Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Концепция социальной защиты населения в Российской Федерации
1.2 Сущность социального обеспечения
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет права социального обеспечения
2.2. Метод права социального обеспечения
До 60-х годов считалось, что отношения материальной поддержки граждан в старости и в случае инвалидности регулируются трудовым, колхозным и административным законодательством. В частности, отечественная наука касалась: - отношений для обеспечения рабочих и служащих и членов их семей в старости, в случае инвалидности, потери кормильца κ предметом трудового права; - отношения по обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» к предмету закона о колхозах; - отношение к предоставлению в этих же случаях лиц, занятых на государственной службе, - к субъекту административного права.[4]
Основным критерием включения этих отношений в предмет конкретной отрасли был характер общественно полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза, военная служба, государственная безопасность или органы внутренние дела и т. д.
Правила, регулирующие отношения в области здравоохранения, а также содержания и обучения детей в детских садах, не изучались ни в одной области права. Некоторые вопросы рассматривались только в контексте административного или семейного права.
Впервые идея о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, была высказана Б. С. Андреевым в 1966 году. Во время симпозиума по социальному обеспечению в Праге. Затем он сформулировал концепцию темы и методы в области права социального обеспечения и разработал принципы правового регулирования отношений социального обеспечения. С. Андреев предположил, что предметом права социального обеспечения должны быть отношения, отвечающие следующим критериям: - одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим - государство в лице органов управления или объединений, представляющих государство с соответствующим органом или коллективными органами сельского хозяйства; - Отношения между субъектами являются питательными, и государство должно обеспечить соответствующие виды безопасности: - Эти отношения обеспечивают защиту от средств для инвалидов, работников образования и здравоохранения.
Если конкретное отношение не соответствует этим критериям, его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, созданные в рамках сбора средств социального обеспечения, связаны с финансовым законодательством и отношениями между управлением социальным обеспечением и административным правом.
Считается, что эти критерии сохраняют свою научную ценность в наше время. Учитывая новые социально-экономические условия, эволюцию механизмов финансирования, появление новых социальных угроз и других факторов, они могут в слегка измененной форме служить в качестве руководящих указаний. Самое главное - охарактеризовать предмет права социального обеспечения.
Субъектом права на социальное обеспечение может быть как отдельный человек, так и семья в целом. В качестве лиц, имеющих отношение к социальному обеспечению, могут быть задействованы: граждане Российской Федерации, иностранцы, подпадающие под действие соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
Государственные органы, выступающие вторым субъектом в этих отношениях от имени государства, весьма разнообразны. К ним относятся: органы Министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, муниципальные органы власти и некоторые другие органы.
После изъятия фондов социального обеспечения из-под контроля и управления профсоюзами (т.е. создания Фонда социального страхования Российской Федерации) они больше не могут действовать от имени «государства в сфере социального обеспечения». Профсоюзы только поддерживали функцию общественного контроля над правильным накоплением и своевременной выплатой пособий по социальному обеспечению, организуя досуг в компаниях, учреждениях и других торговых структурах независимо от собственности.
Коллективные компании также в настоящее время не вовлечены в государственные отношения с социальным обеспечением. Но сельскохозяйственные кооперативы, ассоциации агрохолдингов, могут создавать добровольные формы социального обеспечения на сельскохозяйственных, отраслевых и региональных холдингах в дополнение к государственной системе.
Связи с общественностью по распределению средств из негосударственных социальных фондов (в том числе союзов, кооперативов, благотворительных организаций и т. Д.) Не включены в предмет закона о социальном обеспечении.
Вторым критерием, предложенным Б. С. Андреевым для отличия отношений социального обеспечения от других групп социальных отношений, является их «пищевой» характер. Однако это мнение разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Е.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь между социальным обеспечением и работой, несмотря на признание того, что пенсия по старости не является платой за прошлую работу, и что часть средств из государственных потребительских фондов обычно распределяется без взятия с учетом трудового вклада. В то же время, опираясь на расчеты демографов и социологов, они заметили, что каждый человек в своей профессиональной жизни производит гораздо больше, чем потребляет. Если принять во внимание средний возраст работы, который начинается в 19 лет, и выход на пенсию в 62 года, в возрасте 28 лет деньги, потраченные на него в детстве, детстве и будущих пенсиях, будут полностью возвращены обществу в дополнение к расходам на образование. , жилье и другие социальные пособия. Таким образом, рабочие «оплачивают» будущие социальные расходы заранее.
Однако, согласно современным экономико-демографическим расчетам, вопрос об экономических результатах жизни поколений решается не столь четко. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных пределах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение с быстрым ростом производительности труда подходит к концу жизни с отрицательным балансом. Чем больше рост производительности труда, тем выше вероятность того, что прибыльность поколения будет отрицательной при любых темпах роста населения.[5]
Следующие дополнительные соображения могут быть также сделаны по вопросу неравенства в отношениях социального обеспечения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие сферы социальной сферы финансировались после ежегодного перераспределения средств федерального бюджета, а не из-за валового внутреннего продукта, созданного в стране в последний период, реальная стоимость которого менялась каждый год.
Во-вторых, право на социальное обеспечение было изобретено, в частности, одним человеком. При реализации субъективного права на пенсию, субсидию или услугу уполномоченный гражданин получил ее бесплатно, без эквивалентности, но нормализовал ее с учетом прошлой работы и других общественно полезных видов деятельности, а не в отместку за работу, такую как правильно указал Р.И. , Иванова.
В современных условиях понятие «еда» претерпевает определенную трансформацию. Это будет подробно обсуждаться в следующем параграфе о методе правового регулирования.
Что касается третьего компонента, связь с фондами для людей с ограниченными возможностями утратила свое значение, потому что их больше нет. Кроме того, они всегда существовали только как часть государственного бюджета и никогда не выделялись, то есть не функционировали как независимые финансовые системы. Но акцент на специальные источники финансирования остается актуальным.
Создание новой системы сбора и резервирования средств для конкретных целей социального обеспечения началось с создания в 1990 году Пенсионного фонда Российской Федерации и ее территориальных отделений. В 1993-1994 гг. Фонд социального страхования Российской Федерации, Национальный фонд занятости Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также его региональные и местные отделения был создан. Средства этих фондов состоят из: - обязательных страховых взносов от работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, других категорий работающих граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; - средства из бюджета Российской Федерации; Доходы от вложения части средств временно излишки; добровольные взносы от частных лиц и компаний; - другой доход.
Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.
Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно.[6]
Как уже отмечалось, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. Можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных социальных фондов и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения материальной поддержки в старости, с наступлением инвалидности, в случае потери кормильца, с временной нетрудоспособностью, с безработицей; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощь семье в содержании и воспитании детей; - отношения по оказанию денежной помощи малоимущим; - Отношения по предоставлению бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральных и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатным социальным услугам для инвалидов, престарелых и других слоев населения в рамках установленных государственных списков и т. д.
Тема отрасли права социального обеспечения также включает в себя отчеты, полученные в результате реализации этих материальных отношений.
Это контрастные отношения. Содержание этих отчетов - установление юридических фактов, которые принимают решения по вопросам социального обеспечения. Процессуальные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, устанавливать юридические факты); - существовать одновременно с ними (например, путем изменения группы инвалидности); - заменить один и генерировать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
В отличие от материальных отношений, в процессуальных отношениях одна сторона является индивидуальной, а другая может быть не только государственным органом, но и государственным учреждением. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями: - бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - в связи с определением причины и группы инвалидности; - различными видами лечебных учреждений - о признании факта временной нетрудоспособности; - органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти; - органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении; - архивными учреждениями и др..
Процессуальные отношения могут существовать между следующими лицами и государственными органами для принятия решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения: - агентства для целей государственной пенсии; - бюро по трудоустройству и т. д.
На вопрос о включении отношений, возникающих в результате урегулирования споров или разногласий в области социального обеспечения, в предмет социального обеспечения нельзя дать четкого ответа. Эти отношения могут возникать на разных этапах реализации права человека на определенный тип социального обеспечения. Споры относительно назначения различных видов социального обеспечения, отчислений и взыскания переплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения и в случае возникновения спора в суде.[7]
По словам Е.Г. Тучковой, процессуальные отношения регулируются правилами различных отраслей, поскольку право на социальное обеспечение не предусматривает специальной процедуры разрешения споров. Но какие отрасли автор не уточняет. Само собой разумеется, что когда спор рассматривается вышестоящим органом, возникают административные отношения, а когда он разрешается судом, возникают гражданско-процессуальные отношения. Б. С. Андреев, в частности, писал, что если спор будет разрешен под юрисдикцией суда, возникнут общие гражданско-правовые отношения.
Мнение о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчинения подверглось критике в юридической литературе. В частности, Р.И. Иванова указала, что эти отношения способствуют реализации материальных (правильных распределительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент властного подчинения. Кроме того, решения вышестоящих органов в порядке подчинения по вопросам социального обеспечения не являются юрисдикционными актами. Поэтому отношения, возникающие между отдельным лицом и различными государственными органами в связи с рассмотрением споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, должны быть включены в предмет права социального обеспечения.
Многие ученые выразили мнение, что целесообразно создать специализированные суды для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Такие суды существуют во многих экономически развитых странах и доказали свою практичность.
По сравнению с обычными гражданскими судами они рассматривают дела в более короткие сроки и в упрощенном порядке и позволяют быстрее и дешевле восстанавливать права человека, нарушенные в области социального обеспечения.
Если предложение об организации судебных органов в России с аналогичными функциями (например, мировых социальных судов) получит законодательное применение, отношения для рассмотрения дел и обжалования их решений будут включены в предмет права социальное обеспечение как процессуальные отношения.