Файл: Понятие социального обеспечения (Общая характеристика социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные учреждения, как известно, являются главным элементом в системе реализации государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания и поставщиком социальных услуг отдельным категориям населения.

Для реализации ст. 7 Конституции РФ по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан развивается система социальных служб, где центральной фигурой является специалист по социальной работе. Для него характерны такие качества, как честность, знания, профессионализм и сострадание. Социальные работники оказывают помощь нуждающимся категориям населения. Они используют инновационные технологии, модернизированные средства и методы, сами создают их для того, чтобы решить ту или иную проблему человека.

Перечислим основные компоненты системы социальной защиты:

-социальное обеспечение;

-социальное страхование;

-социальная помощь;

-социальная работа;

-социальная поддержка, реабилитация и адаптация;

-социальные льготы и гарантии.

Самыми главными элементами этой системы являются такие виды деятельности, как самозащита и самопомощь, а также система социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Важной особенностью структуры социальной защиты является то, что ее элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Социальная помощь – это система общественных отношений, которая складывается между гражданами, имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и других выплат. Главная цель данной помощи заключается в обеспечении прожиточного минимума и удовлетворение основных потребностей граждан. Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[22], социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ).

Политика в отношении отдельный категорий населения, и социальная поддержка являются неотъемлемыми элементами государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальное обслуживание престарелых и инвалидов включает набор различных видов социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. Набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.


Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» социальная поддержка оказывает помощь семьям или отдельным лицам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума, находясь в ведении местного самоуправления.

Опираясь на действующее законодательство России, система социальных служб может быть основана на разных формах собственности.

Перечислим основные группы органов социальной защиты населения:

1. Государственные социальные службы, являющиеся собственностью РФ или субъектов РФ и находящиеся в их ведении.

2. Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения.

3. Государственные службы социальной защиты и социального обслуживания, основанные на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания[24].

Некоммерческие организации (НКО) компенсируют недостатки государственного сектора. НКО играют ключевую роль там, где нужна индивидуальная услуга. Некоммерческий сектор характеризуется, прежде всего, идейными категориями. Некоторые социальные услуги особенно необходимы гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и требуют таких качественных характеристик, как сострадание, эмпатия, гуманность, иные нравственные компоненты, которые трудно зафиксировать формально. Данные характеристики присущи некоммерческим организациям во многом за счет большей мотивации сотрудников, так как многие из них имеют личную заинтересованность в решении проблем клиентов. Зачастую в некоммерческих организациях работают люди, столкнувшиеся с теми же проблемами, что и их клиенты, но сумевшие успешно адаптироваться к окружающей среде. Такие сотрудники имеют основанные на личном опыте знания, которые помогают решить проблему. Исходя из этого, можно сказать, что некоммерческие организации лучше знают потребности клиентов и пути решения их проблем.

Некоммерческие организации находятся в максимальной близости к потребителю, в связи с чем способны более гибко реагировать на изменения в социальной среде. Некоммерческие организации создают более неформальные отношения между поставщиком и клиентом. У них отсутствуют формальные преграды в реализации деятельности. Государственные учреждения имеют типовой набор услуг, которого вынуждены придерживаться. Кроме того, услуги государственных учреждений регламентированы. Некоммерческие организации могут быть свободными в выборе клиента и применении различных технологий работы с клиентом. Как правило, в некоммерческом секторе нет строгих нормативов, которые препятствуют получению клиентом социальной услуги в достаточном объеме. Некоммерческие организации могут подстраиваться под интересы потребителя социальных услуг. Например, индивидуальный подход в оказании социальных услуг может иметь существенное значение в реабилитации жертв насилия, людей с ограниченными возможностями, уходе за пожилыми людьми.


Необходимо отметить, что некоммерческие организации вносят значительный вклад в производство социальных услуг. Они предлагают новые виды социальных услуг часто с отработанной методикой и практикой их предоставления. Существуют некоммерческие организации, оказывающие дефицитные и редкие услуги, которые законодательно не закреплены. Однако практика показывает, что некоммерческие организации как поставщики социальных услуг имеют и свои слабые стороны.

Эффективность оказания социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями и НКО, значительно отличается, потому что они имеют разные возможности. НКО зачастую сталкиваются с недостатком финансовой поддержки. Ограниченность финансовых возможностей препятствует формированию некоммерческими организациями материально- технической базы, которая необходима для предоставления качественной социальной помощи. Недостаточность ресурсов влияет на реализацию новых технологий помощи клиенту.

На современном этапе российские некоммерческие организации имеют небольшой штат сотрудников, которые работают на постоянной основе. Требования к специалистам некоммерческих организаций и государственных центров практически одинаковые. Однако необходимо отметить, что, несмотря на личную заинтересованность сотрудников общественных организаций в решении социальных проблем, у некоторой части отсутствуют профессиональные навыки для оказания помощи своим клиентам.

Таким образом, на состояние развития государственных учреждений в социальном обслуживании населения влияет и состояние самих некоммерческих организаций. Многие некоммерческие организации являются несостоятельными как социальные партнеры, так как им необходима модернизация.

Глава 2. Система социального обеспечения

2.1. Структурный анализ системы социального обеспечения. Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.


Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:


  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.