Файл: Функции налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Налоговый учет в России впервые был введен на уровне законодательства с 2002 г., как система обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль. Он является ведущим звеном экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях расчёта налога для пополнения бюджета различных уровней (федерального, регионального). Налоговый учет выполняется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиком в течение налогового периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговый учет — система сбора, обобщения, анализа и передачи информации финансового характера с целью надлежащего исчисления налоговых обязательств плательщика. Налоговый кодекс определяет это понятие как способ обработки сведений о хозяйственных операциях, полученных из первичных документов с целью определения налогооблагаемой базы. Налоговый учет должен отображать каждую хозяйственную операцию. Из его данных можно почерпнуть сведения о: доходах и издержках; расходах, учтенных в текущем периоде; сформированных резервах; задолженности перед бюджетом.

Цель работы - изучение функций налогового учета.

Объектом исследования является налоговый учет на предприятии.

Предметом исследования является детальное изучение ведения налогового учета на предприятии.

Поставлены задачи:

  • изучить налоговый учет: понятие, разработку и внедрение;
  • рассмотреть принципы и порядок организации налогового учета;
  • определить налоговый учет его функции, задачи, цели;
  • осветить правила ведения регистров налогового учета;
  • охарактеризовать организацию налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения;
  • проанализировать место налогового учета в учетно-налоговой системе.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных авторов по налоговому учету, а также финансовому анализу таких как: Аверина О.И., Алексеева Г.И., Вагазова Г.Р.

Структура данной работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.


Глава 1 Теоретические аспекты и функции налогового учета

1.1 Налоговый учет: понятие, разработка и внедрение

Каждая организация обязана вести бухгалтерию. Кроме того, бизнесмены часто ведут управленческий учет, потому что «стандартная» отчетность устраивает не всех. Однако есть еще и третий вид учета – налоговый.

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Налоговый учет на предприятии — это правила и порядок систематизации информации, необходимой для расчета налога на прибыль. Все уплачивающие налог на прибыль организации ведут налоговый учет. Такая обязанность предусмотрена статьей 313 НК РФ[1].

Налоговый учет и налоговое планирование в организации очень важны не только потому, что регламентированы законодательно. Выбор правильных методов и принципов формирования налогооблагаемой базы по налогам и сборам позволяет избежать излишне уплачиваемых сумм налогов. Также очень важно построить систему правильно в соответствии с НК РФ, чтобы избежать претензий контролирующих органов.

Вести учет формирования налогооблагаемой базы НК РФ позволяет[2]:

  • в отдельных самостоятельных регистрах;
  • если информации бухучета достаточно, то позволяется использовать бухгалтерские регистры, дополняя их при необходимости дополнительными регистрами.

Организация налогового учета на предприятии начинается с разработки и утверждения учетной политики. Разрабатывается она организацией самостоятельно, составляется в произвольной форме, утверждается локальным нормативным актом (приказом руководителя). В ней необходимо отразить основные принципы ведения налогового учета:

  • методы, используемые для отражения доходов и расходов;
  • применяемые первичные документы;
  • используемые регистры.

Составляя учетную политику, слово в слово переписывать НК РФ не нужно. В ней необходимо отразить методику, выбранную организацией для отражения данных по операциям, по которым предусмотрены варианты ведения налогового учета.

В обязательном порядке организации следует выбрать и отразить в политике[3]:

  • метод признания доходов и расходов: кассовый или начисления;
  • способ начисления амортизации: линейный или нелинейный;
  • порядок оценки сырья и материалов, а также товаров, приобретенных для перепродажи: по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, метод ФИФО;
  • перечень прямых и косвенных расходов;
  • порядок формирования и перечень создаваемых резервов: на оплату отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт и др.

В зависимости от специфики деятельности организации, в учетную политику включаются иные вопросы, по которым НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора порядка отражения.

Учетные данные должны содержать информацию об учтенных в целях исчисления налога на прибыль доходах и расходах. Для отражения такой информации используются специальные регистры. Формы регистров, используемых при расчете налогов и сборов, должны быть разработаны организацией и утверждены в составе учетной политики.

Статья 313 НК РФ предусматривает обязательное наличие в них следующих реквизитов:

  • наименование регистра;
  • дата составления и период, за который отражены данные;
  • наименования хозяйственных операций;
  • измерители операции в натуральном и стоимостном выражении;
  • данные и подпись лица, ответственного за составление регистра.

На основе таких регистров определяется налогооблагаемая база и рассчитывается налог к уплате в бюджет.

Источником данных для заполнения являются первичные документы. Они должны отражать факты хозяйственной жизни, а их форма — соответствовать требованиям ст. 9 ФЗ "О бухучете" № 402-ФЗ.

Внесение изменений в учетную политику допускается в следующих случаях[4]:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах: изменения вносятся с даты вступления в силу новых законодательных норм;
  • при изменении принципов и методик отражения доходов и расходов, иных хозяйственных фактов по инициативе налогоплательщика: возможно только с начала нового налогового периода;
  • появление новых видов деятельности: изменения вносятся с момента начала работы по новым направлениям.

Вносятся изменения путем издания приказа (или иного локального нормативного акта) руководителя предприятия, в котором прописываются новые положения и причины, по которым они вносятся.

Таким образом, налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Налоговый учет на предприятиях ведется с целью группировки максимально полной и достоверной информации о порядке учета в налогообложении за отчетный период и обеспечение данной информацией внешних и внутренних пользователей, осуществляющих контроль за верностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет страны. Система налогового учета организуется в индивидуальной форме, лицом, заведующим учетной политикой на предприятии самостоятельно и закрепляется в учетной политике. При его организации необходимо опираться на принципы и правила налогового учета, осуществлять его ведение последовательно в каждом отчетном периоде. Основополагающие принципы:

обособленность имущества (обособленность имущества с учетом амортизации); непрерывность работы (интервалы в ведении учета отсутствуют); принцип начисления (разбиение отчетных периодов на определенные промежутки времени); последовательность (применение налоговых норм и правил должно осуществляться постоянно и в каждом периоде); равномерность доходов и расходов (отражение всех уплачиваемых налогов за каждый период).

1.2 Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ. Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет[5]:

  • Денежное измерение - учет всех операций в рублях.
  • Обособленность имущества - отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  • Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  • Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  • Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  • Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  • Наименование.
  • Период (дата).
  • Вид операции.
  • Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  • Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль.

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров[6]:

  • Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  • Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  • Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС.

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.