Файл: «Совершенствование системы контроля как фактор повышения эффективности деятельности организации».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. Ориентация экономики страны на рыночные методы хозяйствования привела к существенным изменениям не только в области хозяйственной деятельности организаций, но и в системе управления. Новое содержание приобрела и категория «контроль». Изменились задачи, функции контроля, появились его новые формы, сквозная направленность, субъекты, объекты, трансформировались методы.
Мировой практике известны разные концептуальные подходы к управленческому контролю. Их применение в нашей стране сдерживается по ряду причин, среди которых можно назвать: недостаточное развитие информационных технологий, отсутствие унификации бизнес-процессов и информации, наличие собственных методик организации внутреннего контроля и сложностей адаптации международного опыта к специфике российской организации бизнеса. Кроме того, исторически сложилось, что теоретические разработки и практическое воплощение контроля в нашей стране, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в большей степени сосредоточены на финансовой и хозяйственной составляющих контроля, а не на его управленческом аспекте.
Публикации последних лет, посвященные внутреннему контролю, содержат научно обоснованные подходы к его организации в различных экономических субъектах с традиционной точки зрения и с использованием международного опыта. Российская наука о контроле формировалась не одно десятилетие и ею наработаны собственные теория, методология и организация. В настоящее время назрела необходимость развития новой концепции сквозного управленческого контроля, основанной на обобщении международной и отечественной науки и практики, отвечающей современным требованиям управления.
Цель работы – исследование организации контроля в ООО «Образ» и разработка рекомендаций, направленных на его совершенствование.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты контроля в организации;
- выполнить анализ организации контроля на предприятии,
- разработать рекомендации, направленные на повышение уровня контроля в ООО «Образ».
Предметом исследования является организация контроля на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Образ».
Научно-методической основой работы явилась научная и методическая литература по исследуемой проблеме.
Методы исследования: анализ абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, экспертный метод, табличный метод.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты контроля на предприятии
1.1. Сущность контроля на предприятии
Категория «контроль» несет общенаучный, философский смысл, согласно которому контроль является способом всеобщего регулирования реальной действительности[1]. В настоящее время признано несколько концептуальных подходов к определению категории «контроль», представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальные подходы к определению категории «контроль» [2]
Каждое определение характеризует контроль с точки зрения, которая, как видно из рисунка 1, опирается на конкретную отрасль знания. Универсального определения не выработано, каждое из существующих на первый план выдвигает свои приоритетные характеристики категории «контроль», имеющие недостатки и преимущества[3]. Например, правовая концепция, наиболее универсальная определяет контроль как проверку соответствия. Она в большей мере связана с этиологией слова «контроль», и благодаря
этому применима к любым видам контроля в любой сфере деятельности человека и общества. Под это определение подпадают и количественные, и качественные признаки контролируемых объектов. Данная концепция порождает прикладные формы контроля, такие как экспертиза, инвентаризация, ревизия, основанные на проверке соответствия и подтверждения[4].
Кибернетический подход к определению контроля основан на взгляде на контроль - как на способ обратных связей, возникающих между управляемой и управляющей подсистемами внутри единой системы управления. Сама концепция основана на теории систем и кибернетике. Данная концепция, рассматриваемая экономистами зачастую применительно к системам управления, на самом деле основана на принципах механических и математических систем, поэтому ее также можно отнести к универсальным в смысле общности определения механизма действия контроля как способа обратных связей. В то же время, данная концепция основана на количественной регистрации контролируемых фактов и поэтому не рассчитана на применение сложных форм контроля, отличающихся сочетанием различных приемов и методов. Эта концепция, как и другие, основанные на системном подходе, предполагает процедуры тестирования, встроенные в бизнес-процессы[5].
Наиболее распространена в отечественной экономике теория контроля, основанная на его определении как этапа или функции управления, которые должны оценивать степень соответствия итогового результата управленческого решения запланированному[6]. Изучение данного аспекта показало, что при таком понимании сущности контроля выдвигается качественная характеристика объекта контроля на основе использования специфических приемов анализа и учета. Концепция применима к социальным системам, названа в работе общим понятием «процессная»[7].
В последние десятилетия появилась новая концепция контроля как деятельности, направленной на снижение рисков, возникающих в связи с достижениями целей организации[8]. Оценка методик, применяемых в ходе реализации этой концепции, дает основания полагать, что она в целом ограничена количественные характеристиками контроля и связана с управлением любыми объектами. В рамках реализации этой концепции также выделяются системы, но не по функциональному признаку «управление-подчинение», а в разрезе всех необходимых для контроля атрибутов: объекта (контрольная среда и идентифицированные риски), способа (мониторинг) и, инструментария (средства, методы), источников (данные учета) [9].
Систематизация существующих концептуальных взглядов на контроль позволила классифицировать модели контроля в зависимости от его определения (рис. 2): с точек зрения деятельности и модели управления. К первой группе отнесены две концепции, определяющие контроль как деятельность: правовая и риск-ориентированная, ко второй - две модели, характеризующиеся через управление: с использованием теории систем и на базе процесса управления, которые в свою очередь делятся соответственно на кибернетическую и риск-ориентированную модели, а также на модели, связанные с этапами и функциями управления[10]. При изучении места контроля среди функций управления было установлено, что все функции управления можно разделить на уровни: первый, второй - производный от первого и более низкий уровень: третий, четвертый, что позволило отнести контроль к функциям первого порядка, а учет и анализ - к функциям второго порядка, производным от контрольной[11].
Рис. 2. Классификация концептуальных подходов к определению категории «контроль» [12]
К важнейшим процессам в системе управления предприятием относятся: стратегический менеджмент, операционный менеджмент, финансовый менеджмент, управление качеством, управление персоналом, информационный менеджмент, управление маркетингом, инновационный менеджмент. Управленческий контроль, являясь неотъемлемой частью управления корпорацией, увязывает все перечисленные процессы между собой (рис. 3). Например, контроль ресурсов, поступающих на вход предприятия, ограничивает использование некачественных сырья, материалов, полуфабрикатов в сфере операционной деятельности. Это позволяет уменьшить затраты при контроле качества продукции (услуг). Аналогично протекают взаимосвязанные процессы контроля и в других процессах менеджмента[13].
Контроль стратегии предприятия
Контроль маркетинговой деятельности
Контроль финансовой деятельности
Контроль кадровой политики
Контроль операционной деятельности
Контроль ресурсов
Контроль качества продукции
Контроль информационной деятельности
Контроль экономической безопасности
Контроль результатов деятельности предприятия
Контроль инновационной деятельности
Субъекты управленческого контроля
Рис. 3. Модель управленческого контроля в системе управления предприятием[14]
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль – осуществляется в области человеческих ресурсов. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемыми. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать их дефицита[15]. Важнейшим методом предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который одновременно выполняет и функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля и в том смысле, что дает уверенность руководителям: когда организации нужны будут наличные средства, то эти средства у нее будут. Бюджет устанавливает предельные значения затрат и не позволяет тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца[16].
Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Для осуществления текущего контроля необходима обратная связь, то есть информация о ходе выполнения работ, получаемая от исполнителей. Обратная связь позволяет выявить множество проблем и скорректировать отклонения от намеченных путей достижения поставленных целей[17].
Заключительный контроль – осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми, после того, как работа выполнена. И еще одна важная цель достигается благодаря заключительному контролю: оценка результатов позволяет устанавливать соответствующее вознаграждение за выполненную работу, что в свою очередь способствует мотивации работников[18].
1.2. Организация контроля на предприятии
Кадровая структура контроля обеспечивает четкое разделение контрольных обязанностей. Контроль, так или иначе, осуществляют все работники или участники, то есть владельцы организации при исполнении возложенных на них обязанностей, либо только на основании соответствующих прав. Поэтому всех субъектов управленческого контроля, относительно объектов контроля, целесообразно распределить по уровням их значимости в контроле следующим образом:
- субъекты внутреннего контроля первого уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, как форма независимой оценки (за исключением самоконтроля), но в силу производственной необходимости, они выполняют и контрольные функции (например, рабочий, контролирующий качество работы оборудования) [19];
- субъекты внутреннего контроля второго уровня – выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров). Обычно это руководители групп работников, служб или отделов;
- субъекты внутреннего контроля третьего уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности) [20]. Данные субъекты прямо или косвенно влияют на деятельность первых двух групп;
- субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление непосредственного контроля (сотрудники отдела внутреннего контроля и аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля, контролёры качества);
- субъекты внутреннего контроля пятого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов) [21].