Файл: Взаимосвязь права и государства (Понятие и признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы вытекает из того, что без изучения функций и признаков как государства так и права не может существовать полноценное общество.

Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, источником конфликтологической морали права являются споры. Споры о взаимосвязи государства и права имели место, как в далеком историческом прошлом, так и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют несколько подходов по соотношению государства и права.

Решение проблемы соотношения права и государства находится в прямой зависимости от того, как тот или иной мыслитель решает данный вопрос. Большое количество ученых соотносили право и государство исходя из своих понятий государства и права, поэтому в наше время существует огромное количество концепций взаимодействия права и государства.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области теории государства и права российских юристов – ученых, таких как: Абдулаев М.И., Алексеев С.С., Архипов С.И., Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А., Борисов Г.А., Бошно С.В., Венгеров А.Б., Власенко Н.А.,

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Доржиев Ж.Б., Матузов Н.И., Малько А.В., Мелехин А.В., Морозова Л.А., Нерсесянц В.С., Петренко А.В., Пиголкина А.С., Протасов В.Н., Сырых В.М., Хропанюк В.Н., Цыганов В.И., Шевчук Д.А., Якушев А.В.

Объектом данной курсовой работы являются «отношения» между государством и правом, их влияние друг на друга.

Предметами курсовой работы являются государство и право.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи между государством и правом.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и признаки государства.
  2. Рассмотреть понятие и признаки права.
  3. Рассмотреть влияние государства на право.
  4. Рассмотреть влияние права на государство.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны.

В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, классификация. В данной работе были использованы основные принципы общетеоретического исследования государства и права: историзм(рассмотрение государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи); конкретность(учет всех условий, в которых находятся объекты познания. Выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций развития); плюаризм(многоаспектность в исследовании). Так же широко использовались логические приемы, такие как: анализ(выявление структур государства и права, фиксирование их составных элементов, установление взаимосвязи); синтез(обобщение данных полученных в результате исследования); индукция(изначальное познание первичных сторон или свойств государства и права, с последующим обобщением полученных знаний).


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Государство и право

1.1 Понятие и признаки государства

«Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия "государство", однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства- это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в
экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у
власти.

Государство является организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем
каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.


Государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.

Государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

Государство обладает публичной властью, не совпадающей со всем
населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в
государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта
публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей –
первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию,
тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников,
специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле
экономически господствующего класса.

На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии,
полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги

В отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой
контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят
общеобязательного характера и распространяются только на членов данной
общественной организации.

Государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует само себя и издает
общеобязательные правила поведения (законы).

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий[1]

«Государство - это универсальная политическая организация, обладающая суверенитетом, особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, придающая своим веления общеобязательную силу, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[2]


Исходя из общих характеристик государства, выделяют несколько его признаков:

  1. Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть.
  2. Население - совокупность индивидов, объединенных территориально и гражданством[3].
  3. Власть - способность и возможность управлять поведением других лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.
  4. Государственный аппарат - аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.
  5. Суверенитет - означает верховенство государственной власти внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти[4]. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен суверенитетом народа; вне страны - принятыми нормами отношений между государствами[5].
  6. Денежная система.
  7. Система налогообложения.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы.

Вывод: В данном параграфе были рассмотрены некоторые понятия государства. Были выделены основные признаки государства: территория, население, власть, суверенитет, государственный аппарат, денежная система, система налогообложения. Исходя из признаков было сформулировано определение государства, как универсальной политической системы.

1.2 Понятия и признаки права

Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

«Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство[6]


Право, есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

  1. людей;
  2. отношения между людьми (общественные отношения);
  3. поведение субъектов общественных отношений.

«Содержание права определяется потребностями общественного разви­тия, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании[7]

Право по своей природе есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса соци­альных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной сво­боды индивида.

«Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реаль­ный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что оз­начает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от сво­ей сущности[8]

Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности, оно действует, как типовой регулятор адресаты которого опре­делены не конкретно, поименно, а общими признаками. Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа­ют в процесс регулирования всякий раз когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся социально по­лезных отношений и поступков людей.

«Действие права основано на принципе применения равных мер к участни­кам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства)[9]

Нормы права должны быть объективированы, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

С точки зрения внутренней организации, право - система состоящая из элементов связанных целесообразными отношениями и взаимодействующих друг с другом.

«Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную норматив­ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества[10]