Файл: Какое влияние оказали деятели культуры хх века на духовное развитие человечества.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества?

Цели урока

  • Определить основные течения в изобразительном
  • искусстве и их представителей в XX веке, и

    выявить степень влияние на общество.

  • Определить роль философии и изобразительного
  • искусства, музыки во второй половине ХХ века в

    мировоззренческом, аксиологическом аспекте для

    всего человечества.

Критерии оценивания

  • Определяет основные течения в изобразительном
  • искусстве и их представителей в XX веке.

  • Определяет основные философские течения ХХ
  • века

  • Определяет (не менее 3-х) значимых влияния
  • которое оказали деятели культуры (художники и

    философы) ХХ века на духовное развитие

    человечества


Направления Модернизма

Характерные черты

Представители

Модерн

Стилизованные природные формы (прихотливо изогнутые плавные линии — «удар бича»)

А. Муха («Танец»)

Кубизм

Изображение мира в виде геометрических знаков и композиционных конструкций

П. Пикассо («Фабрика в Хорта де Эбро»), Ж. Брак

Экспрессионизм

Стремление не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора

Э. Нольде, Э. Мунк («Крик»)

Неопримитивизм

Интерес к детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи, т. е. примитивным формам искусства

А. Руссо («Спящая цыганка»), Н. Пиросманашвили, М. Ф. Ларионов

Сюрреализм

Обращение к сновидениям, подсознательному, придание абсурдным предметам иллюзии реальности, соединение реального и нереального

С. Дали («Предчувствие Гражданской войны»), Ж. Миро, И. Танги

Направления Постмодернизма

Характерные черты

Представители

Абстрактный экспериссионизм

школа (движение) художников, которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Ганс Гофман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг

Поп-Арт

направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.

Джордж Сигал, Уэйн Тибо, Энди Уорхол, Питер Филлипс, Кит Харинг

Оп-Арт

художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур

Яаков Агам, Ричард Аллен

Йозеф Альберс, Джетулио Альвиани

Гиперреализм

направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов.

Кинетическое искусство

 направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.

Флетчер Бентон, Колейчук Вячеслав

Виктор Вазарели, Наум Габо

Александр Колдер, Александр Лаврентьев, Мохоли-Надь, Ласло

Философия ХХ века

Основные особенности философии ХХ века


Отсутствие четкой границы философии ХХ в.

Антропологизм. Идея изучения отдельного человека и важности ее анализа. Приоритетность одного человека над массами.

Философия обратила внимание на такие качества человека, как интуиция, чувства, подсознание, а не только разум. Мистицизм.

Исторический пессимизм, утрата веры в общественный прогресс, апокалипсические настроения.

Возникновение множества философских школ, противоречащих друг другу, но соседствующих в одно время. Нет господствующих школ.

Отказ от онтологической проблематики.

Основные школы философии ХХ века


Сциентистские: неопозитивизм и постпозитивизм, прагматизм, аналитическая философия и пр.

Антисциентистские: психоанализ, феноменология, философия жизни, герменевтика, феноменология, экзистенциализм и пр.

Экзистенциализм

  • Настроение кризиса и краха иллюзий, вызванные катаклизмами нач. ХХ в. Э. – философия кризиса, отчаяния.
  • Основная идея – одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
  • Центральная идея – отчуждения личности от общества. Он связан с обезличиванием, деперсонализацией общества. Э. предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или философского порыва»
  • Существование – чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий. Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция.
  • Именно в пограничных состояниях – смерти, катастрофы открывается бытие.
  • Типичные чувства человека – обреченность, страх, тревога. Но это неопределенный, беспричинный страх. Эти чувства обнаруживают человеческую индивидуальность, т.е. свободу. Свободным может быть и раб, т.к. никакие внешние силы не могут лишить его свободы.

Свобода – это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам, рациональным соображениям, расчету. Свобода – акт протеста, бунта, восстания.

Подлинная свобода – «свобода для» начинается по ту сторону от социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть только «свобода от».

Феноменология


  • Эдмунд Гуссерль –
  • (1859-1938),
  • немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения.

Феноменология

  • Имеет два направления: идеалистическое (Э. Гуссерль, реалистическое М. Шелер)
  • Критика позитивизма за «подвешенные в воздухе конструкции и случайные находки, поверхностно поставленные проблемы, передаваемые из поколения в поколение как истинные проблемы» (М. Хайдеггер).
  • М. Хайдеггер: «Выражение «феноменология» означает прежде всего концепцию метода…: назад к вещам!».
  • Это философия реальности. В ее основе – неопровержимые факты, очевидное (стабильные очевидности).
  • Эти очевидности находятся в сознании.

Феноменолога интересуют не частности, а всеобщие вещи. Его не интересует вопрос «Почему?», его интересует вопрос «Что?», т.е. сущность вещи.

Феноменологический анализ вникает в состояние стыда, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с позиций сущности.

Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт – это то, что происходит здесь и сейчас. Но сознание вместе с фактом улавливает и сущность. Например, в разных ситуациях слушая то кларнет, то виолончель, мы говорим о сущности – музыке.

Реальны лишь единичные факты.

  • Реальны лишь единичные факты.
  • В сознании есть модусы типологизирующие вещи.
  • Сознание обладает таким качеством как интенциональность – направленность на объект. Я не вижу ощущения цвета, но вижу окрашенный объект.
  • Интуиция – начало всех начал.
  • Важнейшее понятие феноменологии – «жизненный мир».

Герменевтика

ХАЙДЕГГЕР, МАРТИН (Heidegger, Martin) (1889-1976)

Герменевтика


Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.

Представители г. озабочены жестким противостоянием субъекта и объекта, науки и искусства.

Духовная целостность – жизнь, должна постигаться непосредственно. Понимание собственного мира достигается путем самопознания, понимание чужого мира – путем вживания, сопереживания, вчувствования.

Понимание – есть постижение смыслов, оно достигается в результате анализа феноменов.
  • М. Хайдеггер считал, что бытие открывается в языке. Язык – это обиталище человека. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, себя и других.
  • Важнейшей особенностью понимания является герменевтический круг – для понимания целого необходимо понять отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представления о целом. Например, в науке г.к. образуют факты и теория. Факты отбираются на основе теории, а теория строится на основе фактов.
  • Человек всегда находится в круге понимания – г.к. Понимание – это само бытие. Человек – это понимающее бытие.

Психоанализ

Психоанализ З. Фрейда


Психика

Сознание («Я»)

Бессознательное

Сверхсознание

(«Супер-Я», «Супер-Эго», )

Подсознание («Оно», «Ид»)

Психоанализ К. Г. Юнга


Психика

Сознание

Бессознательное

Индивидуальное

бессознательное

Коллективное

бессознательное

(архетипы)

Аналитическая философия

  • Цель – создать новую логику, формализованный язык, который стал бы достойной заменой естественного языка.
  • Б. Рассел: философия – логика, т.к. ее цель – установление истинности или ложности. Знание дано нам непосредственно в чувствах. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в других терминах.
  • Витгенштейн: мысль выражается в языке, а значит именно язык есть граница мышления.
  • Есть только один мир – фактов, событий, который описывается совокупностью всех естественных наук.
  • Предложение – это картина мира, она имеет с последним одну и ту же форму. Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы выразить в предложении. Смысл предложений выражают факты.
  • Правомерность старых философских систем ставится под сомнение. Философия понимается как наука (Рассел) или как деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).

Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гёдель)

  • Отрицание метафизики. Каждая область действительности определяется определенной наукой для метафизики нет поля приложения.
  • Разделение на аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения определяют истинность через собственное содержание («В квадрате все углы прямые»), истинность синтетических устанавливается эмпирически («На столе лежит книга»). Поэтому и науки можно разделить на экспериментальные и теоретические. Философские предложения бессмысленны.
  • Верифицируемость (проверяемость). Любое предложение должно быть проверено и сведено к элементарным предложениям.
  • Физикализм – убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны сводиться к предложениям физики.
  • Эмотивизм в этике. Моральные суждения не поддаются верификации.

Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун)

  • Поппер: задача эпистемологии (философии научного познания) – не поиск теории, а разрешение проблемы роста знания. Рост знания приводит к критике существующего знания – критический рационализм.
  • Изучал логику научного открытия, считал, что ученые пользуются гипотетико-дедуктивным методом. Ни одна теория не подтверждена окончаиельно, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Теория подтверждена ошибками (принцип фаллиболизма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, но можно опровергнуть (принцип фальсификации).
  • В мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Старая теория отвергается полностью.


Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них в ядре содержит несколько теорий.

«Твердое ядро» переходит из одной программы в другую. Когда оно будут разрушено, нужно будут переходить от одной программы к другой.

Фейерабенд сторонник несоизмеримости теорий. Они дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Возможность универсального знания им отрицается.
Учащиеся разрабатывают таблицу по стратегии HIPP / HIPPО, отображающую, насколько сильно культура (музыка, живопись, философия, кинематограф ) второй половины XX века повлияла на духовное развитие человечества Какое влияние оказали деятели культуры ХХ века на духовное развитие человечества.

H -

Historical context –Исторический контекст



I

Intended audience –Целевая аудитория



P

Purpose (author’s) –Цели автора



P

Point of view (author’s) –Точка зрения автора



/O

Outside information- Дополнительная информация



С

Context/Контекст - что происходило в то время, когда документ был создан? Как это может повлиять на важность события?

A

Audience/Аудитория – Кому это было адресовано? Кто должен был это увидеть, прочесть? Как это может повлиять на весомость доказательств?

P

Purpose/Цель - Что автор намеревался сделать? Почему это может повлиять на значимость события?

S

Supporting evidence/ Подкрепляющее доказательство

Что автор намеревался сделать? Почему это может быть важным, весомым?

Рефлексия