Файл: Налоговая система РБ и проблемы её совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующий порядок налогообложения доходов нерезидентов характеризуется многообразием ставок: от 0 процентов (по доходам от операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального банка, ценными бумагами местных целевых облигационных жилищных займов.

В настоящее время актуально изменение подходов, касающихся налогообложения банков-нерезидентов, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, по доходам от долговых обязательств субъектов Республики Беларусь. В данном случае налог на доходы по ставке 10 процентов удерживается от валовой суммы дохода (процентов), начисленного нерезиденту, без учета понесенных им затрат. Это, в свою очередь, может привести к тому, что налог на доходы, удерживаемый в Республике Беларусь, будет выше, чем прибыль компании-нерезидента, либо налог на прибыль, подлежащий уплате в стране местонахождения иностранной организации. При этом, согласно международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, налог на доходы, уплаченный в иностранном государстве, подлежит зачету в стране местонахождения. Однако такой зачет не может превышать сумму налога на доход, рассчитанный в соответствии с налоговым законодательством страны местонахождения.

Таким образом, иностранные банки, размещая ресурсы либо инвестируя средства в бизнес-проекты на территории Республики Беларусь, вынуждены в целях обеспечения рентабельности проводимых операций формировать стоимость ресурсов для белорусских резидентов с учетом уплачиваемого в бюджет Республики Беларусь налога.

Действующий порядок исчисления налогов и отнесение на себестоимость ряда расходов, являющихся неотъемлемой частью производственной деятельности банков, далек от совершенства и не позволяет конкурировать белорусским банкам на мировых финансовых рынках.

В настоящее время в условиях выхода практически всех банков на международные финансовые рынки с целью заимствования, вхождения нерезидентов в состав участников подавляющего большинства банков, отсутствие заинтересованности государства в развитии данных процессов, сохранение устаревших норм отнесения затрат на указанные цели тормозит интеграцию белорусских банков в мировую банковскую систему, приводит к удорожанию и, в определенной степени, ограничению привлечения иностранных инвестиций.

Ставится под сомнение эффективность децентрализованного порядка уплаты налогов, налоговой базой для которых является прибыль, для юридических лиц (банков), имеющих в своем составе филиалы. При децентрализованном порядке исчисления налогов, налоговой базой у которых является прибыль, затраты, связанные с функционированием убыточных филиалов, создаваемых чаще всего только для обслуживания населения в небольших населенных пунктах и имеющих яркую социальную направленность, не участвуют в определении налогооблагаемой прибыли государственных банков. При этом банк как юридическое лицо не может в полном объеме применить предоставленную законодательством льготу по прибыли.


Таким образом, при прочих равных условиях исчисления и уплаты налогов, налоговой базой у которых является прибыль, у юридических лиц, имеющих в своем составе филиалы, при децентрализованном порядке исчисления налогов налоговая нагрузка увеличивается. Это снижает экономическую эффективность государственного банковского капитала и ограничивает возможности развития, в первую очередь, государственных банков, которые обладают наиболее разветвленной сетью филиалов. Требует рассмотрения целесообразность перевода существующего порядка налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами на налогообложение финансового результата (прибыли) от таких операций.

Необходимость такой меры аргументируется следующими соображениями: на финансовый результат от операций с ценными бумагами влияние оказывают как внешние факторы, обуславливающие снижение стоимости ценных бумаг, так и внутренние (увеличение стоимости привлеченных ресурсов, операционных затрат и так далее). Очевидно, что в отчетный (налоговый) период может сложиться убыток от операций с ценными бумагами. Исключение убытка от операций с ценными бумагами из налогооблагаемой базы, предусмотренное нормами действующего законодательства, нарушает общие принципы налогообложения прибыли. Поэтому целесообразнее было бы применять общий порядок налогообложения прибыли по сделкам с ценными бумагами также как и по основному виду деятельности. Такой порядок упростит ведение налогового учета в банках.

В настоящее время процесс исчисления затрат, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, очень трудоемкий: требуется определение среднедневных остатков ценных бумаг по их видам, средней процентной ставки привлечения денежных ресурсов в зависимости от валюты, выделение на отдельных лицевых счетах прямых затрат и прочее.

Заключение

Из проведенных исследований в процессе написания курсовой работы сделаем следующие выводы.

1) Налог включает в себя несколько составляющих, которые принято называть элементами налога. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- налоговая база;

- налоговый оклад;

- единица обложения;

- налоговый период;

- налоговая ставка.

2) Режим налогообложения банков должен выпол­нять не столько фискальную функцию (удельный вес налоговых поступ­лений от коммерческих банков составляет в большинстве стран всего лишь около 4 процентов), сколько поощрять перелив средств из финансового в реальный сектор экономики и не увеличивать цену кредита. Высокие бан­ковские налоги влекут дороговизну кредита, что в свою очередь снижает рентабельность реального сектора и тем самым налоговые поступления. Банки - это финансовые посредники, налогообложение которых автоматически увеличивает налоговый пресс на предприятия и в итоге вытесняет их в бартерное и полулегальное поле.


3) По итогам работы можно сказать, что имеется тенденция к снижению налогового бремени. Реформирование системы налогообложе­ния коммерческих банков в Республике Бе­ларусь относится к числу мер по реализации налоговой реформы. Реформой предусмотрено, в частно­сти, снижение налоговой нагрузки в различ­ных отраслях экономики (в том числе и в финансово-кредитном секторе), что в комп­лексе с другими мерами, такими как повы­шение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы способно привести к устойчивому экономическому ро­сту всего хозяйства страны.

Реформа налогообложения, которая проводилась в Республике Беларусь в последние годы, позволила приблизить действующую налоговую систему по основным качественным характеристикам к системам европейских стран. Что касается в целом налоговой нагрузки на экономику в 2019 году, то, по данным Министерства финансов Республики Беларусь, совокупность уже принятых решений обеспечит снижение налоговой нагрузки на экономику в размере 0,4 процентов валового внутреннего продукта.

Библиография

  1. Артемова, А. Живительный источник: А. Артемова // Экономическая газета. — 2018. — № 71. — С. 3.
  2. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учебное пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В.Степаненко. – Москва: Омега-Л, 2015. – 269 с.
  3. Ганаго, А.Л. Налоги – 2017: вот и дождались // Налоговый вестник. – 2018. – № 20 (261). – С. 5–8.
  4. Герасимова, В.А. Куда уводят ставки // Экономическая газета. – 2018. – №78 (1695). – С. 2–3.
  5. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учебное пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – Москва: Омега-Л, 2013. – 256 с.
  6. Заяц, Н. Е. Теория налогов: учебник / Н.Е Заяц. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2015. –220с.
  7. Золотарчук, В. Макроэкономика: учебное пособие / В. Золотарчук. – Москва: Инфра-М, 2016. – 608 с.
  8. Дейко, А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А. Дейко // Экономика Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 6-12.
  9. Ивасенко А.Г. Макроэкономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – Москва: Кнорус, 2017. – 320 с.
  10. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2017 году / Е.В. Курайши // Налоги Беларуси. – 2018. – № 12(252). – С. 7-13.
  11. Кондратова, Л. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 4 года на 7,3 процентного пункта / Л. Кондратова // Налоги Беларуси. – 2017. – № 8. – С.8.
  12. Лукьянова, И.А. Теория налогов: курс лекций / И.А.Лукьянова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2015. – 147 с.
  13. Макроэкономика. Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2014. – 415 с.
  14. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е издание, переработанное и дополненное – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 520 с.
  15. Муравьева, З.А. Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей / З.А. Муравьева. 2-е издание, переработанное – Минск: Издательство МИУ, 2017. – 372 с.
  16. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц [и другие]; под общей редакцией Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е издание, исправленное и дополненное – Минск: Высшэйшая школа, 2016. – 320 с.
  17. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А.Неверов. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2016. – 179 с.
  18. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года // www. minstat.gov.by.
  19. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года // www. minstat.gov.by.
  20. Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь // Налоги Беларуси. — 2017. — № 42. — 19-20.
  21. Пресс-центр Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь // Налоги Беларуси. — 2017. — № 42. — 88.
  22. Селицкая, Э. Налоги в рейтинге и жизни: достижения и перспективы: Э. Селицкая // Экономическая газета. — 2017. — № 83. — С.2-3.
  23. Фридкин, Л. Услуги близкого свойства: Л. Фридкин // Экономическая газета. — 2017. — № 70. — С.2.
  24. Фридкин, Л. Цель без средств и оправданий: Л. Фридкин // Экономическая газета. — 2017. — № 81. — С. 3.