Файл: Методы выбора проектов(Сущность инвестиционного проекта на предприятии и его структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Методы выбора проектов на примере ООО «Первый мясокомбинат» является актуальной на современном этапе развития мировой экономики и представляет интерес как для экономистов – теоретиков, так как в работе изучены методические подходы определения эффективности инвестиционных проектов, так и для практиков, поскольку освещены аспекты применения подходов в практике хозяйствования.

Актуальность темы вызвана тем, что инвестиционная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходит новая модель управления – инвестиционный менеджмент.

В работе исследована инвестиционная деятельность ООО «Первый мясокомбинат» – ведущего производителя колбасных изделий области.

ООО «Первый мясокомбинат» - одно из знаменитых и исторических предприятий мясоперерабатывающей промышленности Российской Федерации.

Но возраст сказывается лишь на его традиции выпускать качественную продукцию. Особенность мясокомбината заключается в том, что он закупает и перерабатывает скот, и полученное после забоя мясо в охлажденном виде направляется в колбасный цех для выработки колбас и полуфабрикатов. Используется технология выработки продукции из парного мяса.

Мясокомбинат вырабатывает четыре вида майонеза, горчицу, три вида котлет, три вида пельменей, различные полуфабрикаты.

Продукция пользуется спросом в Москве и области, Нижнем Новгороде, Владимире, Рязани и других городах.

Последствия кризиса значительно ухудшили рыночную конъюнктуру, однако дирекция предприятия разработала и стала выпускать другую продукцию, которая по карману и более неимущим слоям населения, и, что главнее, подходит людям с различными заболеваниями, которым нужны менее калорийные продукты питания, (например, производство колбас из тыквы).

Главная заповедь производства продукции ООО «Первый мясокомбинат» - продукция должна быть безопасной. За этим на комбинате следят опытные лаборанты, которые ежедневно осуществляют и входной контроль сырья, и качество готовой продукции. Работает здесь пять ветеринарных врачей. И, как результат, все из более 1 400 проб, взятых с продукции предприятия в прошлом году Центром санэпиднадзора, были признаны стандартными.


Подобные регулярные проверки дисциплинируют и сотрудников, а надо заметить, коллектив здесь сплоченный. Специалисты высоквалифицированные, большинство работает по двадцать лет. Тем не менее и учиться не считают зазорным. Недавно все они прошли переподготовку в Московском научно-исследовательском институте, что является инновацией в кадровом менеджменте, особенно в сфере пищевой промышленности, так как отечественные предприятия еще не осуществляют данные мероприятия в системе управления персоналом.

Но какое бы совершенное оборудование ни было на предприятии, какие опытные бы люди здесь ни работали, очень многое во вкусовых качествах, да и вообще в качестве продукции, зависит от сырья. На мясокомбинате убой скота, привозимого с хозяйств и от частников своего района, осуществляют сами, на то он и комбинат, тем и отличается от просто колбасных цехов. А так как имеется убойный цех, то и сырье для производства мясных изделий поступает свежее, что тоже положительно сказывается на качестве готовых изделий.

Во втором разделе проведено исследование предприятия, изучены его основные показатели финансово – хозяйственной деятельности, а также дана оценка процессу управления инновационными разработками, рассмотрена методика определения рыночной стоимости нововведений.

Третий раздел рассматривает возможные направления развития инвестиционной деятельности, представлен проект по производству соевых колбас.

Срок, в котором рассматривается настоящий документ, составляет 3 года.

Кроме того, данные инновации приведут к существенному расширению ассортимента производимой продукции, возможному увеличению выручки, так как в современных условиях спрос спал на продукцию комбината, что вызвано сокращением реальных доходов населения.

Рассчитанные возможные сценарии развития проекта дают основания полагать о том, что выпуск соевых колбас защищен от повышения инфляции до 20%.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Сущность инвестиционного проекта на предприятии и его структура

Инвестиционный процесс напрямую связан с предпринимательской деятельностью. В широком смысле термин «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». При этом с данным процессом связаны два фактора – время и риск. Любое использование совокупности природных, производственных, информационных и финансовых ресурсов требует осмысления целей и принятия решения о создании и внедрении в жизнь различных новшеств. Деятельность предприятий, учреждений и организаций государственного, предпринимательского и общественного секторов требует использования эффективных методов управления функционированием и развитием организаций, основанных на методологии проектного подхода [3, c. 204].

Принятие определенных предпринимательских решений в своем развитии проходит несколько стадий: научные исследования; инженерную практику; производство нового продукта; использование готовой продукции. Совокупность указанных стадий составляет понятие проекта [7, c. 15].

Инвестиционным проектом называется обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, под термином «инвестиционный проект» следует понимать систему сформулированных в его рамках целей, комплекс организационно-технической документации, нормативных положений, совокупность используемых в процессе предпринимательской деятельности трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов [4, c. 113].

Целью указанных мероприятий является реализация и создание физических объектов, принятие управленческих решений и в конечном итоге получение прибыли или положительного результата от предпринимательской деятельности. При этом понятие «инвестиционный проект» может употребляться в следующих значениях: дело, деятельность, мероприятие, осуществление комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных результатов; система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий, или их описание [16, c. 249].

Таким образом, под инвестиционным проектом следует также понимать обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе подготовку необходимой проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций. Указанное определение трактуется в законе «Об инвестиционной деятельности». Классификация инвестиционных проектов может быть определена по нескольким признакам. На сегодняшний день существует чрезвычайное многообразие проектов, возможных в реальной жизни. В работах ряда авторов проекты классифицируются по разным признакам: по форме вложения иностранного капитала, целям создания, характеру участия инвестиций, периоду инвестирования, форме создания, масштабам, степени радикальности и сфере вложения.


1.2 Современные методы отбора инвестиционных проектов

Скрининговые решения при оценке проектов основываются на определении инвестиционной привлекательности потенциальных партнеров проекта.

Инвестиционные предложения/проекты оценивают в соответствии с тем, будут они иметь прибыль равную или большую, чем необходимо инвесторам. Выбор обоснованных инвестиционных решений проводят так, чтобы они обеспечивали оптимальное использование ограниченных ресурсов и средств для достижения социально - экономического роста предприятия.

Наиболее часто для оценки проекта используют проектный анализ, так как его результаты дают конкретный «ответ» на вопрос инвестора: «Стоит ли вкладывать деньги в данный инвестиционный проект?». Всякая новая информация может дать повод для переоценки и изменить решения, ранее принятые в ходе подготовки проекта.

Для каждого раздела проектного анализа существует своя методика его проведения. Объем количественной и качественной информации претерпевает существенные изменения в зависимости от характера рассматриваемых затрат, выгод или иных факторов.

Финансовые прогнозы, относящиеся к количественным аспектам анализа, содержат существенный качественный элемент, вытекающий из присущих прогнозированию факторов неопределенности [22, c. 168].

Цель скринингового анализа – создание системы критериев различного направления и характера для уточненной оценки инвестиционного проекта. В процессе анализа и отбора возможных критериев автором проводилась оценка трех предприятий, подготовивших инвестиционные проекты. Были выделены несоответствия в рассчитываемых показателях. Например, показатели ликвидности невозможно было сопоставить с нормативами, так как имеются существенные различия в полученных результатах. Из-за постоянных изменений в методике расчета прибыли показатели, связанные с ней, сложно интерпретировать однозначно, так как система показателей финансового анализа не учитывает специфику экономики России на данный момент.

Финансовый анализ должен осуществляться по тем показателям, которые знакомы и принимаемы потенциальными инвесторами. Для этого многие специалисты рекомендуют проводить перевод формата наших финансовых отчетов в международный стандарт и только тогда рассчитывать финансовые показатели по известным формулам. Эта процедура уже доведена до уровня «автомата» и не представляет сложности для наших предприятий [5, c. 306].


Но с процедурой выбора метода проведения анализа существуют некоторые проблемы. Значительная сложность заключается в выборе способа анализа. Западные специалисты проектного и финансового анализа используют два основных метода: метод сравнения со среднеотраслевыми показателями, который проблематичен из-за отсутствия доступной и необходимой информации, а также способ «сравнения финансовых показателей с лидером в отрасли», что также проблематично из-за ограниченного доступа к информации.

Для решения задачи анализа и оценки финансовой привлекательности предприятия нами разработана система финансовых показателей, которая имеет следующие направления: оценка имущественного состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект; финансовая устойчивость предприятия, реализующего инвестиционный проект; платежеспособность; прибыльность; рентабельность предприятия, реализующего инвестиционный проект [2, c. 119].

Так как потенциальный инвестор преследует свои интересы при инвестировании проекта, довольно трудно найти интегральный показатель или систему показателей, которые удовлетворяли бы требования инвестора.

В теории принятия решений известен метод анализа иерархий, заключающийся в декомпозиции и анализе причинно-следственных связей. Данный метод заключается в декомпозиции проблемы на более простые составляющие части, а также в обработке суждений лица, принимающего решение, по парным сравнениям. В результате может быть получена относительная степень взаимодействия элементов в иерархии. Так как иерархия – это некоторая абстракция структуры системы, то система представляется совокупностью критериев, которые группируются в несвязанные множества, находящиеся между собой в определенных отношениях.

В методе анализа иерархий критерии сравнивают попарно по определенной шкале относительно их влияния на общую характеристику.

Применение метода анализа иерархий позволяет провести содержательное и формальное описание объекта исследования, выявить его особенности, тенденции возможных направлений его развития. Несмотря на то, что метод не имеет строго научного обоснования и относится к эвристическим методам, он находит все большее распространение благодаря простоте и наглядности.

Совместно с сотрудниками кафедры экономической кибернетики и информатики Московского государственного университета строительства и архитектуры была разработана электронная модель этого метода (программа МАИ), позволяющая упростить его применение [13, c. 204].