Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Пенсия по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формула по расчету размера пенсии по инвалидности выглядит так: ПК/(Т х К)+Б

Для того, что бы воспользоваться данной формулой необходимо знать значения букв:

ПК - это сумма пенсионного капитала инвалида;

Т - это количество месяцев, которые устанавливаются каждый год государством, так в 2011 году это 204 месяца, в 2012 году- 216 месяцев;

К - продолжительность страхового стажа по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Таким образом, для инвалидов возрастом до 19 лет данное значение равняется 12 месяцам, при этом данное значение увеличивается на 4 месяца с каждым годом. Например, если инвалидность устанавливается гражданину, чей возраст составляет 21 год - его значение, которое вставляется в формулу равно 20 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии. Именно он ежегодно индексируется.

Базовый размер зависит от количества иждивенцев, так для инвалидов 1 группы, у которых иждивенцев нет эта сумма составляет 6557 рублей; с 1 иждивенцем - 7650 рублей; с двумя иждивенцами - 8742 рубля; с тремя иждивенцами - 9835 рублей.

Соответственно для инвалидов 2 группы данные цифры выглядят так: 3278 рублей, 4371 рубль, 5464 рубля , 6557 рублей. А для инвалидов 3 группы так: 1639 рублей, 2732 рубля, 3825 рублей и 4917 рублей.

Для жителей крайнего Севера фиксированный базовый размер трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент. .[12, c.145]

Глава 2. Виды пенсий по инвалидности

2.1 Пенсия по инвалидности на общих основаниях

Общие основания, определяющие право на пенсию по инвалидности, - это все основания, кроме тех, которые предусмотрены для военнослужащих. К пенсиям, назначаемым на общих основаниях, относятся, следовательно, пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания. На этих основаниях устанавливается пенсия по инвалидности лишь по Закону 1990г.

Все пенсии по инвалидности в зависимости от условий, которые определяют право на пенсию на общих основаниях, подразделяются на две группы: пенсии, назначаемые независимо от продолжительности общего трудового стажа, и пенсии, для назначения которых требуется определенный общий трудовой стаж.

К первой группе относится пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и пенсия по инвалидности вследствие профессионального заболевания, а также пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, если инвалидность наступила в возрасте до 20 лет. Во всех этих случаях для назначения пенсии достаточен соответствующий факт - трудового увечья, профессионального заболевания, наступления инвалидности до 20 лет в сочетании с фактом трудовой или иной общественно полезной деятельности.


Ко второй группе, когда для назначения пенсии необходим определенный общий трудовой стаж, относится лишь пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, за исключением пенсии гражданам, инвалидность которых наступила в возрасте до 20 лет.

Пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 5 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относятся к трудовым пенсиям, поэтому обязательным условием их назначения является наличие у лица общего трудового стажа.

Чтобы определить продолжительность общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности, надо знать следующее:

Во-первых, его продолжительность определяется одинаково как для мужчин, так и для женщин. В прошлом, до принятия Закона 1990 г., требования к трудовому стажу существенно различались - для мужчин требовался стаж больший, а для женщин - меньший. Выравнивание стажа объясняется просто: стаж снижен и, кроме того, в него ныне засчитываются некоторые периоды деятельности, которая выполняется, как правило, женщинами, - уход за маленьким ребенком, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и т. д.

Во-вторых, его продолжительность определяется по возрасту ко времени наступления инвалидности, а не по возрасту ко времени обращения за пенсией, как было установлено ранее. Изменение весьма существенное. Не так уж редко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко времени обращения за пенсией, следовательно, ниже оказываются и требования к продолжительности общего трудового стажа. .[11, c.193]

Требования к продолжительности общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности зависит от причины инвалидности.

В случаях, если причиной инвалидности является трудовое увечье, профессиональное заболевание, пенсия по инвалидности назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Указанные причины инвалидности устанавливаются в тех случаях, когда утрата профессиональной трудоспособности наступила, как правило, в момент выполнения лицом социально значимой деятельности (работы, учебы).

В случаях, если причиной инвалидности является общее заболевание, для назначения пенсии по инвалидности требуется общий трудовой стаж определенной продолжительности. Однако законодатель установил определенное исключение из этого правила для лиц, инвалидность которых наступила в молодом возрасте.

В остальных случаях для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности:


Если возраст до 23 лет, то требуется стаж один год, 23 года - один год плюс четыре месяца, 24 года - один год четыре месяца плюс еще четыре месяца (4 + 4 = 8 месяцев) и т. д. За каждый год возраста сверх 22-х лет требуемый стаж повышается на 4 месяца.

Предельная продолжительность требуемого стажа - 15 лет (15 лет требуется в возрасте 64 лет и старше). Требования к стажу, как видим, невелики: он составляет менее 1/3 того стажа, который человек мог приобрести после достижения трудоспособного возраста. Практически необходимый общий трудовой стаж для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания имеют все граждане, за крайне редким исключением. При этом учитывается, что для пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания юридическое значение имеет лишь общий трудовой стаж, что в него включаются многие периоды помимо трудовой деятельности, в соответствующих случаях он исчисляется в льготном порядке. .[11, c.185]

Иногда после назначения бесстажевой пенсии и до назначения пенсии вследствие общего заболевания проходит длительное время, в течение которого инвалид не работает и его общий трудовой стаж не увеличивается, а возраст повышается. Для таких инвалидов предусмотрен особый (льготный) порядок определения стажевых требований: при переходе с бесстажевой пенсии на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый трудовой стаж определяется по возрасту ко времени первоначального установления инвалидности. Это правило применяется, если перерыв в инвалидности не превышает пяти лет.

Выше отмечалось, что для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания необходим, как правило, определенный общий трудовой стаж. Несмотря на то, что требуется сравнительно непродолжительный общий трудовой стаж и в него засчитываются многие иные периоды общественно полезной деятельности, помимо работы и службы, у некоторых граждан полного стажа нет.

Закон 1990 г. предусматривает в таких случаях установление пенсии по инвалидности при неполном общем трудовом стаже. В отличие от прошлого такая пенсия устанавливается независимо от каких-либо дополнительных условий, в частности от времени наступления инвалидности (ранее условием назначения пенсии являлось наступление инвалидности I или II группы в период работы). Право на пенсию при неполном трудовом стаже предоставлено инвалидам I и II групп. .[12, c.157]


2.2 Пенсия по инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих

Пенсионное обеспечение по инвалидности, предусмотренное для военнослужащих, включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, регулируется двумя законами: Законом 1990 г. и Законом 1993 г. Различия между этими законами касаются не условий, а размеров пенсий и порядка их назначения.

Условий для назначения пенсии по инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, два: первое - наступление инвалидности в период военной службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы (в данном случае имеет значение время наступления инвалидности, а не время возникновения заболевания, которое в дальнейшем, прогрессируя, привело к инвалидности); второе - наступление инвалидности позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, но вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы (в данном случае не имеет значения, когда наступила инвалидность, важно, что она связана с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы).

Устанавливается пенсия независимо от каких-либо иных условий, причем в законе подчеркивается, что не имеет значения, в частности, продолжительность общего трудового стажа, в том числе военной службы. Эта пенсия, следовательно, также бесстажевая.

Получение травмы или заболевания во время военной службы подтверждается, как правило, соответствующими военно-медицинскими документами, а в течение трех месяцев после увольнения с военной службы - подробной выпиской из истории болезни лечебного учреждения, где лечится уволенный с военной службы, т. е. без военно-медицинских документов.

И в том, и в другом случае инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления инвалидности устанавливаются соответствующим органом медико-социальной экспертизы.

Как военнослужащим, т. е. на тех же основаниях, пенсия по инвалидности назначается гражданам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее упоминается лишь военная служба). При этом инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в период службы, приравнивается к военной травме, а инвалидность, наступившая вследствие иных причин, имевших место в период прохождения указанной службы, - к инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы. .[9, c.278]


Выше отмечалось, что пенсии по инвалидности на основаниях, предусмотренных для военнослужащих, могут назначаться по двум законам - 1990 г. и 1993 г.

В прошлом пенсионное обеспечение военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы осуществлялось в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях», а пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц (сохранена прежняя терминология) - на основании соответствующего постановления Совета Министров СССР. В связи с этим кадровые военнослужащие не могли получать пенсию по этому союзному закону, для них действовала особая пенсионная система.

Теперь положение иное - все категории граждан, проходивших соответствующую службу, могут обеспечиваться пенсией по инвалидности по российскому пенсионному Закону 1990 г., если им это выгодно. В то же время они вправе получать пенсию в соответствии с Законом 1993 г. Следовательно, им предоставляется возможность самим решить, на основании какого закона получать пенсию по инвалидности. Ныне это, к сожалению, лишь теоретическая возможность: пенсии по Закону 1993 г. значительно выше, и выбор практически предрешен в его пользу.

По Закону 1993 г. назначаются также пенсии партизанам Великой Отечественной и гражданской войн, если они занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами. По этому же закону может назначаться пенсия бывшим военнослужащим срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами.

Законом 1990 г. предусмотрено, каким категориям граждан, не являющихся военнослужащими, и при каких обстоятельствах пенсии по инвалидности устанавливаются в соответствии с этим законом на равных основаниях с военнослужащими, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Таких категорий три.

Первая категория - это граждане из числа рабочих и служащих, инвалидность которых наступила в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в районе военных действий во время Великой Отечественной войны при выполнении определенной работы. Они приравнены по пенсионному обеспечению к военнослужащим специальными решениями Правительства СССР, принятыми в 1942-1944 гг. и сохраняющими силу. Это работники морского флота, судов речного флота, работавшие в районах военных действий; медицинские работники судов морского и речного флота, плававшие в районах военных действий; работники плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации рыбной промышленности, работавшие в зоне военных действий; работники связи, работавшие в зоне военных действий; работники вольнонаемного состава, работавшие на возведении оборонительных рубежей в органах оборонного строительства и инженерных войск; работники прифронтовых участков железных дорог; работники фронтовых киногрупп и некоторые другие.