Файл: Справочник Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социальноэкономических дисциплин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный экспресс-справочник
Разработано с учетом государственного образовательного стандарта
по циклу социально-экономических дисциплин
Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
-
Возникновение психологии как науки -
Отрасли психологии -
Задачи и место психологии в системе наук -
Основные исторические этапы развития психологической науки -
Основы функции психики. Особенности психического отражения -
Основные этапы развития психики -
Структура психики человека -
Психика и особенности строения мозга -
Деятельность -
Функции речи -
Виды речевой деятельности и их особенности -
Методы психологии
II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
-
Понятие об ощущении и его физиологической основе -
Основные характеристики анализаторов -
Виды ощущений -
Понятие о восприятии -
Основные свойства восприятия -
Нарушение восприятия -
Общая характеристика внимания -
Свойства внимания -
Общие понятия о памяти -
Виды памяти -
Забывание -
Развитие мышления в персоногенезе -
Виды мышления -
Мыслительный процесс -
Операции мыслительной деятельности -
Качества мышления и структура интеллекта -
Оценка интеллекта -
Способы активизации мышления -
Расстройства мышления -
Общая характеристика воображения -
Виды воображения -
Мысленный эксперимент
III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
-
Сознание как высшая ступень развития психики -
Взаимодействие сознания и подсознания -
Психические состояния человека -
Состояния сознания. Роль сна -
Виды эмоциональных процессов и состояний -
Теории эмоций -
Физиологические механизмы стресса -
Стресс и фрустрация -
Воля как характеристика сознания -
Структура волевого действия -
Мотивация
IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
-
Социальная среда и личность -
Социализация личности -
Периодизация развития личности -
Типология неправильного воспитания -
Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация -
Жизненные кризисы -
Самосознание -
Социальная роль -
Социальный статус. Систематизация социальных ролей -
Ролевые и внутриличностные конфликты
V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
-
Структура личности по Фрейду -
Теория сексуального развития З.Фрейда -
Защитные механизмы (по Фрейду) -
Бихевиоризм -
Поведенческая концепция Б.Скиннера -
Типология поведения по Макгвайру -
Когнитивные теории личности -
Иерархия потребностей А.Маслоу -
Самоактуализация личности -
Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга -
Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа -
Генетический подход Чампиона Тойча
VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
-
Психологическая структура личности -
Способности -
Понятие о темпераменте и его физиологических основах -
Типы темперамента и их психологические характеристики -
Учет темперамента в деятельности -
Конституционные и клинические типологии -
Клинические типологии личности -
Характер -
Акцентуации характера -
Невроз. Виды неврозов -
Аутотренинг -
Психосоциотипы -
Сенсорная типология -
Психогеометрйческая типология -
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру) -
Психологический рост (по Адлеру) -
Типы людей и "локус контроля" -
Жизненные сценарии в судьбе человека -
Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности -
Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ
-
Функции и структура общения -
Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения -
Виды общения -
Трансактный анализ общения -
Вербальные и невербальные средства общения -
Общение как восприятие людьми друг друга -
Методы психологического воздействия -
Группы и коллективы -
Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия -
Лидерство -
Стили управления -
Эффективность руководства -
Психологические требования к менеджеру
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1. Возникновение психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.