Файл: Активизация учебнопознавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Выполнила студентка : Хатуева Аминат

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Группа: КПНК-2019

Преподаватель: Чупаха И.В.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык

Выводы по первой главе

2.Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников

Выводы во второй главе

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение

Объект исследования: процесс активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

2. Выявить средства и способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников

3. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня учебно–познавательной деятельности младших школьников.

4. Описать методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Глава 1.Теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык

2. Познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета.

Основные понятия :

О.Б. Даудова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно–ориентированного обучения и определении ее структурных компонентов . К ним причисляется:

Условиями для активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников являются:

К факторам, побуждающим учащихся к активизации учебно–познавательной деятельности относятся:

Приемами активизации познавательного интереса выступают:

Способами активизации учебно–познавательной деятельности на уроках русского языка является:

Выводы по первой главе

Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.

Глава 2. Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников.

Методики, направленные на выявление уровня сформированности учебно–познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка:

Уровни познавательной активности:

Метод обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения. Методы обучения бывают:

Развитие познавательной активности может осуществляться в разных формах учебной работы:

Заключение:

Спасибо за просмотр

«Активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Выполнила студентка : Хатуева Аминат

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Группа: КПНК-2019

Преподаватель: Чупаха И.В.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык

Выводы по первой главе

2.Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников

Выводы во второй главе

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение

Объект исследования: процесс активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

2. Выявить средства и способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников

3. Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня учебно–познавательной деятельности младших школьников.

4. Описать методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

  • Методы исследования : изучение научно–методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта, конкретизация теоретических знаний.
  • Практическая значимость заключается в подборе диагностических методик, направленных на выявление уровня учебно–познавательной деятельности младших школьников; описании методов и технологий активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Глава 1.Теоретические основы проблемы активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русский язык

  • 1.1. Понятие активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников в психолого–педагогических исследованиях
  • 1.2. Средства активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников
  • 1.3. Способы активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
  • Выводы по первой главе

2. Познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета.

3. Интерес к знаниям при правильной организации педагогом участия учащихся и целенаправленной образовательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности младшего школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения.

Основные понятия :

  • Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.)
  • Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а результаты собственной познавательной активности демонстрирует учащийся.
Признаками познавательной деятельности являются: - отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); - качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике); - характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности); - отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность).

О.Б. Даудова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно–ориентированного обучения и определении ее структурных компонентов . К ним причисляется:

  • Мотивационный компонент-включение младших школьников в активный учебный процесс;
  • Ориентационная составляющая – принятие младшим школьником цели учебно–познавательной деятельности, планирование и прогнозирование;
  • Содержательно–операционный компонент. Он состоит из системы передовых знаний ;
  • Ценностно–волевой компонент включает в себя такие качества личности, как внимание, волю;
  • Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе выполнения действия на основе сравнения результатов действия с выполняемой задачей.

Условиями для активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников являются:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;
  • включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • организация восприятия и наблюдения;
  • использование проблемных ситуаций;
  • ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
  • учет индивидуальных способностей учащихся;
  • формирование у учащихся положительного отношения к учению;
  • наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

К факторам, побуждающим учащихся к активизации учебно–познавательной деятельности относятся:

  • Творческий характер учебно–познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно–познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
  • Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.
  • Игровой характер проведения уроков представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.
  • Эмоциональное воздействие является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.

Приемами активизации познавательного интереса выступают:

  • обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов учебной работы;
  • правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;
  • физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке;
  • поддерживание позитивных эмоций;
  • применение игры и соревнования как дидактического приема.

Способами активизации учебно–познавательной деятельности на уроках русского языка является:

  • Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера;
  • Самостоятельное изучение теории;
  • Обучение нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем;
  • Создание условий для раскрытия собственного творческого потенциала обучающихся.

Выводы по первой главе

Из первой главы мы узнали что суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству .

Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.

Глава 2. Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников.

  • 2.1. Методики диагностического исследования учебно–познавательной деятельности младших школьников
  • 2.2. Методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников
  • Заключение
  • Список использованных источников.
  • Приложение

Методики, направленные на выявление уровня сформированности учебно–познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка:


Уровни познавательной активности:

  • Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.
  • Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.
  • Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя

Метод обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения. Методы обучения бывают:

  • словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);
  • наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия);
  • практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);
  • обучение через создание проблемных ситуаций.
Технологии обучения – это технология педагогических методов, технология построения учебного процесса, включающая в себя два взаимосвязанных этапа: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Выделяют следующие признаки технологии обучения:
  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и
  • учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
  • совокупность приемов, методов;
  • проектирование и организация процесса обучения;
  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
  • Любая технология обучения включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося;
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании

Развитие познавательной активности может осуществляться в разных формах учебной работы:

  • Круглый стол – это определенным образом – по кругу (по периметру прямоугольника) – расставленные столы или стулья. Такое расположение позволяет видеть всех участников и их реакцию на происходящее.
  • Мозговой штурм. Данная стратегия направлена на эффективное решение проблем путем стимулирования коллективной мыследеятельности и на выявление максимально возможного количества подходов к решению проблемы.
  • Письменный мозговой штурм. При проведении такого штурма каждый участник должен за короткое время выделить три идеи и записать их на листе бумаги.
  • Сеть. Вариант мозгового штурма, когда от одной мысли проводится линия к другой. Мысли, идеи связываются друг с другом как нити сети. Все мысли записываются на доске или на одном большом плакате. Одновременно можно записывать значительное число идей и соединять их.
  • Елочка ассоциаций. Упражнение начинается со стартового слова. Обычно это имя существительное, единственного числа, в именительном падеже. Под этим словом в столбик записываются новые слова, которые как–то связаны с первым. Затем создают второй столбик, взяв за основу одно из слов первого столбика. Команду переключения дает преподаватель, он же выбирает ключевое слово.
  • «Бином фантазии». Идея принадлежит известному итальянскому писателю Джанни Родари. Берутся два слова, которые в реальной жизни мало связаны друг с другом.