Файл: Какое влияние оказали деятели культуры хх века на духовное развитие человечества.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема урока: Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества?
Основные особенности философии ХХ века
Основные школы философии ХХ века
ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)
Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)
Тема урока: Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества?
Цели урока
- Определить основные течения в изобразительном
- Определить роль философии и изобразительного
искусстве и их представителей в XX веке, и
выявить степень влияние на общество.
искусства, музыки во второй половине ХХ века в
мировоззренческом, аксиологическом аспекте для
всего человечества.
Критерии оценивания
- Определяет основные течения в изобразительном
- Определяет основные философские течения ХХ
- Определяет (не менее 3-х) значимых влияния
искусстве и их представителей в XX веке.
века
которое оказали деятели культуры (художники и
философы) ХХ века на духовное развитие
человечества
Направления Модернизма | Характерные черты | Представители |
Модерн | Стилизованные природные формы (прихотливо изогнутые плавные линии — «удар бича») | А. Муха («Танец») |
Кубизм | Изображение мира в виде геометрических знаков и композиционных конструкций | П. Пикассо («Фабрика в Хорта де Эбро»), Ж. Брак |
Экспрессионизм | Стремление не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора | Э. Нольде, Э. Мунк («Крик») |
Неопримитивизм | Интерес к детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи, т. е. примитивным формам искусства | А. Руссо («Спящая цыганка»), Н. Пиросманашвили, М. Ф. Ларионов |
Сюрреализм | Обращение к сновидениям, подсознательному, придание абсурдным предметам иллюзии реальности, соединение реального и нереального | С. Дали («Предчувствие Гражданской войны»), Ж. Миро, И. Танги |
Направления Постмодернизма | Характерные черты | Представители |
Абстрактный экспериссионизм | школа (движение) художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. | Ганс Гофман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг |
Поп-Арт | направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. | Джордж Сигал, Уэйн Тибо, Энди Уорхол, Питер Филлипс, Кит Харинг |
Оп-Арт | художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур | Яаков Агам, Ричард Аллен Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани |
Гиперреализм | направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов. | |
Кинетическое искусство | направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. | Флетчер Бентон, Колейчук Вячеслав Виктор Вазарели, Наум Габо Александр Колдер, Александр Лаврентьев, Мохоли-Надь, Ласло |
Философия ХХ века
Основные особенности философии ХХ века
Отсутствие четкой границы философии ХХ в.
Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа. Приоритетность одного человека над массами.
Философия обратила внимание на такие качества человека, как интуиция, чувства, подсознание, а не только разум. Мистицизм.
Исторический пессимизм, утрата веры в общественный прогресс, апокалипсические настроения.
Возникновение множества философских школ, противоречащих друг другу, но соседствующих в одно время. Нет господствующих школ.
Отказ от онтологической проблематики.
Основные школы философии ХХ века
Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая философия и пр.
Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология, экзистенциализм и пр.
Экзистенциализм
- Настроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в. Э. – философия кризиса, отчаяния.
- Основная идея – одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
- Центральная идея – отчуждения личности от общества. Он связан с обезличиванием, деперсонализацией общества. Э. предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва»
- Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.
- Именно в пограничных состояниях – смерти, катастрофы открывается бытие.
- Типичные чувства человека – обреченность, страх, тревога. Но это неопределенный, беспричинный страх. Эти чувства обнаруживают человеческую индивидуальность, т.е. свободу. Свободным может быть и раб, т.к. никакие внешние силы не могут лишить его свободы.
Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям, расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.
Подлинная свобода – «свобода для» начинается по ту сторону от социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от».
Феноменология
- Эдмунд Гуссерль –
- (1859-1938),
- немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения.
Феноменология
- Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)
- Критика позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и случайные находки, поверхностно поставленные проблемы, передаваемые из поколения в поколение как истинные проблемы» (М. Хайдеггер).
- М. Хайдеггер: «Выражение «феноменология» означает прежде всего концепцию метода…: назад к вещам!».
- Это философия реальности. В ее основе – неопровержимые факты, очевидное (стабильные очевидности).
- Эти очевидности находятся в сознании.
Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е. сущность вещи.
Феноменологический анализ вникает в состояние стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с позиций сущности.
Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт – это то, что происходит здесь и сейчас. Но сознание вместе с фактом улавливает и сущность. Например, в разных ситуациях слушая то кларнет, то виолончель, мы говорим о сущности – музыке.
Реальны лишь единичные факты.
- Реальны лишь единичные факты.
- В сознании есть модусы типологизирующие вещи.
- Сознание обладает таким качеством как интенциональность – направленность на объект. Я не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенный объект.
- Интуиция – начало всех начал.
- Важнейшее понятие феноменологии – «жизненный мир».
Герменевтика
ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)
Герменевтика
Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.
Представители г. озабочены жестким противостоянием субъекта и объекта, науки и искусства.
Духовная целостность – жизнь, должна постигаться непосредственно. Понимание собственного мира достигается путем самопознания, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования.
Понимание – есть постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов.
- М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык – это обиталище человека. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, себя и других.
- Важнейшей особенностью понимания является герменевтический круг – для понимания целого необходимо понять отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представления о целом. Например, в науке г.к. образуют факты и теория. Факты отбираются на основе теории, а теория строится на основе фактов.
- Человек всегда находится в круге понимания – г.к. Понимание – это само бытие. Человек – это понимающее бытие.
Психоанализ
Психоанализ З. Фрейда
Психика
Сознание («Я»)
Бессознательное
Сверхсознание
(«Супер-Я», «Супер-Эго», )
Подсознание («Оно», «Ид»)
Психоанализ К. Г. Юнга
Психика
Сознание
Бессознательное
Индивидуальное
бессознательное
Коллективное
бессознательное
(архетипы)
Аналитическая философия
- Цель – создать новую логику, формализованный язык, который стал бы достойной заменой естественного языка.
- Б. Рассел: философия – логика, т.к. ее цель – установление истинности или ложности. Знание дано нам непосредственно в чувствах. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в других терминах.
- Витгенштейн: мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
- Есть только один мир – фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук.
- Предложение – это картина мира, она имеет с последним одну и ту же форму. Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы выразить в предложении. Смысл предложений выражают факты.
- Правомерность старых философских систем ставится под сомнение. Философия понимается как наука (Рассел) или как деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).
Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)
- Отрицание метафизики. Каждая область действительности определяется определенной наукой для метафизики нет поля приложения.
- Разделение на аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения определяют истинность через собственное содержание («В квадрате все углы прямые»), истинность синтетических устанавливается эмпирически («На столе лежит книга»). Поэтому и науки можно разделить на экспериментальные и теоретические. Философские предложения бессмысленны.
- Верифицируемость (проверяемость). Любое предложение должно быть проверено и сведено к элементарным предложениям.
- Физикализм – убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны сводиться к предложениям физики.
- Эмотивизм в этике. Моральные суждения не поддаются верификации.
Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун)
- Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) – не поиск теории, а разрешение проблемы роста знания. Рост знания приводит к критике существующего знания – критический рационализм.
- Изучал логику научного открытия, считал, что ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Ни одна теория не подтверждена окончаиельно, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Теория подтверждена ошибками (принцип фаллиболизма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть (принцип фальсификации).
- В мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Старая теория отвергается полностью.
Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре содержит несколько теорий.
«Твердое ядро» переходит из одной программы в другую. Когда оно будут разрушено, нужно будут переходить от одной программы к другой.
Фейерабенд сторонник несоизмеримости теорий. Они дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Возможность универсального знания им отрицается.
Учащиеся разрабатывают таблицу по стратегии HIPP / HIPPО, отображающую, насколько сильно культура (музыка, живопись, философия, кинематограф ) второй половины XX века повлияла на духовное развитие человечества Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества.
H - | Historical context –Исторический контекст |
I | Intended audience –Целевая аудитория |
P | Purpose (author’s) –Цели автора |
P | Point of view (author’s) –Точка зрения автора |
/O | Outside information- Дополнительная информация |
С | Context/Контекст - что происходило в то время, когда документ был создан? Как это может повлиять на важность события? |
A | Audience/Аудитория – Кому это было адресовано? Кто должен был это увидеть, прочесть? Как это может повлиять на весомость доказательств? |
P | Purpose/Цель - Что автор намеревался сделать? Почему это может повлиять на значимость события? |
S | Supporting evidence/ Подкрепляющее доказательство Что автор намеревался сделать? Почему это может быть важным, весомым? |