Файл: Перспективы развития технологий ПК (Мировой рынок развития технологий ПК).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Все больше ИТ-проектов инициируются бизнес-пользователями. Согласно исследованию IDC, проведенному в 2013 году, 43% из более 1200 опрошенных бизнес-руководителей самостоятельно ведут локальные ИТ-проекты, а 61% еще их и финансирует без участия ИТ. Очевидно, что в таких условиях ИТ-директор непосредственно заинтересован в усилении своих позиций в организации, расширении своих функций и приобретении новых компетенций. Но как и во всем, что связано с информационными технологиями, ни одна из нынешних обязанностей ИТ-директора не исчезает - появляются лишь новые.
По-прежнему, главной задачей ИТ-директора является планомерное и эффективное управление инфраструктурой. Его основное внимание должно быть уделено стоимости, сложности и последовательному внедрению новых систем в существующую ИТ-среду. Традиционные системы составляют 65-70% от общего ИТ-бюджета компании. Однако ключевую роль в дальнейшем сокращении затрат будут играть технологии Третьей платформы, такие как виртуализация, конвергентные системы и облачные вычисления.
Среди новых компетенций, которыми должен обладать ИТ-директор сегодня, не только знание структуры, бизнес-процессов и целей компании, но и участие в разработке корпоративной стратегии и бизнес-планировании. Так, на развитых рынках ИТ-директор уже довольно давно входит в состав совета директоров и оказывает активное влияние на бизнес-процессы компании, в России же эта тенденция только начинает набирать силу.
Важное место в работе ИТ-директора должно отводиться функции оценки и управления рисками, которых при планировании и внедрении информационных технологий может возникнуть множество: от выбора неоптимального решения автоматизации и ошибок при проектировании до нарушения сроков и выхода за рамки выделенного бюджета. Здесь задача директора - еще на этапе планирования проекта составить подробный список возможных рисков и определить для них наиболее эффективные способы устранения.
Конкуренция на большинстве рынков постоянно усиливается, поэтому компаниям сейчас жизненно необходимо перед внедрением новой ИТ-системы просчитывать будущие прибыли и соотносить их с затратами на внедрение и обслуживание. Это определяет дополнительный аспект в деятельности ИТ-директора, связанный с участием в инвестиционном планировании капитальных вложений в ИТ и оценкой экономической эффективности проектов.
Масштабы ИТ-проектов растут, их портфель постоянно увеличивается, они могут быть рассредоточены по разным подразделениям компании, охватывать несколько регионов или даже стран. Поэтому от ИТ-директора также требуются исключительные лидерские качества и коммуникационные навыки. Он должен не только создать эффективную команду ИТ-профессионалов, но и быть своего рода идейным лидером, который мог бы на различных уровнях организации убедительно рассказать о практической пользе новых технологий, их влиянии на бизнес и финансовый результат, а также помогать сотрудникам в их освоении.
Такое комплексное участие ИТ-директора в деятельности компании подразумевает, что и существующая модель работы всего ИТ-подразделения компании должна измениться. Существующая модель поддержки бизнеса постепенно должна трансформироваться в полноценное проактивное бизнес-партнерство, в основе которого лежит содействие целям бизнеса и развитию компании.
Глава 2. Анализ российского рынка информационных технологий
2.1 Основные драйверы и ограничители отрасли
В долгосрочном плане действует целый ряд макроэкономических и инфраструктурных факторов, оказывающих значительное воздействие - стимулирующее или сдерживающее - на развитие российского рынка ИТ в целом.
Серьезным сдерживающим фактором развития всего рынка является слабая диверсификация экономики России. Согласно прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, при существующих темпах добычи энергоносителей разведанных запасов нефти и газа России хватит лишь на ближайшие 20 лет. Разработка новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике потребует больших инвестиций, которые могут оказаться недоступными из-за снижающихся темпов роста экономики и экономических санкций. Слабая диверсификация экономики ведет к чрезмерной зависимости страны от энергетического сектора и колебания цен на энергоносители.
Негативным фактором развития всего рынка является и неэффективность больших государственных проектов. Слабое взаимодействие федеральных и региональных властей приводит к увеличению стоимости ИТ-проектов, нарушению сроков их реализации и раздутым бюджетам[4].
Развитие рынка стимулируется ростом объемов перерабатываемой информации. Дальнейшая автоматизация бизнес-процессов охватывает все новые области и вынуждает компании и организации вне зависимости от отрасли и размера обрабатывать и хранить огромные объемы информации, что заставляет их модернизировать ИТ-инфраструктуру.
Другим важным долгосрочным фактором роста рынка является проникновение Интернета. Все больше и больше услуг в России оказываются через Интернет. Потребители все чаще предпочитают онлайн-услуги традиционным, что ведет к росту использования облачных файлообменных систем. Распространение онлайн-сервисов положительно влияет на российский рынок ИТ в целом. Около половины из 140 млн. жителей России являются интернет-пользователями - в абсолютном выражении больше, чем в любой стране Европы, кроме Германии.
Позитивным фактором до настоящего времени являлось и стремление иностранных инвесторов вкладывать средства в облачные технологии в России. Ведущие международные производители продолжают инвестировать в ИТ-инфраструктуру для оказания облачных услуг в России. IBM вложила деньги в строительство трех центров обработки данных в Москве и одного в Санкт-Петербурге. В апреле 2014 года SAP объявила о планах по инвестированию 20 млн. долларов в строительство центров обработки данных в России в целях поддержки своих облачных сервисов.
Помимо вышеупомянутых факторов, существенное влияние на рынок начали оказывать и новые факторы.
В конце 2013 года в результате замедления темпов роста российской экономики началось ослабление рубля. В 2013 году рост ВВП составил всего 1,3%, а надежды на восстановление в следующем году не оправдались. Кризис на Украине и развертывание экономических санкций против России, объявленных США и ЕС, оказали дополнительное давление на российскую валюту. Осенью с падением цен на нефть рубль упал до исторического минимума. С первого биржевого дня по вторую половину ноября текущего года рубль потерял свыше 40% своей стоимости по отношению к доллару. Дальнейшее ослабление национальной валюты может привести к тяжелым последствиям для всей экономики, а положение на рынке ИТ будет соответствовать общей экономической ситуации в стране.
Одним из главных текущих негативных факторов является политическая и экономическая неопределенность. Продолжающийся кризис на Украине усиливает негативные настроения, а дальнейшее охлаждение отношений между Россией и Западом подрывает доверие инвесторов. Углубление российско-украинского конфликта увеличит геополитические риски, а неопределенность может усилиться за счет дальнейших санкций и ответных действий России. Это повысит волатильность рынка и сделает перспективы восстановления еще более призрачными.
Слабый рубль, политическая и экономическая неопределенность ускоряют отток капитала из Российской Федерации. По данным Центрального банка России, чистый отток капитала из страны за первые три квартала 2014 года составил 85 млрд. долларов, что почти в два раза превышает аналогичный показатель годом ранее. В целом же чистый отток капитала из России по итогам года, по оценке Министерства финансов России, может составить 120-130 млрд. долларов.
Наконец, всплеск инфляции и рост цен на импортную продукцию также существенно тормозят развитие рынка ИТ, заставляя российских и зарубежных предпринимателей отказываться от рублевых инвестиций. Высокий уровень инфляции подрывает доверие потребителей и негативно сказывается на всем рынке.
Следует отметить, что вместе с новыми негативными факторами появились и некоторые факторы, способствующие развитию российского рынка.
Сюда необходимо отнести планируемое принятие закона о хранении и обработке персональных данных внутри страны. Это изменение законодательства заметно повысит потребность в системах хранения данных компаний, работающих в России[5].
Важным позитивным фактором являются и планы по импортозамещению и разработке отечественных ИТ-продуктов, в том числе процессоров, что повлечет также значительные расходы и на ИТ-услуги, особенно разработку заказного ПО, ИТ-консалтинг и системную интеграцию.
Новые возможности для развития ИТ-рынка в стране могут возникнуть благодаря развитию сотрудничества с Китаем, а также созданию в 2014 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Помимо крупнейшего в истории России газового контракта, Россия и Китай подписали ряд соглашений, затрагивающих банковскую, аэрокосмическую, телекоммуникационную, транспортную и другие отрасли, что будет стимулировать модернизацию ИТ-инфраструктуры. ЕАЭС начнет свою работу с 2015 года и станет крупнейшим общим рынком на постсоветском пространстве с объемом ВВП в 2,7 трлн. долларов. Российские поставщики ИТ-продуктов и услуг получат доступ к более широкому рынку и смогут участвовать в совместных проектах в странах-участницах союза.
2.2 Государственная политика в области развития ИТ
Государственная поддержка отечественной индустрии ИТ опирается на долгосрочный прогноз развития страны, составленный Министерством экономического развития России в марте 2013 года. В соответствующем документе, названном «Прогноз долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», выделено 10 ключевых, приоритетных трендов научно-технологического развития. Среди наиболее социально-значимых трендов упомянуты: развитие новых принципов организации вычислений, которое позволит увеличить максимальную тактовую частоту компьютера на три-пять порядков; развитие систем машинного обучения, вычислительных сетей с терабитовыми скоростями и суперкомпьютерных вычислений; развитие облачных технологий; рост доли мобильных устройств (планшеты и смартфоны); эволюция Интернета, предполагающая развитие распределенных систем (семантические сети). Государство предполагает инвестировать в создание технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий, а также в оказание государственных услуг в электронном виде. Согласно документу эти направления будут способствовать росту рынка информационных технологий в РФ.
В ноябре 2013 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.
В соответствии с принятой стратегией в качестве ключевых направлений развития отрасли определены:
- развитие кадрового потенциала и образования в отрасли;
- формирование научной базы по перспективным исследованиям в ИТ;
- поддержка малого бизнеса в области ИТ;
- развитие ИТ-экспорта;
- расширение использования ИТ в отечественной экономике;
- обеспечение инфраструктуры за счет дальнейшего развития широкополосного доступа в Интернет.
В конце 2013 года Правительство РФ утвердило обновленный план мероприятий («дорожную карту»), направленный на дальнейшую реализацию стратегии. Данный план предусматривает ускоренное развитие отрасли ИТ на период 2014-2018 годов. Поставлена задача обеспечить средний темп роста отрасли ИТ на уровне, значительно превышающем средний темп роста
ВВП, удвоить к 2018 году количество высокотехнологичных рабочих мест в отрасли (до более 600 тыс. рабочих мест), увеличить производство российской ИТ-продукции с 270 млрд. рублей до 450 млрд. рублей, а также снизить зависимость экономики страны от сырьевого экспорта (путем удвоения к 2018 году экспорта продукции и услуг) и повысить производительность труда за счет ускоренного внедрения ИТ в другие отрасли экономики.
План включает проведение исследований по созданию вычислительных технологий в облачной и суперкомпьютерной средах и технологий для развития российских суперкомпьютеров, а также использование инфраструктуры и операционных возможностей инновационного центра «Сколково».
На базе обновленной стратегии развития отрасли ИТ в апреле 2014 года Правительство РФ утвердило новую редакцию государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». В данную госпрограмму включены следующие подпрограммы:
- «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». В качестве цели подпрограммы заявлено «создание условий для равного уровня доступности современных информационно-телекоммуникационных технологий».
- «Информационная среда». В качестве цели подпрограммы указывается «обеспечение равного доступа населения к медиасреде».
- «Безопасность в информационном обществе». В качестве цели подпрограммы устанавливается «создание инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности».
- «Информационное государство». В качестве цели подпрограммы заявлено «повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства на основе информационных и телекоммуникационных технологий».
- Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», целями которой являются «развитие российского информационного пространства, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества, повышение эффективности функционирования телерадиовещания».