Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Значение налогов с физических лиц и их роль в экономике РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Значение налогов с физических лиц и их роль в экономике РФ
1.1 Социально-экономическое значение налогов с физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3 Роль налогообложения физических лиц в экономике России
Глава 2. Особенности налога на доходы физических лиц
2.1 Особенности современного налога на доходы физических лиц
2.2 Анализ поступлений основных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ
Таблица 1 – Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в 2014-2016 гг, млрд.ру
Рассмотрим более подробно в разрезе основных налогов выявленную тенденцию. Поступление налога на прибыль организаций в рассматриваемом периоде имело нестабильный характер. Так в 2015 г. наблюдался его рост на 223,7 млрд. руб. по сравнению с 2014 г., а в 2016 году – на 171,4 млрд.руб.
Налог на доходы физических лиц в 2014-2016 гг. можно охарактеризовать положительной динамикой. Так в 2016 г. его объем увеличился на 315,9 млрд. руб. и составил 3018,5 млрд. руб. Однако, темп прироста данного налога нельзя назвать стабильным, так в 2015 г. он составил 3,9%, а в 2016 г. 7,5%.
Налог на добавленную стоимость в 2016 г. составил 4571,4 млрд. руб., что на 631,2 млрд. руб. больше показателя 2014 г. Динамику темпа роста данного налога можно назвать весьма стабильной.
Темп прироста акцизов в 2016 году характеризуется внушительным скачком в 26,5%. За 2 года их объем вырос на 283,8 млрд. руб. и составил 1356,0 млрд. руб. Это объясняется увеличением ставок акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты с 1 января 2016 года.
По имущественным налогам, налогам, поступавшим в бюджетную систему РФ можно также констатировать положительную динамику. В 2014 г. их объем составил 957,5 млрд. руб., а в 2016 г. на 159,6 млрд. руб. больше. Однако, не смотря на положительную динамику, темп прироста снизился с 11% в 2015 г. до 4% в 2016 г.
Нестабильная динамика была присуща в рассматриваемом периоде и налогам, сборам и платежам за пользование природными ресурсами. В 2015 г. его объем вырос на 10,8% по сравнению с 2014 г. и составил 3250,7 млрд. руб., а в 2016 г. можно отметить резкое снижение на 298,9 млрд. руб. Соответственно относительное изменение в 2016 году составило 90,8%. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и снижением цен на нефть.
Для определения влияния каждого налога на увеличение денежных поступлений в бюджет страны представляется целесообразным проанализировать структурную характеристику налоговых поступлений.
По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
- в целом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году составили 81,4%;
- налог на прибыль в общей структуре налоговых поступлений имее тенденцию к повышению и в 2016 году его доля составила 12,3%;
- налог на добавленную стоимость в общем объеме налоговых поступлений с 2014 года увеличился на 0,6 п.п. – в 2016 году составил 20,2%;
- доля акцизов увеличивалась с 4,8% в 2015 г., до 6% в 2016 г. в целом, рост за рассматриваемый период составил 0,7 п.п.;
- доля имущественных налогов имеет положительную динамику и в 2014-2016гг увеличилась на 0,2п.п.;
- доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами существенно снизилась (на 1,5 п.п.), так в 2014 г. она составляла 14,6%, а в 2016 г. – 13,1%.
- доля налога на доходы физических лиц, в отличие от других налогов, не имеет постоянной тенденции к повышению. Так, в 2015 году этот показатель составлял 12,7%, что на 0,8 п.п. меньше показателя предыдущего года. Однако, в 2016 году доля НДФЛ в общей сумме налоговых поступлений как и в 2014 году составила 13,4%.
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
2016 |
Абсолютные изменения, п.п. |
|||||
млрд.руб |
% |
млрд.руб |
% |
млрд.руб |
% |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2016/ 2014 |
|
Доходы, всего |
26 766,10 |
100,0 |
26 922,00 |
100,0 |
27 746,70 |
100,0 |
- |
- |
- |
Налоговые доходы, всего |
20 109,50 |
75,1/100 |
22 173,80 |
82,4/100 |
22 588,90 |
81,4/100 |
7,2 |
-0,95 |
6,3 |
Налог на прибыль организаций |
2 375,30 |
11,8 |
2 599,00 |
11,7 |
2 770,30 |
12,3 |
-0,1 |
0,54 |
0,4 |
Налог на доходы физических лиц |
2 702,60 |
13,4 |
2 807,80 |
12,7 |
3 018,50 |
13,4 |
-0,8 |
0,70 |
-0,1 |
Налог на добавленную стоимость |
3 940,20 |
19,6 |
4 233,90 |
19,1 |
4 571,40 |
20,2 |
-0,5 |
1,14 |
0,6 |
Акцизы |
1 072,20 |
5,3 |
1 068,40 |
4,8 |
1 356,00 |
6,0 |
-0,5 |
1,18 |
0,7 |
Налоги на имущество |
957,50 |
4,8 |
1 068,60 |
4,8 |
1 117,10 |
4,9 |
0,1 |
0,13 |
0,2 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 934,70 |
14,6 |
3 250,70 |
14,7 |
2 951,80 |
13,1 |
0,1 |
-1,59 |
-1,5 |
Прочие |
5 354,30 |
26,6 |
5 986,50 |
27,0 |
6 425,10 |
28,4 |
0,4 |
1,45 |
1,8 |
Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2014-2016 гг
Таким образом, самая высокая доля в общем объеме налоговых поступлений в бюджет, принадлежит налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль, и налогам и сборам за пользование природными ресурсами.
При наличии различных ставок НДФЛ, подавляющая часть доходов (99%) облагается по ставке 13%. Реже всего применятся ставки 35% и 15%[17].
Согласно данным федеральной налоговой службы, представленных в таблице 6, за период с 2014-2015 гг. виден рост налоговых поступлений по НДФЛ, в частности по ставке 13%. В 2015 году их доля в общей сумме НДФЛ составляет 99%. Рост денежных поступлений по общей ставке на 4% связано с изменениями в Налоговом Кодексе РФ, вступившими в силу с 1 января 2015 года, согласно которым налог с дивидендов начали взимать по ставке 13% вместо 9%.
Однако, даже несмотря на некоторую нестабильность, по значимости источников государственных доходов НДФЛ стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. На сегодняшний день, поступления от подоходного налога занимают значительный удельный вес в структуре доходов консолидированного бюджета страны, уступая лишь налогу на добавленную стоимость.
Заключение
Систему налогов и сборов, взимаемых с физических лиц, составляют:
1) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов, является федеральным налогом. Исчисление - процент от совокупного дохода налогоплательщика в налоговом периоде - документально подтверждённые расходы. Плательщики - физические лица.
2) Транспортный налог - региональный, прямой налог. Плательщики - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объект налогообложения - транспортные средства.
3) Налог на имущество - местный налог. Плательщики - лица с правом собственности. Объект - дом, квартира, гараж, здание, строение, сооружение, помещение.
Роль налогообложении физических лиц в экономике России объясняется ярко выраженным социальным характером: имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения - является корректором уровня дифференциации доходов населения.
Налогообложение физических лиц имеет ряд особенностей. Каждый налог имеет свои особенные черты: плательщики, объекты, ставки, льготы и т.д. Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, около 90 %.
Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями.
Список литературы
- Мерзлякова, Е.А. Концептуальные основы развития инновационного потенциала региона под воздействием средовых факторов // Социально-экономические явления и процессы. – № 6. – 2015. – С. 51-55.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и Налогообложение. 2015. №5. С. 75-80.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
- Веденина Е.Л. Выплаты физическим лицам по гражданско-правовому договору // Экономист лечебного учреждения. 2011. № 8. С. 17-18.
- Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение//Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д./Учебник для бакалавров / Москва, 2017. с.300
- https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - сайт Федеральной налоговой службы РФ
- В.В. Кощеев, М.А. Дерябин, М.Б. Пархоменко Справочное пособие. Налоги, учет, отчетность и ответственность 2016 г.
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы. http://www.nalog.ru/rn66/.
-
Мерзлякова, Е.А. Концептуальные основы развития инновационного потенциала региона под воздействием средовых факторов // Социальноэкономические явления и процессы. – № 6. – 2015. – С. 51-55. ↑
-
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и Налогообложение. 2005. №5. С. 75-80. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ↑
-
Веденина Е.Л. Выплаты физическим лицам по гражданско-правовому договору // Экономист лечебного учреждения. 2011. № 8. С. 17-18. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ↑
-
Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение//Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д./Учебник для бакалавров / Москва, 2017. с.300 ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) ↑
-
https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - сайт Федеральной налоговой службы РФ ↑
-
Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение//Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д./Учебник для бакалавров / Москва, 2017. с.300 ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) ↑
-
В.В. Кощеев, М.А. Дерябин, М.Б. Пархоменко Справочное пособие. Налоги, учет, отчетность и ответственность 2016 г. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) ↑
-
Гайдукова О.Л. Место и роль НДФЛ в налоговой системе РФ // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S9. ↑
-
Власенкова Е.А. Налог на доходы физических лиц и его роль в формировании доходной базы местных бюджетов // Финансы и кредит. 2012. № 8 (488). ↑
-
Федеральная служба государственной статистики.: http://www.gks.ru/. ↑
-
Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL:http://www.nalog.ru/rn66/. ↑