Файл: Налоговая система РБ и проблемы её совершенствования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы налогообложения
1.1 Понятие и структура налоговой системы
1.2 Налог как основной элемент налоговой системы, подходы к классификации налогов
2. Особенности системы налогообложения Республики Беларусь
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь
2.2 Направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь
В таблице 2.1 приведены налоговые доходы Республики Беларусь в 2015-2016 годы.
Таблица 2.1
Налоговые доходы Республики Беларусь в 2015-2016 годы
Наименование |
2015 год |
2016 год |
||
миллионов рублей |
в процентах |
миллионов рублей |
в процентах |
|
ВВП |
ВВП |
|||
Налоговые доходы, из них: |
164 922,3 |
25,9 |
189 016,8 |
24,3 |
Подоходный налог |
26 991,8 |
4,2 |
32 091,99 |
4,1 |
Налог на прибыль |
21 525,1 |
3,4 |
19 994,0 |
2,6 |
Налоги на собственность |
7 590,9 |
1,2 |
9 618,4 |
1,2 |
Налог на добавленную стоимость |
56 223,3 |
8,8 |
69 829,3 |
8,97 |
Акцизы |
17 518,6 |
2,8 |
21 230,9 |
2,7 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
23 327,5 |
3,7 |
18 415,1 |
2,4 |
Как видно из таблицы 2.1 по итогам 2016 года налоговые доходы составили 189016,8 миллионов рублей и увеличились по сравнению с 2015 годом на 24094,5 миллионов рублей.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (83,6 процентов) (рисунок 2.3) формируется за счет налоговых поступлений. За 2017 год в бюджет поступило 222,8 миллиардов рублей налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 17,9 процентов в номинальном выражении (на 1,3 процентов - в реальном выражении).
Рисунок 2.3 – Структура доходов консолидированного бюджета за 2016-2017 годы
Неналоговые доходы за 2017 год сложились в сумме 42,5 миллиардов рублей и по сравнению с 2016 годом увеличились на 46,2 процентов в номинальном выражении (на 25,6 процентов - в реальном выражении).
Безвозмездные поступления за 2017 год составили 1,0 миллиардов рублей и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8 процентов в номинальном выражении (на 25,1 процентов - в реальном выражении).
Формирование налоговых доходов за 2017 год на 90,8 процентов обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (32,6 процентов), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,6 процентов), подоходного налога (16,6 процентов), налога на прибыль (9,8 процентов), акцизов (8,7 процентов), налогов на собственность (5,5процентов).
Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2017 году составила 25,3 процента к валовому внутреннему продукту и по сравнению с 2016 годом увеличилась на 0,5 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту валового внутреннего продукта (темп роста – 97,4 процента).
Таблица 2.2
Структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2016-2017 годах
Показатели |
Удельный вес в процентов к валовому внутреннему продукту |
Откло-нение (+/-), процентных пункта |
Справочно: |
||
2016 год |
2017 год |
структура налоговых доходов в 2017 году |
темп роста поступле-ний к 2016 году |
||
Налоговые доходы, в том числе: |
24,8 |
25,3 |
0,5 |
100,0 процентов |
99,3 процентов |
налоги на товары (работы, услуги) |
11,7 |
12,4 |
0,7 |
49,1 процентов |
103,6 процентов |
налоги на доходы и прибыль |
6,7 |
7,0 |
0,3 |
27,3 процентов |
99,1 процентов |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
4,4 |
3,6 |
-0,8 |
14,4 процентов |
81,2 процентов |
налоги на собственность |
1,4 |
1,7 |
0,3 |
6,7 процентов |
119,7 процентов |
другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
0,6 |
0,6 |
− |
2,5 процентов |
102,3 процентов |
Как видно из таблицы 2.2, уровень налоговой нагрузки в 2017 году прирос по сравнению с 2016 годом за счет налогов на товары (работы, услуги) (+0,7 процентных пункта), налогов на доходы и прибыль (+0,3 процентных пункта), а также налогов на собственность (+0,3 процентных пункта). Вместе с тем повышение величины налоговой нагрузки было частично снивелировано падением налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (-0,8 процентных пункта).
Наибольший рост произошел по группе налогов на товары (работы, услуги), которая по-прежнему считается самой многочисленной среди других групп и занимает в структуре налоговых доходов свыше 49 процентов. В ее состав вошли налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг), налоги на отдельные товары (продукцию), налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности.
Рисунок 2.4 - Структура налогов на товары (работы, услуги) за 2017 год
В 2017 году по этой группе платежей отмечена положительная динамика поступлений (103,6 процента к уровню 2016 года), что и способствовало увеличению их доли в валовом внутреннем продукте на 0,7 процентного пункта.
Таблица 2.3
Удельный вес налогов на товары и услуги в валовом внутреннем продукте
Наименование платежа |
2016 год, процентов к валовому внутреннему продукту |
2017 год, процентов к валовому внутреннему продукту |
Отклонение, (+/-), процентных пункта |
Темп роста поступлений к 2016 году |
Всего налогов на товары и услуги, в том числе: |
11,7 |
12,4 |
0,7 |
103,6 процентов |
налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
8,7 |
9,4 |
0,7 |
104,6 процентов |
налоги на отдельные товары (продукцию) |
2,2 |
2,3 |
0,1 |
104,3 процентов |
сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности |
0,7 |
0,6 |
-0,1 |
90,0 процентов |
налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
0,1 |
0,1 |
− |
102,1 процентов |
Наибольший прирост поступлений обеспечен за счет группы налогов от выручки от реализации товаров (работ, услуг), на долю которых приходится более 75 процентов всех налогов на товары и услуги (рисунок 2.4). К ним относятся налоги, взимаемые с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, независимо от страны происхождения товаров.
Темп роста поступлений этих платежей составил 104,6 процента, а удельный вес в валовом внутреннем продукте увеличился на 0,7 процентного пункта.
2.2 Направления совершенствования налогообложения Республики Беларусь
Режим налогообложения банков должен выполнять не столько фискальную функцию (удельный вес налоговых поступлений от коммерческих банков составляет в большинстве стран всего лишь около 4 процентов), сколько поощрять перелив средств из финансового в реальный сектор экономики и не увеличивать цену кредита. Высокие банковские налоги влекут дороговизну кредита, что в свою очередь снижает рентабельность реального сектора и тем самым налоговые поступления. Банки - это финансовые посредники, налогообложение которых автоматически увеличивает налоговый пресс на предприятия и в итоге вытесняет их в бартерное и полулегальное поле.
В налогообложении банков очевидны такие проблемы как: конкретизация добавленной стоимости для кредитных институтов, выработка универсальных процедур налогообложения операций с ценными бумагами, конкретизацияналогооблагаемых баз для уплаты налога на доходы банков, выработка механизмов изъятия убытков, а также механизмов льготирования доходов от определенных видов банковской деятельности с целью направления кредитных потоков в приоритетные для государства отрасли (влияние налогов на инвестиционную активность банков, ее масштабы и направления соответственно интересам государства очевидно), урегулирование налоговых отношений центрального офиса и его филиалов, в том числе зарубежных. В белорусских условиях высокой инфляции появляется и ещё одна проблема: взаимосвязь налогового бремени и инфляции. Опыт многих стран, в том числе и России, убедительно показал, что высокий налоговый пресс, искусственно увеличенный на инфляционный налог, не дает возможности стабилизировать национальную валюту, что в конечном итоге ведет страну к финансовому краху. Важна также проблема координации налоговой политики с мероприятиями денежно-кредитной политики.
Оценка зарубежного опыта налогообложения деятельности коммерческих банков и анализ динамики показателей в белорусской системе позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть применены на разных уровнях.
В современных условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.
В связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам.
В условиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания (имеется в виду прежде всего вложение средств на средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплаты налогов.
Проблематика налогообложения отечественных и иностранных банков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблем развития интеграционных процессов в банковском бизнесе, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, присутствие иностранных банков прямо и опосредованно способствует экономическому развитию посредством содействия ускорению делового оборота, увеличению его размеров в абсолютном выражении и, следовательно, увеличению налоговых отчислений от деятельности различных хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, присутствие иностранных банков способствует развитию конкуренции на рынке банковских услуг и целый ряд преимуществ в конкурентной борьбе принадлежит именно банкам с иностранным участием. Это важно как с точки зрения повышения доходности государственного бюджета, так и с точки зрения повышения доходности местных бюджетов.
При всех своих модернизациях, система налогообложения коммерческих банков в Республике Беларусь далеко не совершенна. Так, среди основных нерешенных проблем в области налогообложения специалисты выделяют следующие: налогообложение доходов банков-нерезидентов, являющихся партнерами коммерческих банков в Республике Беларусь, является серьезной преградой на пути привлечения ресурсов в экономику Республики Беларусь.
Совершенствование действующего порядка налогообложения нерезидентов позволит повысить привлекательность отечественного банковского сектора для инвесторов, ускорить процессы внедрения банками современных банковских технологий, усилить конкурентные позиции белорусских банков на мировых финансовых рынках.