Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации
1.2 Сущность социального обеспечения
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет права социального обеспечения
2.2. Метод права социального обеспечения
Такая отличительная особенность правового регулятивного метода, а также неконтрактный характер института прав и обязанностей субъектов, в какой-то степени утратила свою универсальность, то есть распространилась на все виды отношений, в том числе и на проблемы социального обеспечения, без исключения. В настоящее время некоторые виды услуг предоставляются на договорной основе. Примером является предоставление медицинской помощи и лечения на основе договора обязательного медицинского страхования в поддержку заключения о том, что каждый застрахованный имеет полис медицинского страхования. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждается Правительством Российской Федерации.
Тем не менее, следует отметить, что большинство отношений социального обеспечения еще не регулируются на договорной основе. Кроме того, свобода выражения мнения сторон при заключении соглашения о предоставлении стандартных услуг в рамках правительственного списка ограничивается стандартной формой, утвержденной соответствующим государственным органом. В частности, стороны не могут по своему усмотрению расширять перечень услуг, изменять требования к качеству, снижать затраты, повышать ответственность за низкое качество или досрочное предоставление и устанавливать другие условия. Также практически невозможно отклониться от стандартной формы контракта, поскольку средства на внебюджетные фонды на социальные цели ограничены и носят строго целевой характер.
Субъектами социального обеспечения являются, с одной стороны, компетентный государственный орган социального обеспечения, с другой - человек или семья. В этом случае физическое лицо (или семья), в соответствии с условиями, установленными законом, является уполномоченной (законной) стороной, которая имеет гарантированное право, а государственное учреждение является обязанной стороной, которая не может отказаться от осуществления платежей или оказания услуг определенный объем и качество в пределах, утвержденных федеральным государственным, территориальным и муниципальным списком органов.
Если человек имеет право на различные виды материальной поддержки, у него есть возможность выбрать один из них, государственное учреждение не имеет такого права. Свобода выбора человека также содержится в правилах о том, когда следует осуществлять право на конкретный тип социального обеспечения или услуги. Например, закон не устанавливает крайний срок для получения пенсии для людей, которые имеют право на ее получение.
Отношения социального обеспечения отличаются четкой юридической формализацией поведения сторон. Все права и обязанности субъектов этих отношений определены законом и не могут быть изменены вашим соглашением. Даже в тех случаях, когда применение договора разрешено, отклонение от стандартных условий, утвержденных государственным органом, практически исключается. В некоторых отношениях (например, при предоставлении социальной помощи семьям с доходом на душу населения ниже прожиточного минимума) государственный орган наделен «дискреционными полномочиями», то есть он может проводить оценку ситуации и принимать решения по своему усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы разрешенной дискреционной меры ограничены законом или вытекают непосредственно из ее значения.
Как правило, возникновение, изменение или прекращение правоотношений по социальному обеспечению определяются сложным правовым составом: - начало социально-правовых основ безопасности; - обращение заинтересованного лица в компетентный государственный орган; - принятие государственным органом решения.
В случае предоставления разовых платежей или разовых услуг отношения прекращаются выполнением государственным органом своих обязательств.
Перечисленные особенности взаимоотношений в сфере социального обеспечения отражаются в методе правового регулирования следующим образом. Правовой статус субъектов права социального обеспечения не подпадает под классические рамки равенства или подчинения сторон, хотя одна из них является государственным органом (или учреждением). Участники отношений социального обеспечения экономически неравны, но административно независимы друг от друга.
Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежат только физическому лицу, а имущественные обязательства возлагаются на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, которые развиваются между государственными органами (или учреждениями) и отдельными лицами, когда они осуществляют свое конституционное право на социальное обеспечение, можно назвать координационными отношениями.[10]
Эти конкретные отношения требуют определенной комбинации правовых методов, чтобы влиять на поведение их участников (разрешения, запреты, обязательства). Основные права человека в области социального обеспечения устанавливаются с использованием разрешительных стандартов и выражаются в форме разрешений. Однако, когда они реализуются, люди должны выполнять определенные задачи. В частности, пенсионер должен информировать орган, выплачивающий пенсию, об обстоятельствах, которые приводят к изменению их размера или разрешения на выплату. Следовательно, правильное поведение уполномоченного лица (физического лица) достигается не только через авторизацию, но и через обязательство.
В большинстве случаев положения правовых норм устанавливают только компетенции людей. Поведение его второго участника - учреждения или государственного учреждения, без которого невозможно реализовать право человека на определенный тип социального обеспечения - регулируется позитивным обязательством.
Правовые нормы содержат указания на меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям. Подавляющее большинство граждан добросовестно пользуются правом на социальное обеспечение. Тем не менее, отдельные граждане ищут незаконные платежи или услуги, представляя фальшивые документы о трудовом стаже, профессии, условиях труда, заработке и других фактах, имеющих юридическое значение.
Закон о социальном обеспечении предусматривает только ограничительные меры наказания, которые заключаются в снижении уровня приемлемости для получателей платежей или услуг (например, сохранение переплаченной пенсии из-за злоупотребления; лишение временных пособий по нетрудоспособности в случае нарушения режим, предписанный врачом и т. д.)[11]
Ответственность распространяется на граждан, пользующихся социальным обеспечением только в случае вины. Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо недостоверную информацию, которые привели к чрезмерным выплатам по социальному обеспечению, могут классифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств дела и представлять собой элементы различных преступлений. В этих случаях применяются уголовные наказания, которые не связаны с законом о социальном обеспечении.
Наказания застрахованным лицам (работодателям и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов за создание внеэкономических социальных фондов выходят за рамки закона о социальном обеспечении, поскольку они связаны с обучением, а не с распределением этих средств.
Можно обжаловать решение государственного органа или должностного лица в случае споров, связанных с предоставлением пенсий, пособий или социальных услуг, как на административном, так и на судебном уровнях. Еще одной особенностью метода закона о социальном обеспечении является сочетание централизованных и локальных методов установления прав и обязанностей юридических лиц.
2.3. Система права социального обеспечения
Современная наука рассматривает систематику как одно из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов исследования объекта (компонента, структуры, функции), которые в совокупности обеспечивают более глубокое понимание всей системы.
Центральным аспектом системного подхода является под-аспект исследования, который позволяет ответить на вопрос, из каких частей состоит вся система.
Компонентами правовой системы являются: отрасли, учреждения, правовые стандарты и другие субъекты среднего уровня (подсекторы, подинституты). Конституционные права (отрасли, институты, стандарты) проявляют свою нормативную собственность только в определенных пределах и формах. В частности, промышленность обеспечивает регулирование внутри определенной группы социальных отношений, а правовая норма затрагивает только определенные аспекты определенных социальных отношений.[12]
Верховенство права является основным элементом системы, которая обладает способностью регулировать поведение участников общественных отношений. Стандарт может выражать общие и основные положения, которые также применяются ко всему комплексу социальных отношений в целом, или устанавливать правило для одного типа отношений, который является частью отрасли. В этом отношении отраслевые стандарты являются общей и особенной частью.
Общая часть отраслей права социального обеспечения включает стандарты, отражающие принципы и цели правовых стандартов, основные права человека в области социального обеспечения, определяющие компетенцию Российской Федерации, его субъекты и органы местного самоуправления в области правовых стандартов социального обеспечения.
Специальный раздел состоит из стандартов, которые определяют условия предоставления определенных видов гарантий. Эти группы стандартов образуют институты юридической отрасли. Например, могут быть упомянуты следующие учреждения: пенсии, пенсии по инвалидности, потеря кормильца, трудовой стаж, пособия по безработице, временная нетрудоспособность и т. Д. В учреждениях правовые нормы также определяются по конкретной системе с учетом структуры правовых отношений, единства и разнообразия норм.назначается по разным причинам. В частности, в пенсионных учреждениях можно отличить пенсии работников от социальных пенсий. В свою очередь, среди правил, регулирующих условия предоставления пенсионных пенсий, есть общие правила, определяющие субъекты и содержание правовых пенсионных отношений, правовые факты, которые порождают, изменяют или прерывают эти правовые отношения и правила специальные, которые устанавливают льготные причины для выплаты пенсий с учетом вредности, тяжести, природных и климатических условий труда, а также продолжительности службы.
Отраслевая система права должна быть отделена от системы законодательства. Система законодательства с различной степенью обобщения развивает и консолидирует отраслевую систему. Систему законодательства можно определить как совокупность положений о социальном обеспечении с внутренним единством и взаимосвязью, отражающих структуру отрасли права.
Структура сектора получает наиболее последовательное выражение в едином сводном нормативном акте, таком как Принципы закона или Кодекс. К сожалению, до сих пор нет такого нормативного акта в сфере социального обеспечения. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 93 года являются кодифицированными законами, но содержат нормы, относящиеся к различным отраслям права и связанные с широким кругом вопросов, а не только с условиями предоставления услуг здравоохранение как часть обязательного медицинского страхования.
Такая ситуация существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, приводит к несоответствиям в регулировании одних и тех же отношений и приводит к дублированию стандартов.
Попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречия в переходный период; сложная экономическая ситуация в стране; отсутствие единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; различные отношения социального обеспечения; постоянная реформа административных органов социального обеспечения.
В то же время разработка и принятие основ законодательства или кодекса без исключения позволили бы существенно обновить и развить все институты и стандарты права социального обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что социальное обеспечение теперь следует понимать как выражение социальной политики государства, направленной на поддержку государства определенных категорий граждан из государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных ресурсов в тех случаях, которые на данном этапе делают его существенным социальным. Разработкой признается стандартизация социального статуса этих граждан по отношению к остальным.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.