Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РЫНОЧНЫХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность управления проектами
1.3. Управление эффективностью, рентабельностью и продолжительностью проекта
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА - СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДОМ «НА УЗЛАХ»
2.1. Параметры сетевой модели
ВВЕДЕНИЕ
Термин «проект» объединяет в себе практически все виды деятельности, которые характеризуются в основном рядом общих признаков:
- Первый из этих признаков заключается в направленности на достижение определенных целей, которые направлены, прежде всего, на определение каких - либо результатов.
- направленность на достижение конкретных целей, либо определенных результатов;
- координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
- ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.
В научной литературе принято считать, что проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.
Проект - это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.
Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.
Таким образом целью курсовой работы является изучение управления проектами.
Из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
- Рассмотреть общие теоретические основы управления проектами;
- Разработать требования к управлению проектами.
Предмет изучения в курсовой работе является управление проектами.
Объект изучения –Управление проектами в организации.
Для написания курсовой работы были использованы как зарубежные так и отечественные авторы: И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, А.Г. Поршнев и многие другие.
Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РЫНОЧНЫХ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущность управления проектами
На сегодняшний день проект представляет систему деятельности организации. Однако, стоит заметить, что концепция проекта не противоречит концепциям организации, и может быть совместима с ними. Довольно часто проект становится основной деятельностью любой современной организации. [1]
В научной литературе принято считать, что проекты это практически то, что изменяет наш мир: строительство промышленного объекта или жилого дома, программа любых научных исследовательских работ, реконструкция любого здания и даже создание и развитие региона, все это представляет собой проекты. Управление проектами – синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и профессиональные знания.
Специальные знания отражают некоторые особенности той области, к которой относятся проекты (инновационные, образовательные, строительные, экологические, исследовательские и др)[2]
Методы управления проектами позволяют:
- определить цели проекта и провести его обоснование;
- выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
- определить необходимые объемы и источники финансирования;
- подобрать исполнителей, в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
- подготовить и заключить контракты;
- определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
- рассчитать смету и бюджет проекта;
- планировать и учитывать риски;
- обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Также принято считать, что методология, или как еще называют искусство организации направлена, прежде всего, на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. Представляет интерес так называемая «процессная» концепция управления проектами, получившая распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа управления проектами описывается через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией управления.[3]
Различают следующие варианты схем управления проектом:
- «Основная» система. Руководитель (менеджер) проекта – представитель («агент») заказчика финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любое юридическое или физическое лицо – участник проекта, имеющее лицензию на профессиональное управление. В этом случае менеджер проекта обеспечивает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проектами (кроме заказчиками) не состоит.
Преимущество системы – объективность проект-менеджера, недостаток – риск за результаты проекта целиком возлагается на заказчика.
- Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта несет ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта. Как и в «основной» системе, им может быть любое юридическое или физическое лицо – участник проекта, имеющее лицензию на профессиональное управление и способное отвечать по своим обязательствам перед заказчиком. Проект-менеджер управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. В этом случае риск возлагается на менеджера проекта в пределах контрактных условий.[4]
- Система «под ключ». Руководитель (менеджер) проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.
К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной деятельности.
Особенностью управления в России является переходный период становления рыночных отношений в развитии экономики. В своем роде переходный период требует своеобразного использования механизмов и методов как для системы планового регулирования, так и для рыночной экономической системы.
Характерной чертой механизма управления в переходном периоде, также является различные концептуальные принципы построения любой организационной структуры, в задачах и целях управления, исполнительных организационных и экономических механизмах, системе методов и законодательно оформленных правилах в условиях управления. На сегодняшний день в России происходят довольно большие изменения в укладе жизни и в экономической системе. Данные изменения не только беспрецедентны, но и масштабны. Стоит заметить, что ни в одной другой стране за такой короткий период не происходили такие сильные изменения в экономической системе управления, как в России.
Все что при этом происходит, представляет собой некую совокупность проектов: организационных, экономических, технических и социальных. При этом, если руководители, уполномоченные принимать решения будут обращаться к опыту профессиональных менеджеров, можно будет с высокой долей уверенности утверждать, что осуществляемые в государстве реформы пойдут успешнее. Очевидно, что практическая реализация систем управления все более усложняется. В тоже время абсолютино ясна сложность разработки и практического внедрения системы управления полностью адекватной требованиям нынешнего дня. Отсюда естественно проистекает, что вряд ли только эффективная методика управления проектами может считаться лекарством от любых нестыковок при проведении реформ.[5]
1.2 Методы выбора проектов
В настоящее время все большее внимание уделяют созданию стратегически обоснованных проектных групп. Компании тратят миллионы рублей на то, чтобы их деятельность стала более оптимизированной и приносила наибольший доход. Формирование проектных групп позволяет детально и четко контролировать отдельные производственные процессы, грамотно распределять ответственность между сотрудниками, а также обеспечить максимально эффективное ресурсное обеспечение.
Основы формирования проекта
Самая главная ценность любой компании - люди. А главная ценность проекта компании - проектная группа. Очень часто в процессе реализации проекта возникают неблагоприятно влияющие ситуации: недостаточное финансирование проекта, конфликты заказчика и подрядчиков, необоснованно короткие сроки реализации проекта, однако, если сформирована правильная команда проекта, членами группы являются специалисты в своей области и внутри группы налажены контакты, успешное выполнение проекта в заданные сроки становится задачей, возможной к реализации.
Формирование календаря сотрудника
В нашей повседневности бытует такое мнение, что если сотрудник пришел на работу, то он думает только о работе и больше ни о чем. Нужно понимать, что это не так, у каждого человека есть свои личные дела, отстранённые от его деятельности. Следовательно, рабочее время пересекается с проектами других организаций и «собственными проектами» сотрудника (определение ребенка в детский сад, ремонт в квартире, оформление ипотеки). Поэтому при формировании рабочего календаря сотрудника следует вносить коррективы по «личным проектам». За счет этого будет реализовываться более эффективная проектная группа. Очень часто руководители упускают данный фактор и не могут надлежащим образом сформировать компетентную группу. Также не стоит планировать от сотрудника 100% продуктивности, ведь, если работник будет систематически перерабатывать , то эффективность его работы снижается в геометрической прогрессии. Не следует забывать и о персональной работе с ключевыми работниками: организовывать личные встречи, обсуждать планы работ.
Основные аспекты, которые нужно учитывать при работе с командой проекта
- Психотипы сотрудников
- Индивидуальные склонности в характере
- Определение ролей в команде
- Делегирование ответственности( рис. 2)
- Обучение сотрудников
- Выбор правильного метода управления проектом(Scrum, Agile , Kanban и т.п.)
Становление проектной группы
Ни одна команда проекта не может нормально функционировать на начальном этапе ее создания. Чтобы достичь результатов, ей следует пройти несколько ступеней формирования.
Первая ступень - примитивная группа (низшее образование группы)
Примитивная группа – это группа с примитивными взаимоотношениями, тенденциями подчиняться праву силы. Является крайним вариантом авторитарно-конфликтной группы. Образуется преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии принадлежности и т.д.
Если изначально примитивную группы позиционировать как группу проекта, то это никаких результатов в работе она не принесет. Нельзя применять законы коллективы на начальном этапе.
Определение ролей в примитивной группе.
Роли в данной группе подразделяются на Альфа, Бета, Гамма, Омега и Марионетки.
«Альфа» - Главарь: имеет право присвоения любых благ и безнаказанной агрессивности. Физически сильнее других. Властен, смел, свиреп, безжалостен, доминант. Умен и хитер, умеет планировать и направлять действия группы, хорошо видит потенциальных соперников, умеет убирать их с дороги или стравливать между собой. Ни один из Ведомых не имеет права его ослушаться. Члены группы считают его «хозяином».
«Бета» - Авторитет: единственный, кто дает советы Главарю. Умственными способностями превосходит его, однако уступает ему в смелости и решительности. В случае ухода «Альфы» почти никогда не становится на его место.
«Гамма» - Ведомые: данные сотрудники ранжированы по степени приближенности к Главарю и Авторитету как по вертикали, так и по горизонтали в иерархической структуре группы.
«Омега» - Забитые: становятся жертвой общегрупповой агрессии. На них отыгрываются за все провалы проекта.
«Марионетки»: являются для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой [2].
Таким образом, для данного типа структуры характерна жесткая иерархия и наличие психологических ролей. От такой группы не следует ожидать какого - либо творчества. Способность группы на творчество зависит непосредственно от возможностей Главаря.