мировой рынок развития технологий ПК;
- провести анализ российского рынка информационных технологий;
- изучить перспективы развития компьютерных технологий будущего.
Объект исследования – технологии ПК.
Предмет исследования - перспективы развития технологий ПК.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области информатики и информационных технологий, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1. Мировой рынок развития технологий ПК
1.1 Мировой рынок информационных технологий
Наиболее динамичным сегментом мирового рынка ИТ является ПО, ежегодный рост которого в последние несколько лет превышал 6%. Свыше половины совокупного объема сегмента формируют различные категории приложений, остальное приходится на системное ПО и средства разработки. Быстрее всего развивается категория приложений для организации совместной работы, в особенности, решений для внутрифирменных социальных сетей и совместного доступа к файлам: ежегодно их объем увеличивается более чем на 20%. Также динамично развивается категория решений для управления базами данных и аналитики с ежегодным ростом более 8%. Неизменно высокий спрос сохраняется на решения для управления ресурсами предприятия и отношениями с клиентами, а также решения для обеспечения безопасности.
Среди стратегических направлений развития ИТ особое место занимают облачные технологии, аналитика больших объемов данных, интеграция мобильных устройств и технологий социальных сетей в корпоративную среду. Совокупность этих технологий и процессов IDC объединяет в собирательный термин «Третья платформа», развитие которой в ближайшие несколько лет приведет к трансформации бизнес-моделей в большинстве отраслей.
Этапы развития ИТ-отрасли IDC представляет в виде трех платформ. Первая платформа была построена на базе мейнфреймов и терминалов, на которых работали тысячи приложений и пользователей. В основе Второй платформы лежат традиционные персональные компьютеры, Интернет, клиент-серверная архитектура и сотни тысяч приложений. Третья платформа характеризуется стремительно растущим количеством постоянно подключенных к Интернету мобильных устройств в сочетании с широким использованием социальных сетей и развитой облачной инфраструктуры, применяемой для решения комплексных аналитических задач.
Приложения, контент и услуги, построенные на базе технологий Третьей платформы, доступны миллиардам пользователей. Облачные вычисления, большие данные, мобильные и социальные технологии стимулируют взаимное развитие. Действительно, пользователи растущего числа мобильных устройств производят все больше контента, который удобно хранить в облаках. За счет роста мобильных устройств повышается активность пользователей в социальных сетях. Накапливаемый в них контент становится важным источником для анализа и извлечения ценной информации с помощью технологий больших данных.
Рис. 1.1 - Три платформы в эволюции рынка ИТ[1]
Типичный пример решения, в основе которого лежат технологии Третьей платформы - использование приложения с мобильного устройства для получения доступа к корпоративной информации или информации, находящейся в социальных сетях, анализ этих данных в режиме реального времени и выстраивание деятельности в зависимости от полученной информации. При этом как приложение, так и данные могут находиться в различных облаках, частных или публичных.
Как было отмечено, концепция Третьей платформы основывается на четырех элементах: больших данных, мобильных устройствах, облачных сервисах и социальных технологиях.
Под большими данными понимают технологии и архитектуры нового поколения для экономичного извлечения ценности из разноформатных данных большого объема путем их быстрого захвата, обработки и анализа. Технология больших данных имеет три отличительных признака: скорость, вариативность и объем. Объем выражается в том, что анализируются огромные массивы данных в десятки терабайт. Скорость говорит о том, что захват и обработка данных производится в режиме близком к реальному времени, или о
том, что в организации накопление данных идет с высокой скоростью. Вариативность говорит о том, что данные собираются из одного или нескольких источников в разных форматах.
■ Оборудование ПО ■ ИТ-услуги
Рис. 1.2 -Расходы на технологии больших данных в мире
Облачные решения лежат в основе Третьей Платформы, поскольку они предоставляют удаленный доступ к информационным ресурсам, осуществляемый в том числе посредством разнообразных мобильных устройств. Облачные сервисы позволяют получить экономию за счет стандартизации оборудования, виртуализации, новых принципов совместного потребления программных приложений, а также новой формы оплаты тех ресурсов, которые клиент действительно потребляет[2].
Согласно исследованиям IDC, затраты на публичные облачные (операционные) услуги в мире приблизятся в 2016 году к 100 млрд. долларов. Расходы на публичные облачные услуги в период 2013-2018 будут расти в пять раз быстрее, чем совокупные расходы на ИТ.
Сегодня уже 16 из 100 крупнейших разработчиков ПО получают свыше половины своего дохода от облачной модели доставки. Третья платформа, таким образом - не только технологическая революция, но и революция в сфере потребления, в результате которой появляются новые бизнес-модели.
Рис 1.3 - Расходы на публичные облачные услуги в мире
Распространение мобильных устройств и организация мобильного доступа - еще один принципиально важный элемент Третьей платформы. Двузначные ежегодные темпы роста продаж мобильных устройств стимулируют компании активнее внедрять концепцию использования собственных устройств сотрудников (BYOD) путем развертывания специализированных решений для безопасной и эффективной интеграции личных мобильных устройств в корпоративную ИТ-среду. Мобильные приложения являются связующим звеном между устройством и пользователем. Большинство бизнес-приложений сегодня имеют мобильную версию или представляют среду разработки мобильных приложений. Разработка приложений для домашних пользователей оказывает сильное влияние на рост всего рынка мобильных приложений.
Рис. 1.4 - Расходы на мобильные технологии в мире
Социальные сети становятся стандартным инструментом привлечения клиентов и продвижения товаров. Ожидается, что к 2017 году 80% компаний из списка Fortune 500 будут иметь активные онлайн-сообщества своих потребителей. Такие сообщества станут важнейшими компонентами маркетинговых стратегий и кампаний по привлечению клиентов. С помощью социальных сетей компании получают ценнейшую пользовательскую информацию - мнения пользователей о бренде, пожелания усовершенствования продуктов, указание недостатков - для более эффективного планирования будущих разработок.
IDC выделяет несколько факторов, которые способствуют быстрому развитию решений на базе Третьей платформы:
Доступность. Расширение доступа способствует распространению технологий Третьей платформы. Доступ может быть обеспечен в любое время, в любом месте и через любое устройство.
Стоимость. Для Третьей платформы характерно появление более гибких моделей ценообразования, благодаря которым стоимость устанавливается на основе фактического потребления.
Каналы сбыта. Корпоративные приложения, основанные на Второй платформе, распространяются через партнеров различного статуса (реселлеров, системных интеграторов, дистрибуторов). С развитием Третьей платформы доступ к приложениям все больше осуществляется посредством облачных технологий (путем аренды) или через специальные корпоративные магазины, где размещаются мобильные версии приложений.
Самообслуживание. Для решений Второй платформы характерны высокие капитальные затраты и длительная по времени установка. В эпоху Третьей платформы капитальные затраты на приобретение ИТ-решений переходят в операционные (арендные платежи), что способствует снижению затрат и ускорению процесса внедрения.
Рис. 1.5 - Расходы на ИТ во всем мире
Ожидается, что развитие решений, построенных на базе технологий Третьей платформы, будет главной движущей силой мирового рынка ИТ в течение этого десятилетия и обеспечит, согласно оценкам IDC, более 75% будущего роста.
1.3 Конвергенция технологий
Для современной ИТ-инфраструктуры характерны следующие ограничивающие факторы: площадь помещений, высокое энергопотребление, необходимость индивидуального подключения и настройки, потребность в высококвалифицированном обслуживающем персонале. Любая новая технология должна быть встроена в существующую инфраструктуру, что требует выполнения дополнительных интеграционных задач. Решения конвергентной инфраструктуры - емкие, эффективные с точки зрения затрат, гибко настраиваемые и энергосберегающие системы класса «все в одном» - основаны на новейшем оборудовании и позволяют комплексно справляться с проблемами, связанными с вышеупомянутыми ограничивающими факторами[3].
Доступные сегодня на рынке решения конвергентной инфраструктуры объединяют вычислительные устройства, системы хранения данных, сетевое оборудование, ПО для виртуализации и управления инфраструктурой на заранее сконфигурированной платформе от одного поставщика. Ряд компаний, в том числе HP, IBM, EMC и Oracle, предлагают подобные решения, которые позволяют пользователю выбрать конфигурацию, максимально отвечающую его потребностям и одновременно наиболее эффективную с точки зрения затрат.
Традиционный вычислительный центр представляет собой сочетание серверов, систем хранения, сетевого оборудования различных поставщиков, которые формировали ИТ- инфраструктуру в течение многих лет. Подобная разнородная среда появилась как результат автоматизации отдельных бизнес-процессов с использованием лучших нишевых решений.
Как правило, в таких вычислительных центрах сложно организовать централизованное управление всей инфраструктурой, поскольку каждый отдельный ее элемент имеет индивидуальную систему управления. Узким местом в функционировании подобных вычислительных центров является диагностика и устранение неполадок в работе.
Концепция конвергентной инфраструктуры предлагает вычислительным центрам решение класса «все в одном» для всей инфраструктуры. Покупка комплекта инфраструктурного оборудования у одного поставщика устраняет множество проблем с интеграцией и совместимостью, а также позволяет лучше организовать управление инфраструктурой, поскольку программные средства специально разработаны для данного конкретного оборудования, а обслуживание осуществляется одним и тем же поставщиком.
В настоящее время, внедрение систем конвергентной инфраструктуры переходит от стадии опытной эксплуатации к более широкому использованию. Этому способствуют значительные преимущества в части сокращения времени простоев, экономии затрат, повышения продуктивности ИТ-персонала и более эффективного использования ИТ- ресурсов в целом.
Согласно оценкам IDC, совокупный рынок сетевого оборудования, серверов и внешних систем хранения данных будет расти в ближайшие пять лет среднегодовым темпом 0,1%, тогда как поставки конвергентных систем сетевого оборудования, серверов и внешних СХД - 19,6%.
Рис. 1.6 - Инвестиции в традиционные и конвергентные решения (сетевое оборудование, серверы и внешние СХД) на мировом рынке
Информационные технологии вносят огромный вклад в повышение эффективности большинства бизнес-процессов и поэтому воспринимаются важнейшим источником конкурентного преимущества компании на рынке.
Казалось бы, что директор по информационным технологиям должен играть в компании стратегическую роль, поскольку он определяет вектор инноваций и помогает извлечь максимальную выгоду от использования технологий, однако традиционно - это человек, который отвечает за бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры и сохранность корпоративной информации. Поэтому деятельность его направлена, в первую очередь, на повышение эффективности ИТ-операций, поддержание инфраструктуры и управление ИТ- подразделением. Иными словами, ИТ-директор выполняет преимущественно тактические функции и в меньшей степени участвует в работе над стратегическими задачами компании.