Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Понятие олигополии: признаки, виды
1.2 Особенности олигополии на рынке
1.3 Поведение фирмы в условиях олигополии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИИ НА ПРИМЕРЕ РЫНКА НЕФТИ В РОССИИ
2.1 Состояние олигополии на рынке нефти в РФ
сложности, связанные с выпуском товаров, требующих разветвлённую сеть сбыта и последующие обслуживание.
Приток новых фирм из-за данных барьеров крайне ограничен. Также эти барьеры способствуют поддержанию высокого уровня концентрации.
Некоторые современные экономисты утверждают, что современная научно-исследовательская деятельность, которая ведёт при разработке новых продуктов и производственных технологий является довольно дорогостоящей. Таким образом, только крупные олигополистические фирмы могут и способны производить финансирование таких разработок и их внедрение. С течением времени олигополистические игроки будут способствовать быстрому улучшению характеристик продукта, более низким производственным издержкам на единицу изделия, более низким ценам и большему объему продукции, а затем и большей занятости населения. Все это послужит общей пользе [15].
Нефтяная отрасль в Российской Федерации является важнейшей для всей экономики страны. Очевидно, что Россия привязана к нефтяной промышленности, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Структура нефтяной отрасли имеет характер олигополии, что характеризуется наличием вертикально- интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они осуществляют деятельность на таких сегментах рынка, как добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.
На сегодняшний день на рынке представлены общероссийские и региональные компании. Самыми крупными из них являются: «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Роснефть», «Башнефть» и «Сургутнефтегаз». Тем не менее, между данными компаниями существует значительная разница по объемам добычи нефти. Основные игроки на рынке нефти - это общероссийские компании.
ОАО «НК «Роснефть» осуществляет добычу нефти силами трех десятков дочерних обществ и совместных предприятий в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной части Европейской части России и на Дальнем Востоке.
В 2015 году компания ОАО АНК «Башнефть» увеличила добычу нефти на 10,8% - до 17,8 млн. Урало- Поволжье (в первую очередь Башкортостан) внесло в копилку 16 млн. т. Объем добычи нефти в 2015 году, по предварительным данным, превысил рекордные среди российских компаний 250 млн. т (в 2014 году - 206,9 млн. т.) .
По данным таблицы видно, что удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 1 полугодии 2016 года уменьшился и составил 25,9 %, в экспорте топливно-энергетических товаров - 44,3 %, когда в 2015 году процент составлял 26,7 и 41,4 соответственно. Политические конфликты, происходящие в мире, негативно влияют на экономику нашей страны. В июне 2016г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 309,6 доллара США за 1 тонну.
Таблица 1 - Динамика добычи, поступления на переработку и экспорт нефти в 2015-2016 годах
Наименование |
1 полугодие 2016 г. млн. тонн |
В % к 1 полугодию 2015 г. |
Сентябрь 2016 г. млн. тонн |
В % к |
|
Сентябрю 2015 г. |
Августу 2016 г. |
||||
Добыча |
408,7 |
102,4 |
45,0 |
102,2 |
99,5 |
Поступило на переработку |
210,9 |
97,4 |
22,9 |
100,3 |
90,4 |
Экспорт |
189,8 |
105,5 |
19,7 |
98,6 |
91,0 |
Доля экспорта в добыче (в %) |
46,4 |
43,7 |
Проследим в динамике средние фактические экспортные цены Российской Федерации на нефть в 2015 - 2016 годах
Таблица 2 - Динамика средних фактических экспортных цен Российской Федерации на нефть в 2015 - 2016 года
Средняя фактическая экспортная цена РФ |
|||||
Долларов за тонну |
в % к декабрю предыдущего года |
||||
2015 год |
|||||
Январь |
399,9 |
81,0 |
|||
Февраль |
365,8 |
74,1 |
|||
Марь |
383,1 |
77,6 |
|||
Апрель |
392,5 |
79,6 |
|||
Май |
424,5 |
86,0 |
|||
Июнь |
427,9 |
86,7 |
|||
Июль |
404,9 |
82,1 |
|||
Август |
350,1 |
71,1 |
|||
Сентябрь |
328,9 |
66,7 |
|||
Октябрь |
336,3 |
68,2 |
|||
Ноябрь |
312,5 |
63,3 |
|||
Декабрь |
280,9 |
56,9 |
|||
2016 год |
|||||
Январь |
230,2 |
82,0 |
|||
Февраль |
210,6 |
75,0 |
|||
Март |
241,3 |
85,9 |
|||
Апрель |
258,8 |
92,2 |
|||
Май |
290,0 |
103,3 |
|||
Июнь |
309,6 |
110,3 |
Таким образом, мы наблюдаем значительное снижение цены на нефть в 2015 году, что обусловлено, непосредственно, украинским конфликтом. Также влияние на падение цены на нефть оказала динамика доллара США. Несмотря на это, рынок нефти все же готов у росту цен на нефть.
Мировой спрос на нефть в 2015 году составил в среднем 94.2 мб/д. Это на 0.3 мб/д выше уровня, представленного в Обзоре за прошлый месяц, и на 1.6 мб/д выше уровня прошлого года. Рост спроса связан с укреплением мировой экономики и реакцией потребителей, в частности, в США на резкое снижение цен на нефть. Спрос на 2016 год возрос на 0.4 мб/д до 95.6 мб/д, что выше уровня текущего тренда, в связи с более высокими базовыми показателями и ожиданиями более мощного подъема мировой экономики.
Оценки мирового спроса на нефть во втором квартале 2015 года были пересмотрены в сторону увеличения на 380 кб/д в сравнении с обзором за прошлый месяц (до 93.5 мб/д). Пересмотр основан на корректировке базовых данных по странам - не ОЭСР в сторону увеличения как следствие существенного роста оценок спроса в Китае, России и Бразилии. Данные тенденции, поддерживающие спрос, совместно с высоким ростом спроса в США на фоне низких цен на нефть обеспечили мировой рост спроса во втором квартале 2015 года на 1.7 мб/д при сравнении по годам [13].
К позитивному настрою рынков привели ожидания ОПЕК роста цены на нефть к $80 за баррель к 2020 году. Также текущий низкий уровень цен приведет к сокращению объема добычи нефти в США до 27-летнего минимума уже в 2017 году. Дополнительным фактором выступило решение ФРС не увеличивать процентную ставку в сентябре, что означает ослабление курса доллара и рост цен на сырье.
2.2 Антимонопольное регулирование нефтепродуктов
Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствует недоверию между ВИНК, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга.
Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании [1].
В период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда мировые цены на нефть упали, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо, либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Дела рассматривались территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.
Всего в 2008–2009 годах ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, работающих как с оптом, так и с розницей. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании.
В июне 2015 года начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Дмитрий Махонин выступил в конгрессе «Антимонопольное регулирование на рынке нефтепродуктов». Его доклад был посвящен антимонопольному регулированию рынков топливно-энергетического комплекса.
Были подведены итоги В части добычи нефти ситуация практически не меняется. Рынок характеризуется коллективным доминированием 4 крупных компаний, при 20-25% иных участников рынка. Рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива также не претерпел изменений. Рынок мазута показал некоторые изменения в связи с модернизацией нефтеперерабатывающих производств. Группу доминантов на этом рынке покинула компания Башнефть, и добавилась Независимая нефтяная компания. Следующие наши шаги – изучение рынков топливных присадок, твердых битумов и сервисных услуг».
«ФАС продолжает мониторить ситуацию с ценами в крупном и мелком опте, а также розничной торговле по всей территории РФ. При этом мы постоянно корректируем наш мониторинг с целью снятия административных барьеров с участников рынка. Исходя из данных мониторинга и Росстата, которые мы имеем, ситуация на рынке вполне приемлемая с точки зрения соотношения роста индекса потребительских цен с ростом цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. На протяжении последних нескольких лет рост цен на нефтепродукты меняется с темпами близкими к росту инфляции» [9].
Еще одна зона пристального внимания ФАС России – крупнооптовая цена, которая формируется на бирже и внебиржевом сегменте. «Давление на цену в рознице становится все более актуальной проблемой. Наметились определенные предпосылки для увеличения цен на АЗС, однако мы смотрим на этот процесс сдержано, продолжая анализировать рынок и работать на упреждение возникновения негативных последствий для потребителей».
Снижение биржевых продаж повлекло за собой неудовлетворенность спроса. «При большом спросе, предложение на бирже не вполне достаточное. Это влияет на биржевые котировки. В настоящее время мы проводим проверку всех нефтяных компаний, имеющих возможность влиять на рынок. В течение недели мы намерены завершить анализ в части мелкооптовых отгрузок нефтепродуктов независимым участникам рынка. Кроме того мы должны скорректировать ситуацию, связанную с биржевой торговлей ряда компаний.
Как указано в тексте Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной правительством страны в ноябре 2009 г., основными составляющими государственной энергетической политики РФ являются недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная энергетическая политика, инновационная и научно-техническая политика в энергетике, социальная политика в энергетике и внешняя энергетическая политика.
Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики выступают:
- создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе); введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;